Политические взгляды белых генералов и штаб-офицеров.

Хотелось бы затронуть вот какую, на мой взгляд, интересную тему.
Относительно Белых ведь бытует масса стереотипов,- если анализировать крайности, то одна точка зрения считает белые армии монархическими, другие, наоборот, упирают на эсеровско-кадетскую составляющую "демократическо-социалистических" сегментов в движении.
На мой субъективный вкус, в доме Оболенских, как водится, с историей гражданской войны все смешалось. Поэтому было бы интересно свести в единый список самых видных военных лидеров Белого движения и попытаться четко определить каких политических взглядов они придерживались. С гражданскими ведомствами белых правительств тоже очень все неоднозначно,- лишь лихолетье и безумное смещение всего и вся могли свести в единое правительство царского министра и легального марксиста, как это произошло в Крыму, поэтому затрагивать гражданские ветви власти белых правительств в рамках этой темы я бы пока не хотел.
Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть один нюанс,- политические взгляды, даже четко и открыто озвученные, еще ни о чем не говорят, ибо даже сам термин "монархист", "либерал", "социалист" воспринимался и воспринимается разными людьми очень по разному и вполне возможно, даже Скоблин был монархистом.
А.Г.Кавтарадзе в своей монографии приводит следующие цифры генералов и штаб-офицеров, служивших большевикам: - 775 генералов и 1726 штаб-офицеров (980 полковников и 746 подполковников). Учитывая институт военспецов, судить объективно о политических взглядах данных офицеров не представляется возможным без рассмотрения каждого случая в отдельности.
Что касается, генералов, к началу ПМВ генералов было 1260 человек.
Летом 1916 года - полковников было около 7 тысяч, генералов 3-4 тысячи(по Волкову), из них 775 генералов на службе в РККА. остальные, по большей части, белогвардейцы. Какими же были взгляды большинства?
1.Антон Иванович Деникин,- часто его называют "республиканцем", это неверно. Деникин выступал за конституционную монархию и скорее по политическим воззрениям был близок к монархистам-кадетам. Ведь очень многие забывают, что даже Милюков ратовал за сохранение монархии.
Из Пути Русского Офицера, А.Деникин:
В академические годы сложилось мое политическое мировоззрение. Я никогда не сочувствовал ни «народничеству» (преемники его социал революционеры) – с его террором и ставкой на крестьянский бунт, ни марксизму, с его превалированием материалистических ценностей над духовными и уничтожением человеческой личности. Я приял российский либерализм в его идеологической сущности, без какого либо партийного догматизма. В широком обобщении это приятие приводило меня к трем положениям:
1) Конституционная монархия,
2) Радикальные реформы и
3) Мирные пути обновления страны.
Это мировоззрение я донес нерушимо до революции 1917 года, не принимая активного участия в политике и отдавая все свои силы и труд армии.
2.Петр Николаевич Врангель,- правый монархист. Знамя монархии офицально поднято только в эмиграции.
П.Н. Врангель П.Н. Краснову
«Вы не можете сомневаться в том, что по убеждениям своим я являюсь монархистом и что столь же монархично и большинство Русской Армии. Но в императорской России понятие «монархизм» отождествлялось с понятием «родины». Революция разорвала эти два исторических неразрывных понятия, и в настоящее время понятие о «монархизме» связано не с понятием о «родине», а с принадлежностью к определенной политической партии. Нужна длительная работа, чтобы в народном сознании оба эти понятия вновь слились воедино. Пока этот неизбежный процесс не совершиться… пока оба эти понятия не станут вновь однородными, пока понятие «монархизма» не выйдет из узких рамок политической партии, Армия будет жить только идеей Родины, считая, что ее восстановление является реальной первоочередной задачей»
3.Александр Васильевич Колчак,- "до февраля 1917 года я был монархистом",- непредрешенчество.
Колчак. Моя точка зрения была просто точкой зрения служащего офицера. Я относился к монархии, как к существующему факту, не критикуя и не вдаваясь в вопросы по существу об изменениях строя. Я был занят тем, чем занимался. Как военный, я считал обязанностью выполнять только присягу, которую я принял, и этим исчерпывалось все мое отношение.
Попов. Вы уклоняетесь от прямого ответа: были ли вы тогда монархистом или нет?
Колчак. Я не могу сказать, что монархия это — единственная форма, которую я признаю. Я считал себя монархистом и не мог считать себя республиканцем, потому что тогда такового не существовало в природе. До революции 1917 года я считал себя монархистом.
4.Михаил Васильевич Алексеев,- конституционный монархист, но не сторонник династии Романовых. Напоминает в этом отношении генерала Корнилова.
Из очерков русской смуты Деникина:
Несравненно труднее обстоял вопрос с лозунгами.
«Великая, Единая и Неделимая Россия» – говорило уму и сердцу каждого отчетливо и ясно. Но дальше дело осложнялось. Громадное большинство командного состава и офицерства было монархистами. В одном из своих писем[ ] генерал Алексеев определял совершенно искренне свое убеждение(!) в этом отношении и довольно верно офицерские настроения:
«… Руководящие деятели армии сознают, что нормальным ходом событий Россия должна подойти к восстановлению монархии, конечно, с теми поправками, кои необходимы для облегчения гигантской работы по управлению для одного лица. Как показал продолжительный опыт пережитых событий, никакая другая форма правления не может обеспечить целость, единство, величие государства, объединить в одно целое разные народы, населяющие его территорию. Так думают почти все офицерские элементы, входящие в состав Добровольческой армии, ревниво следящие за тем, чтобы руководители не уклонялись от этого основного принципа."
Очень многие считали необходимым немедленное официальное признание в армии монархического лозунга. Это настроение проявлялось не только внешне в демонстративном ношении романовских медалей, пении гимна.
5.Сергей Леонидович Марков,- конституционный монархист.
«Мое настроение выжидательное; я боюсь за армию; меня злит заигрывание с солдатами, ведь это разврат и в этом поражение. Будущее трудно угадать; оно трезво может разрешиться, (если лишь) когда умолкнут страсти. Я счастлив буду, если Россия получит конституционно-демократический строй и пока не представляю себе Россию республикой…» - записал С.Л. Марков в своём дневнике в марте 17-го года. Отречение Николая II произвело на него большое впечатление. Впоследствии генерал не раз подчеркивал, что является монархистом и видит будущее устройство России как конституционной монархии
6. Лавр Григорьевич Корнилов,- встречаются прямо противоположные утверждения,- что являлся, якобы, республиканцем или монархистом. Вопрос с политическими взглядами Корнилова до сих пор неясен.
Из тобольского заточения Государь Николай Александрович послал в сентябре арестованному Корнилову свое благословение. О нем Корнилов вспоминал в «Ледяном походе» в беседе с гвардии капитаном Булыгиным: «После ареста Государыни я сказал своим близким, что в случае восстановления монархии мне, Корнилову, в России не жить. Это я сказал, учитывая, что придворная камарилья, бросившая Государя, соберется вновь. Но сейчас, как слышно, многие из них уже расстреляны, другие стали предателями. Я никогда не был против монархии, так как Россия слишком велика, чтобы быть республикой. Кроме того, я — казак. Казак настоящий не может не быть монархистом...» (Керсновский А.А. История Русской армии)
Насколько правдивы эти утверждения,- неизвестно, политические взгляды Корнилова нуждаются в дополнительной верификации.
7.Александр Сергеевич Лукомский,- конституционный монархист.
Деникин
Генерал Лукомский писал мне в то время[ ]:
«… Я глубоко убежден, что это воззвание(о созыве Учеридительного собрания) вызовет в самой армии и смущение, и раскол. В стране же многих отшатнет от желания идти в армию или работать с ней рука об руку. Может быть, до Вас еще не дошел пульс биения страны, но должен Вас уверить, что поправение произошло громадное. Что все партии, кроме социалистических, видят единственной(!) приемлемой формой конституционную монархию. Большинство отрицает возможность созыва нового Учредительного собрания, а те, кто допускает, считают, что членами такового могут быть допущены лишь цензовые элементы. Вам необходимо высказаться более определенно и ясно…»
8.Михаил Гордеевич Дроздовский,- убежденный монархист. Скорее всего, наряду с Келлером, самый "правый" из всех белых военачальников.
9.Владимир Оскарович Каппель,- по свидетельствам, убежденный монархист.
Из книги А.А. Федоровича, "Генерал В.О. Каппель" (издание Русского Дома в Мельбурне, 1967 год)
Вот что пишет в своем письме его сослуживец, ныне покойный, полковник Сверчков о молодом Каппеле:
В.О. Каппель был убежденным монархистом, преданным вере православной, Батюшке-Царю и своей родине Россиии...."
В.О. Каппель до свего конца исповедывал монархические взгляды. Февральскую революцию он пережил в нравственном отношении очень тяжело...
10. Федор Артурович Келлер,- самый "правый" из всех белых генералов, правый монархист, один из двух генералов армии, кто наряду с ханом Нахачеванским, предложил Николаю II свои войска для подавления февральского мятежа.
11. Николай Степанович Тимановский,- убежденный монархист.
12. Владимир Зенонович Май-Маевский,- убежденный монархист.
13. Александр Павлович Кутепов,- убежденный монархист.
14. Иван Павлович Романовский,- республиканец. близкий к левым кадетам, своеобразная белая ворона в стане белых генералов. Начальник штаба Деникина.
Деникин о Романовском:
"Этот "Барклай де Толли" добровольческого эпоса принял на свою голову всю ту злобу и раздражение, которые накапливались в атмосфере жестокой борьбы. К несчастью, характер Ивана Павловича способствовал усилению неприязненных к нему отношений. Он высказывал прямолинейно и резко свои взгляды, не облекая их в принятые формы дипломатического лукавства. Вереницы бывших и ненужных людей являлись ко мне со всевозможными проектами и предложениями своих услуг: я не принимал их; мой отказ приходилось передавать Романовскому, который делал это сухо, не раз с мотивировкой, хотя и справедливой, но обидной для просителей. Они уносили свою обиду и увеличивали число его врагов."
15.Евгений Карлович Миллер,- монархист(?)
16.Михаил Константинович Дитерихс,- убежденный монархист.
Остаются невыясненными политические взгляды следующих генералов: Эрдели, , Родзянко, Семенов, Анненков, Юденич, Скоблин, Слащев, Покровский, Юзефович, Бредов, Розанов и др.
Особняком стоят генералы Донской армии,-Кельчевский, Богаевский, Сидорин, Мамонтов, Краснов и др.,- их политические взгляды с трудом поддаются категоризации. Тот же Краснов упоминал о монархических настроениях донской молодежи, но донской монархизм резко отличался от офицерского по многим важным нюансам.
И вообще, монархизм, как, кстатии, и другие оттенки политического спектра, зачастую, у разных людей принимал совершенно разные спецефические формы и трактовки. Особенно это очевидно в эмигрантских дискуссиях в ровсовской среде в 20-е годы.
Надеюсь, тема покажется интересной и уважаемые участники помогут дополнить список и внесут свои уточнения.
Оставить комментарий
https://bit.ly/2SUYNyo
Автоматизированный метод заработка от 3000 рублей в сутки
Гарантия возврата денег.