
Поездка на немецкое военное кладбище в Крыму


На выходных у меня получилось не только посетить Байдарские ворота, но и заехать на немецкое военное кладбище в Крыму. Это кладбище находится в Гончарном, под Севастополем. Я не раз проезжал мимо, но заехать все не получалось. Но в субботу этот пробел был ликвидирован.
Начну с того, что только поворачиваешь с трассы на дорогу в сторону кладбища, то сразу понимаешь, что тут как-то не по-нашему. Имею ввиду дороги и некую аккуратность окружающей среды. Когда я подъехал к кладбищу, мне навстречу попались россияне. Пара средних лет уже собиралась уезжать.

Правда, при въезде дорога чуть просела. Но это горная местность (оползни, проседание), на то и скидка.

Начну с того, что на немецком военном кладбище был только смотритель. И больше ни одной живой души. Смотрителем оказался мужчина пенсионного возраста. Очень общительный и позитивный человек. С его слов я и узнал краткую историю этого кладбища.
На данный момент там покоится около 25 000 немцев. В основном, это погибшие во время боев в Крыму и умершие военнопленные. В ближайшем будущем планируется увеличить количество захоронений до 40 000 человек. По договоренности, Украина должна содержать немецкое кладбище в Крыму, а немцы содержат захоронения советских воинов в Германии. Естественно, немцы свои обязательства выполняют, а Украина "отморозилсь". Поэтому, немецкое военное кладбище в Гончаровке содержится на пожертвования. Впрочем, по внешнему виду и не скажешь, что там есть проблемы с финансированием. Все чисто и аккуратно.

Схема расположения захоронений и надгробных плит.

А вот и плиты с инициалами погибших солдат.



А вот так выглядят мемориальные плиты. На последней фотографии, первым стоит имя Michael Huber 19.06.1925-18.12.1943. Погиб в 18 лет. Сомневаюсь, что он был идейным фашистов. Да и вообще, вряд ли понимал, всю глубину глубин этой войны. В основном, все погибшие имели возраст в районе 20-35 лет.

Это крест в центре кладбища.

И мемориальная плита под крестом.

А это таблички, сделанные для конкретных людей. Видимо, родственники оказались более богатые. И более любящие.

Группы по три креста размещены по всему кладбищу. Они являются скорее символикой, чем местом конкретного захоронения.

Мемориальные плиты есть по всему кладбищу. Но там где нет дорожек, я не ходил.


Вдалеке виднеется небольшой музей, который мы посетили чуть позже.


Небольшая мемориальная группа, посвященная погибшим в различных районах Крыма. В том числе и не немцам.

А вот и музей. Приезжающие родственники создали небольшой иконостас (на знаю, как это назвать по-немецки).


И еще пару фотографий этого места.

В августе каждого года, на военное кладбище в Гончаровку приезжают студенты из Германии, России и других стран Европы. Вместе наводят порядок на кладбище, общаются и даже происходит обмен студентами между семьями для обучения в других странах.

На втором расположены стенды с фотографиями, которые отображают, как следят за военными кладбищами в России, Украине и Германии.
Вы знаете, если бы я приехал на это кладбище во время летнего сезона в Крыму, то наверное ощущения были иными. Все же, летом обычно много туристов приезжает в это место. Но когда ты находишься один, на территории, которая хранит тела 25 000 человек, то отношение несколько другое. Как-то, более особенно понимаешь, что война это не есть гуд.
У меня два дедушки воевали в Великой Отечественной войне. Оба выжили, но испытания на их долю выпали неимоверные. И несмотря на то, что я глубоко чту подвиг солдат и страдания нашего во время войны, к ныне покойным немцким солдатам у меня никакого негатива. Я имею ввиду не СС-воцев и иных уродов. А простых солдат, которых система погнала умирать в чужую страну. Именно поэтому, без какого-либо сомнения, пожертвовал небольшую сумму на содержание кладбище и оставил отзыв в книге посещения.
И я уверен, что на немцев, в этом плане так же можно положиться. Они не будут, как прибалты, поляки, чехи, болгары или бандеровцы, глумится над памятниками. Они выше этого. А шавки пусть беснуются, это их удел.
|
</> |
