Методология истории (часть 6)
ivakin_alexey — 31.01.2016 Семиотика.Наука о смысле и свойствах знаков и знаковых систем. Конечно, тут Лотмана надо читать, а мне заткнуться, бо сказано до меня все.
Тем не менее, рискну.
Все вокруг нас есть знак.
Знак - объект, нагруженный смыслом. Личным смыслом, групповым, коллективным, общественным.
То есть, каждый знак имеет несколько уровней смысла.
Вы идете по своему родному городу. В этом доме вы пили с друзьями, в этом парке был первый поцелуй, здесь получили по морде, а там сами в морду дали. Это ваши личные смыслы, понятные только вам.
А там, где у вас был первый поцелуй, у вашей знакомой был неприятный опыт расставания, например.
И вы идете с этой знакомой по парку - увас настроение поднимается, у ней ухудшается. Разное смысловое содержание у одного и того же объекта.
В истории - тоже самое.
Например, свастика. Если в Индии все с ней нормально: солярный символ, все дела, то на территории Советского Союза - свастика однозначно символ смерти и разрушения. Даже если кто-то скажет, а вот в русских православных церквях есть свастики - необходимо понимать, что:
1. Церковные свастики сделаны ДО Великой отечественной.
2. Они имеют совершенно другую смысловую нагрузку.
Тоже самое с вербальным знаком "Гот мит унс" - "Бог с нами". Внешне - ничем не отличается от суворовского "Мы - русские! С нами Бог!" А вот смысловое значение - для русскоязычных - совершенно разное. Немцы, пришедшие с огнем и мечом колонизировать славянские земли, в русском коллективном сознании суть убийцы и воры, присвоившие себе "С нами Бог!".
В итоге, с точки зрения релизиозного мышления, Бог оказался на стороне СССР.
Я понимаю, что тупые танчиковеды, сейчас начнут перебирать сантиметры, тонны и плечи снабжения. Но мы говорим сейчас о семиотике знаков, а не о количестве дивизий.
Другой пример. Георгиевская ленточка.
Я, честно говоря, к ней относился скептически до событий весны 2014 года.
Помните такое?
Большего парафина я даже представить не могу. Осталось тогда только порно снять, чтобы напрочь дискредитировать память о Войне. Сам носил очень редко и через силу.
Но случилось то, что случилось.
На Украине она стала символом сопротивления бандеровцам, кричавшим еще задолго до Одессы "Смерть москалям, ворогов на ножи".
Конечно, свидомые эту ленту воспринимают как враждебный знак. Нагружат другим смыслом, своим. На то они и бандеровцы. Для них что красный флаг, что георгиевская лента - одинаково.
Лично для меня красный флаг - знамя Победы, а лента - символ огня и дыма. Это моя личная семиотика.
Какое это отношение имеет к истории как к науке?
Самое прямое.
Любой документ или археологический артефакт - есть знак.
Одна из задач историка - найти смысл этого знака.
А это невозможно без контекста событий.
Любой документ выдернутый из архива не имеет ценности, если он не прочитан внутри массива документов и временного контекста.
Глобальная ошибка профанов - оценивать документ\артефакт с точки зрения сегодняшнего дня.
Например, панфиловцы. Текст прокурорского заключения гуляет в сети еще с 1990 года. Мироненко просто наврал, когда заявил, что впервые публикует справку-доклад о подвиге 28 панфиловцев.
Но никто, нигде и никогда не публиковал весь массив документов. А смысл без контекста понять невозможно.
Геометрию учили? Проекцию помните?
Одна проекция - прямоугольник. Другая - круг. Обе - правда. А истина - стакан.
Еще хотите пример?
Катынь.
1. Убиты немецким способом.
2. Убиты немецкими пулями.
3. На дне могил осенние листья.
Вот мне уже все понятно и достаточно. И спорить на эту тему я не буду.
Хотите знать историю?
Учитесь читать знаки.
|
</> |