комментарий о "неавторской трактовке"
alexkrm — 15.07.2013 Основой для оного послужил "коломенский опрос", в части песни Б.Окуджавы "Молитва Франсуа Вийона". К десятку предложенных Д.К. исполнений (автор, Бичевская, Войнер, Дюжев-Гвердцители, Камбурова, Люткевич по-польски, Менабде, Никитины, Погудин, Светлова) я добавил еще восемь (Арефьева, Кикабидзе, Кобзон, Герштейн на иврите, она же по-русски, Макаревич с "Креольским танго", Спектор, Мильман и государственный хор Беларуси).По поводу чего комментарий: он про начало песни. Вот конкретно: вступления. Короткого или длинного проигрыша, к примеру; считается, что нужен он дабы ввести слушателя в подобающее состояние. Еще сей комментарий - про длину песни. Тут ведь какая история: можно "снять" авторское точно, но исполнить значительно медленнее или быстре. Или исполнять темп-в-темп, но разбавлять исполнение проигрышами, распевами и т.д. красивостями, у автора отсутствующими. В любом случае длина песни - это "ощущение целого". А еще точнее это ощущение выражается в доле вступления в общей длине песни.
И вот что обнаруживается на 18-ти примерах. Сперва берем длину целого в авторской версии за единицу. У Макаревича, Кобзона, Никитиных, Войнера, Спектор, Светловой, и Герштейн в русской версии - от 0,94 до 1,09. Меньше (0,78-0,88) у Герштейн на иврите и Менабде. Существенно больше авторского - у Кикабидзе (1,46), Дюжева-Гвердцители (1,40) и белорусов (1,35).
Со вступлением - картинка несколько разнообразнее. У одного (Погудин) оно отсуствует вообще. Абсолютная длина вступления максимальна у Макаревича, Бичевской и Кикабидзе (11-12% от целого). Несколько меньше - у Белолрусского хора, Кобзона, Менабде, Арефьевой и Войнера (4-6%). Минимум (1,5% у Спектор). Все остальные, включая автора, уложились в промежуток 2-3%. А вот ежли взять авторскую длину вступления за единицу, то намного длиннее оказываются версии Кикабидзе (7,32), Бичевской (6,49) и Макаревича (4,85). Наиболее близкие к единице - версия Герштейн (ивр, 0,94). Чуть-чуть подальше, но рядом: Никитины (1,18), Спектор (1,20), Люткевич (1,27).
И наконец, доля вступления в длине песни. Иначе скажем, показатель "чувства формы". Опять берем авторское за единицу.
Максимум превышения - а на самом деле "удаления от авторского" - у Бичевской (5,61). Поменьше, около 5-ти, имеют Кикабидзе и Макаревич. В промежутке от 2,5 до 3 расположились белорусы, Кобзон, Менабде, Войнер и Герштейн по-русски. Максимально же близки к единице ... Люткевич (1,08), и чуть подальше Дюжев-Гвердцители (1.13) и Никитины (1.15). Меньше единицы - Светлова (0.66).
|
</> |