Интересен ли современный российский театр?

топ 100 блогов baby_frances — 01.05.2011 Компания негров орет на остановке рядом с домом "Hit me baby one more time". 2 часа ночи. Но не об этом.

Сегодня задала исследовательнице современного (в том числе и российского) театра здесь волнующий меня, на самом деле, вопрос: какой русский театр здесь знают и почему, собственно, знают так мало. Я честно думала, что знают мало - потому что не привозим, а это уже - наверное, потому что не считаем нужным и пр. ... Оказалось, что не совсем так.
Русский театр во Франции знают, но сейчас - явно не так, как прежде. Но причина кроется в том, что современный русский театр здесь не интересен. Мэтры или не ставят, или делают работы хуже предыдущих (Фоменко, туда, впрочем, и Додин попал). Для года России во Франции жюри еле-еле "откопало" пару спектаклей. Остальное (в том числе и "Дядю Ваню" Туминаса) отмели, как не представляющее в европейском масштабе ничего нового и интересного. Про "Дядю Ваню" она, впрочем, заметила, что актерские работы там хорошие, но в целом - скучно и не ах.
"Будденброки", по ее мнению, ужасны. "Ску-у-у-чно". Она была на премьере и сказала, что российские критики тоже скучали (неужто правда?) "Ничья" - неплохо, но сложный для турне материал (правда, ее же как раз вывозят - думаю, дело в принимающей стороне еще). О "Повешенных" вспоминает хорошо.
Серебренникова не выносит и рада, что его во Францию не привозят.
В общем и целом вывод был - что театр у нас стал хуже и ничего не может им предложить. Грустно, правда?

И вот, с одной стороны, это так. В смысле, грустно. Мы ужасно отстаем в плане театрального кода. Где - современный театральный язык? Можно (самое примитивное сейчас рассмотрю), сколько угодно риторически вопрошать: Видео-проекции онлайн и т.п. - все же это уже было, это ж не Варликовский придумал.. Конечно, не он, в 60х годах уже было вовсю. Но покажите, где у нас сейчас этот прием так к месту используется и при этом - не в лоб, художественно.
А главное, что сделала очевидным польская программа Золотой Маски, в нашем театре отсутствует социально-историческая рефлексия. Есть отдельно - любители современных чернушных текстов и спектаклей, и отдельно - "большой" театр, которому язык современной драматургии не интересен. Но теперь стало очевидно, что проблема не только в этом.
Вообще-то говоря, естественно, что в Польше это есть, а у нас - нет. Польша освободилась и ищет себя, осознает свою культурную идентичность. Болезненно - и это отображается в театре.
Мы - немножко не в том положении. Если они освободились от гнета, от чуждого политического слова, то мы является наследниками этого слова и до сих пор непонятно, как к этому относиться. Аполитичность была как манна небесная: можно наконец-то не вставлять понятно чьи цитаты и не ставить произведения о том, как стремительно приближается к нам светлое будущее, а положительные герои в этом помогают. И т.д. и т.п.
Но я думаю, что польская волна всколыхнула наш театральный мир и, дай Бог, плоды даст.
Нам нужен рефлексирующий театр. Причем который будет способен рассмотреть проблему в ее всеобщем национальном масштабе, в человеческом тоже - не сводя к тому, что все у нас плохо, грязно и бесперспективно. В искусстве "перспектива" есть всегда.
И вся "новая драма" и вербатим нужны были, может, именно для того, чтобы появилась новая режиссура. Которая что-то от них воспримет, но оторвется. Нам нужна режиссура, которая не прибьется только к тому или иному лагерю, нам нужна новая позиция. Заинтересованная в современном дне и в современном обществе, но при этом не алчущая только актуальности, разбирающаяся в истории искусств и просто истории - и при этом знающая жизнь разных слоев и городов, - такая режиссура имеет шансы на то, чтобы участвовать в возрождении русского театра и его укреплении.

Но мысли мои далеко не все были мрачны. По мнению Б., Варликовский слишком много ездит по турне, и его последний спектакли не так хорошо, а скоро он иссякнет, на Някрошюса еще ходить надо, но он уже не слишком интересен...
И тут я себя словила на мысли, что французы - эстеты, и им нужно во-многом просто что-то новое и качественное. И как что-то отживет свой срок - перекидываются на другое, ибо жизнь на месте не стоит. Но какого театра мне не хватает во Франции - при всем при том, что можно найти, казалось бы, все что угодно, - так это театра серьезного и медленного. Здесь подчас слишком все весело и легко. Что поделать, если я воспитана в культуре страдания. Так что наш театр, наших женовачей (они тоже француженке кажутся скучными, хотя место хорошее, СТИ, занятный отзыв), МК, ТЮЗ, Каменьковича и т.д. - нам терять ни в коем случае нельзя. Театр, он ведь все-таки - не на экспорт делается. Он прежде всего - для себя, своего "местного" общества.

А тут уже главная задача - вовлечь общество в диалог. Но это совсем длинная тема, мыслями своими нам нужно обязательно обменяться. В моей голове все крутится хотя бы начать встречи на факультете, чтобы собраться вот с кафедрой XX века - и обсудить, почему сейчас возникла постановку по Довлатову, что он значит сейчас и что значил тогда, какие смыслы сегодняшний день вкладывает... как просто филологи воспринимают те или иные спектакли. Это малая толика и вы скажете, что филологи - это же тоже не общество, но каждый ведь отвечает за то, что может. Мне кажется, что подобные встречи были бы уместны и полезны, особенно если на них бы приходили театральные деятели. Нашему театру не хватает диалога.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
– …Просто они, как сейчас молодежь говорит, «забили» на мой день рождения, вот и все! – обиженно рассказывает шестидесятилетняя Клавдия Максимовна. – Утром сын позвонил, поздравил, я ему говорю – к четырем часам жду вас на даче, приезжайте, будем отмечать. А он – мама, приехать никак не ...
     Все мы любим эту прекрасную, старую страну. Испытываем к ней искренние чувства. Но что же там происходит?! Посмотрите новостные сводки: "Более двухсот человек пострадали в ходе уличных беспорядков". Простые слова, а что же они означают?      ...
Мужчина, 60+, в течение 15 лет сахарный диабет. Распространенный атеросклероз, одна голень ампутирована. Переносил инфаркт миокарда. Диабет контролирует плохо. Вызвал скорую в связи с одышкой. Анализ на входе вы видите. Практически сразу начали ИВЛ. При обследовании обнаружилась ...
...
Как видим, требования в основном социального характера. В целом - если на Западе деньги "разбрасывали с вертолетов", то у нас правительство не только практически не оказало помощи, но и попыталось найти новые источники доходов (покупки в интернет-магазинах, переводы на карты, ...