рейтинг блогов

беседа с Альбером Анри

топ 100 блогов severr22.08.2010 Некоторое время назад встретился и поговорил с ветераном Нормандии-Неман Альбером Анри

поскольку печатные изнания не интересуются - под катом нечто вроде интервью, или запись беседы... мир должен знать своих героев и выражать им заслуженные ими почести...

некоторую заумь моих вопросов, связанной, без ложной скромности, с уникальной высотой моих познаний по предмету (беседа с Альбером Анри), я попытался разбавить в виде комментариев в скобках, выделеных синим цветом и ссылками на мои предыдущие посты.)

заодно обращаюсь за советом - какой сувенир можно было бы подарить ветерану, что бы сделать ему приятно.

повторюсь - данная писанина имеет единственную цель - воздать честь ветерану Нормандии-Неман Альберу Анри, который ее заслужил как никто другой. Перепечатки при условии указания авторства и источника приветствуются.

беседа с Альбером Анри
Альбер Анри, сержант запаса французских ВВС, один из ныне здравствующих ветеранов Нормандии-Неман, и один из наиболее активных ветеранов, много сделавших в свое время для организации музея Нормандии-Неман. И, возможно, единственный из ветеранов, кто по собственной инициативе до сих пор ходит по школам и рассказывает детям об этой части и о своей любви к России. Бодрый и активный старичок, готовящийся встретить свою 92 годовщину, встретил меня с супругой и старшей дочерью. Дай Бог им всем здоровья.

Альбер Анри: я родился 12 февраля 1919 года в г. Гарш. Мой отец был садовником, а мать поваром. С юности я был привержен идеалам коммунизма, в юности я вступил во французский комсомол, а затем в коммунистическую партию.

С.Дыбов: с чем был связан Ваш выбор?

АА: в 30-е годы жизнь во Франции была трудна экономически и политически. Мы хотели покоя и стабильности. Кроме того мы знали, об успехах Советского Союза, где была ликвидирована эксплуатация человека человеком. В городе Гарш, где я вырос проводились фестивали газеты "Юманите". С детства я на них бегал сначала из простого любопытства, затем стал слушать и затем стал коммунистом, и остаюсь им по сей день. Я всегда голосовал только за коммунистов, а если они не проходили в следующий тур, я голосовал за социалистов.

СД: с 1936 г. Вы занимались планерным и парашютным спортом?

АА: я хотел стать летчиком. В 1936 г. во Франции впервые к власти пришли социалисты. Среди прочих добрых дел они организовали систему народных авиаклубов, где молодежь могла учиться летать. Эти клубы были бесплатными. Многие из пилотов Нормандии-Неман начинали в таких клубах. К сожалению, мне не разрешили летать из за зрения. Сейчас летчики могут летать в очках, тогда же таких как я не брали в пилоты. Тогда я занялся прыжками с парашютом и совершил несколько полетов на планере.

СД: в это врем яВы работали в корпорации "Блерио"

АА: я работал токарем в авиастроительной компании "Блерио", которая была национализирована в 1937 г. и ныне превратилась в Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS)

СД: до армии? в армию Вы были мобилизованы?

АА: да, в декабре 1939 г. я был мобилизован в рамках общей предвоенной мобилизации. Франция, к сожалению, потеряла много времени и не была готова к войне, которая началась в 1940 г. Люди выражали недовольство, что их призывают в армию и пытались устроиться на службу недалеко от их семей. Поэтому был недобор в воинских частях в колониях. Мне предложили поехать в Сирию и я согласился. В результате, наоборот, когда началась война я оказался далеко от военных действий. Я служил сначала в Раяке, а затем меня перевели в Алеппо.

СД: В Сирии в то время шли приготовления к военной акции Франции и Великобритании проив СССР, Вы знали об этом.

АА: да, они хотели атаковать СССР через Кавказ. Идиоты! Нет в то время я ничего об этом не знал. Наши базы были плохо вооружены, была острая нехватка самолетов. В Раяке и Алеппо было не больше 20 самолетов в каждом. Англичане поставляли только старые самолеты. Не представляю каким образом подобная акция могла быть осуществлена.

СД: что изменилось с началом войны*? (* СД - в данном случае, когда речь идет о начале войны, имеется в виду май 1940 г., начало нападения Германии на Францию)

АА: ничего. После начала войны у нас осталось 6 самолетов на аэродроме. После подписания перемирия мы прололжали служить как и раньше. Мы знали, что капиталисты нас предали и подписали капитуляцию Франции. Затем в Алепо прибыли немецкие самолеты. Мы стали воевать вместе с немцами против англичан. Это было очень неприятно, поэтому когда мне предложили вступить в подпольную групу я сразу согласился.

СД: как это выглядело и чем вы занимались в подполье?

АА: честно говоря, это громко сказано. Один из офицеров нашей базы капитан Матезино подошел ко мне с предложением. Во время моей службы я всегда был укладчиком парашютов, и одновременно на автомобиле вечером я отвозил ряд офицеров в город, а зетем возвращался. Утром вновь их забирал и т.д. Мне предложили посещать в городе одно кафе и сообщать в какой части аэродрома были расположены немецкие самолеты в тот день утром и вечером. После возвращения из полетов, они располагались либо на южной либо на северной части аэродрома. Однажды прилетели английские самолеты и разбомбили немецкие, точно зная, где те расположены. Началась суматоха и на следующий день меня арестовали. Мне угрожали расстрелом.

СД: Это было уже во время Сирийской кампании 1941 г?

АА: ну конечно. Англичане успешно наступали и взяли Дамаск. У нас не было ни желания ни оружия воевать против них. Немцы нам не помогли.

СД: кому "вам"?

АА: Франции. Франция Виши была на стороне немцев.

СД: но на стороне англичан были части "Свободной Франции". Вы не воспринимали это как своего рода гражданскую войну?

АА: Нет. Я тогда почти ничего не знал про "Свободную Францию", и не знал что они воевали на стороне англичан. Я всегда был против фашизма и не хотел воевать вместе с немцами. И почти все французы были настроены аналогично. Поэтому англичанам удалось быстро захватить Сирию.

СД: Вас освободили англичане?

АА: нет. Мне угрожал расстрел. Поэтому я решил бежать. Мы знали, что в Палестине уже англичане. Однаждя с двумя другими арестантами, пользуясь тем, что нас очень плохо охраняли, мы сбежали и улетели в Бейрут на старом самолете. Мы сели в пустыне, не долетев до Бейрута, из за нехватки горючего, и затем еще более семи часов шли пешком по пустыне, пока не наткнулись на англичан. Сначала нас арестовали, потом пришел французский офицер и предложил нам вступить в армию "Свободной Франции" генерала де Голля. Я сразу же записался. Тогда же я узнал, что СССР начал войну против фашистов и понял, что мы победим.

СД: что было потом?

АА: потом я вернулся в свою часть в Алеппо. Всему французскому гарнизону предложили вступить в "Свободную Францию". Представляете? Вернее, это невозможно представить - из 400 человек, нас было 6, кто записался к де Голлю. Остальные не хотели служить у англичан и уехали во Францию. к Виши! Сколько лет прошло, я до сих пор в гневе. Они не хотели бороться за свободу своей Родины. Не хотели! Кто должен был это делать для них?

СД: Среди французских пилотов, отказавшихся тогда поступать к де Голлю, были и будущие пилоты Нормандии-Неман. Как Вы к этому относитесь.

АА: Были такие пилоты? кто это?

СД: например Леон Кюффо, Герой Советского Союза Жак Андре...

АА: да, действительно Леон Кюффо тогда был в Сирии. Я их не знал во время войны. В "Нормандию" они прибыли уже после того, как я уехал. Вообще нужно сказать, что пилоты первой группы и последующих сильно отличались. Если первые были республиканцы, с риском для жизни в трудные годы бежавшие, что бы бороться за Родину, то последующие воевали в "Нормандии", только потому что их туда послали после того, как американцы захватили Алжир*. (* СД - авиагруппа №3 "Нормандия" должна была состоять из двух эскадрилий пилотов и группы французских механиков. Однако де голль так и не смог обеспечить полный набор ни первых ни вторых из за нехватки кадров. В ноябре 1942 г. США осуществили высадку во французском Алжире, куда после поражения в 1940 г. были выведены французские авиачасти. После присоединения Алжира, или Африканской Франции к союзникам, стало возможно пополнение "Нормандии" пилотами из Северной Африки.)

СД: что было потом?

АА: потом из Алеппо меня перевели в Раяк. Там формировались авиагруппы "Эльзас" и "Лотарингия". Англичане поставляли самолеты - настоящий металолом. Мы собирали один из двух-трех. Французы (вишисты) перед уходом из Раяка обрезали стропы у всех парашютов. Я чинил стропы. У меня было несколько солдат в подчинении и специальная машина для плетения строп. Починеные парашюты я сам испытывал, прыгая с самолетов.

СД: не боялись?

АА: чего бояться? я сам чинил и был уверен в своей работе. Кроме того я всегда прыгал с запасным парашютом. Затем вместе с "Лотарингией" я участвовал в боевых операциях в Египте и Ливии. Дважды я даже вылетал на операции в качестве бортстрелка. С "Лотарингией" я дошел до Тубрука. Затем нас вывели напереформирование в Раяк где и стало известно о наборе добровольцев в СССР. Я записался первым.

СД: среди механиков были только добровольцы или были те, кого направляли в СССР в приказном порядке.

АА: прежде всего нас готовили для полетов на двухместных самолетах, поэтому набиралась команда механиков и бортстрелков. Все кто записался были добровольцами.

СД: В своих воспоминаниях Жан Калобр механик командира "Нормандии" Жана Тюляна пишет, что отказывался ехать, но его отправили в приказном порядке.

АА: Жан Калобр был очень хоршим механиком и Тюлян хотел, что бы он оставался его механиком и в России.

СД: Это был единственный случай?

АА: честно говоря, 68 лет прошло, в моей памяти отложилось так, что были только добровольцы. Когда группа начала формироваться, многие не хотели ехать в СССР и нас отговаривали. Они говорили - вы что? с ума посходили? куда вы едете в такую даль, в такую ужасную страну? Вас там расстреляют, посадят, отправят в Сибирь. Даже если СССР выиграет войну, вы никогда не вернетесь.

СД: Вы готовились летать на двухместных самолетах. Почему?

АА: тоже не помню, но мы думали, что будут двухместные самолеты, поэтому в команде было 15 механиков, 15 бортстрелков и 15 оружейников*. (* СД - Первоначально, до прибытия в Москву капитана Мирлеса, в результате нечетко сформулированной задачи, французскую эскадрилью предполагалось вооружить штурмовиками Ил-2. Французская военная миссия даже выполнила перевод технической документации штурмовика на французский язык.)

СД: Вы были механиком Риссо?

АА: нет. Я никогда не было механиком. Я был укладчиком парашютов. Я изначально направлялся в СССР в этом качестве и был укладчиком до высылки технического состава "Нормандии" из СССР.

СД: Вы помните первых командиров?

АА: конечно! Жозеф Пуликен, Жан Тюлян, Альбер Литольф. Замечательные люди, чуткие командиры и прекрасные летчики.

СД: Вы слашали об Андре Жубелене?

АА: нет. Кто это?

СД: это первый командир, сформировавший группу.

АА: Нет не слышал. Когда я записался в группу, командиром был Жозеф Пуликен.

СД: Что Вы думаете о том, что командование не согласилось с назначением на должность командира Жана Тюлян, а назначили Пуликена?

АА: о чем Вы?

СД: Вы не помните этой истории? Она описана в нескольких книгах, в частности в книге Ива Курье?

АА: Не помню. Повторюсь - 68 лет прошло. И к тому же я был простым сержантом, меня никто не информировал о назначениях командиров в группе.

СД. Вы помните Альбера Мирлеса?

АА. я видел его только один раз, перед отправкой на фронт.

СД. Вы можете что то сказать о полковнике Корнильон-Молинье?

АА. не помню такого.

СД: это командующий ВВС на Ближнем Востоке, который вручал вам значки Нормандии.

АА: теперь вспомнил. Нет, мы его видели только тогда.

СД: Вы ничего не слышали об истории, когда Корнильон-Молинье приглашал в "Нормандию" Антуана де Сент Экзюпери?

АА. нет, никогда не слышал.

СД: Вы помните приезд де Голля в группу?

АА: конечно. Мы были очень горды.

СД: В начале беседы Вы сказали, что Вы коммунист. Были ли другие коммунисты в группе? какое влияние имели коммунистические идеи в группе?

АА: Нас было двое коммунистов - я и Ламброзо. Коммунистические идеи во время войны ушли куда то на задний план. Да мы время от времени ругали капиталистов и буржуев, но занимали нас только мысли о победе, об освобождении своей Родины. Даже мое согласие воевать в СССР было связано не столько с моим членством в партии, сколько ради того, что я хотел посмотреть далекие страны.

СД: среди пилотов были коммунисты.

АА: нет, среди них не было коммунистов, но они все были республиканцы. Это были замечательные люди, готовые на немыслимые самопожертвования ради своей страны.

СД: а Марсель Лефевр?

АА: да, верно, Марсель Лефевр был коммунистом.

СД: он был коммунистом по убеждениям, или членом компартии с партбилетом?

АА: он был членом компартии с партбилетом, как и я и Ламброзо. Мы были с ним дружны. Мы с ним были только двое нормандцев в группе. Он был из рабочей семьи и тоже закончил аэроклуб перед войной. Я считаю что он по заслугам был награжден званием Героя Советского Союза. Это он дал группе название "Нормандия". Вернее Пуликен хотел назвать группу "Бретонь", но группа бомбардировщиков "Бретонь" в то время уже было создана. Выдвигались разные варианты - Север, Западная Фландрия, но Пуликен все время возвращался к Бретони - Бретонь-2, Северная Бретонь, на что Марсель Лефевр сказал - раз не получается назвать "Бретонь", давайте назовем "Нормандия", мы соседи с бретонцами. Все засмеялись и решение было принято.

СД: это как то отражалось, что Вы коммунист?

АА: скорее мешало. я чувствовал, что русские мне не доверяют из за того, что я коммунист. Я даже визу в Тегеране ждал месяц.

СД: Ваша семья во Франции знала, что Вы в СССР? они подвергались преследованиям?

АА: в отличие от Марселя Лефевра меня не судили за переход на сторону "Свободной Франции", ведь официально я воевал против англичан в Сирии, а после ее захвата англичанами считался пропавшим без вести. Поэтому моя семья никаким преследованиям не подвергалась и до конца войны они не знали где я. Хотя я птытался им сообщить. Один из моих друзей в конце 1942 г. уехал во Францию и я попросил его передать моему отцу сообщения - "Ваш сын отправился в страну Ваших предков". Я имел ввиду, что я перешел на службу в "Нормандию", я думал, что они узнают о нашей группе и он поймет. Он же ничего не понял и решил, что меня убили. (смеется)

СД: Вы знали о том, что первоначально предполагалось отправить в Россию две мотострелковых дивизии, а группа "Нормандия" должна была состоять из двух эскадрилий?

АА: про мотострелковые дивизии я никогда ничего не слышал, а группа да, мы так и не смогли ее укомплектовать полностью из за нехватки как пилотов, так и техников.

СД: группа ждала отправки из Раяка с июня по ноябрь 1942 г. Почему так долго?

АА: из за паспортов. Русские не давали нам визы, потому что мы все не имели паспортов, мы были гражданими без гражданства. А тех кого судили заочно еще и приговорили к лишению французского гражданства. Русские долго не знали как поступить. В конце концов мы каждый получили по две бумажки - одна иранская виза, вторая советская виза. И с ними без паспортов и приехали.

СД: Вы помните момент получения советских виз в Тегеране?

АА: конечно помню. Потому что ни я ни Ламброзо, два коммуниста виз не получили и группа улетела без нас?

СД: ?

АА: Мы прилетели в начале февраля. Я не знаю почему, но мы свои визы ждали больше месяца. Повторюсь - у меня сложилось впечатление, что русские нам не доверяют из за того, что мы коммунисты. Мы жили более месяца на квартире у одной французской женщины.

СД: Теплую одежду Вы получили в СССР или в Тегеране?

АА: В Иваново. В Тегеране нам дали только меховые манто, закутавшись в которые мы летели до Иваново.

СД: каким маршрутом Вы летели?

АА: обычным - Тегеран-Баку-Куйбышев-Иваново. Я помню встречу в Баку. Это было незабываемо. Первая встреча на русской земле. Первая водка. Огромный стол и в центре навалена пирамида из черной икры. Потрясающе! у нас во Франции маленькая ложечка икры стоила значительные деньги, а тут - пирамида из которой мы черпали ложками.

СД: Вы сказали Куйбышев?

АА: да, в то время столица СССР была в Куйбышеве. Мы приземлились, нас встретил генерал Пети, сказал небольшую речь и мы полели дальше.

СД: Возможно Вы путаете, столица всегда была в Москве и генерал Пети тоже всегда располагался в Москве. Вы уверены, что это был Пети, а не Роже Гарро*? (* ДС - французская военная миссия во главе с генералом Пети всю войну находилась в Москве, тогда как французская дипломатическая миссия находилась в Куйбышеве.)

АА: Возможно это была Москва. Мы ничего не видели, кроме аэродрома. Но я помню генерала. Этого бюрократа и крючкотвора. Он никогда не заботился об эскадрильи должным образом, и ни разу не приезжал к нам.

СД: Разве он не присутствовал при отправке на фронт?

АА: да это был единственный раз. При чем он даже не поговорил ни с кем. Приехал надутый как индюк в советской папахе и уехал.

СД: Генерал Пети был один из немногих, а может быть и единственный генерал коммунист во Франции.

АА: не может быть!

СД: тем не менее. Вы сказали, что он был в папахе, какую форму вы носили?

АА: форму мы носили французскую. То, что каждый смог привести с собой. Это были летние комплекты. Поэтому зимой мы все ходили в советском теплом обмундировании. Генерал Пети к нам приезжал в советском полушубке, генеральских сапогах и папахе. Мы носили советские теплые штаны, куртки и полушубки. Пилотам выдавали унты на собачьем меху. Мы тоже хотели, но нам так и не дали. Кроме того летчики и механики старались беречь свою форму, поэтому чаще носили советское.

СД: Вы помните конфликт в результате которого офицер связи капитан Бондарев был заменен на лейтенанта Кунина?

АА: нет. Когда я прибыл в часть, офицером связи уже был Кунин. Я его хорошо помню.

СД: Вы помните переводчиков группы Шика, Стаховича, Лебединского?

АА: Я помню доктора Лебединского. Это был добрый заботливый человек. Он мен ялечил после моегонеудачного прыжка с парашютом на минное поле. Шика не помню. Стахович нас учил русскому языку. Он говорил, что необходимо выучить 400-600 слов и мы учили всю зиму, и к выезду на фронт уже могли говорить и понимать. (пытается говорить по-русски. потом смеятся - прошло почти 70 лет, все забыл. )

СД: Вы знали, что они из семей "белых" русских?

АА: (смотрит удивленно) они были французы.

СД: Вы помните других переводчиков?

АА: нет, мне не был нужен переводчик. Я с удовольствим учил русский и использовал любую возможность говорить. Когда бы выехали на фронт, мы ходили в близлежащие деревни, разговаривали с крестьянами, просили кушать и они нас всегда кормили. А перед отъездом как меня пугали - вы не вернетесь, вы едете в страну-тюрьму. Никогда нигде больше я не был настолько свободным, как в России.

СД: в мае 1943 г. в "Нормандию" в качестве переводчиков были направлены Эме Ноэль и Андре Трюко, двое из сорока французских военнопленных, бежавших из немецкого плена в Советский Союз и, отказавшиеся ехать к де Голлю в Лондон в 1941 г. Что Вы можете сказать о них?

АА: я их совсем не помню. Я занимался укладкой парашютов и мало общался с другими механиками и пилотами.

СД: Кремьё-Брилак в своей книге говорит, что они были присланы в качестве эмиссаров Коминтерна.

АА: мне ничего не известно.

СД: среди пилотов и механиков были люди русского происхождения или русскоязычные?

АА: не помню. кто ими мог быть?

СД: например лейтенант Познанский или Ги Жуканович.

АА: действительно. Помню Андре Познанский он помогал Тюляну, был с ним как переводчик. Жуканович был очень не дисциплинированный человек. Постоянно болтался по русским женщинам в деревнях, даже во время боев. Тюлял приказал посадить его в яму.

СД: это тот случай, о котором писал Ив Курье? что такое яма?

АА: Яма, это яма. Во французской армии в Африке и на Востоке в то время это практиковалось сплошь и рядом. Для наказания непослушных выкапывалась яма, в которую сажали провинившегося и держали там несколько дней, не выпуская и не давая есть и пить. Так и в этом случае. Его выпустили через два дня. Кстати, я никогда не видел и не слышал о пободного рода назаниях в Красной Армии. Взаимоотношения между солдатами и офицерами у русских были более тесными и человечными. Дисциплина была блестящей. Ничего похожего на французский разброд.

СД: Вы помните как проходил выбор самолета?

АА: конечно. Русские предложили на выбор несколько самолетов и Тюлян выбрал Як. Это был прекрасный самолет, лучший в то время. У него скорость разворота была на три секунды быстрее, чем у немецких, и пилот Яка всегд аимел преимущество перед немцами.

СД: почему Тюлян, если командиром был Пуликен?

АА: ...э... Пуликен еще из Иваново убыл в Москву и командиром стал Тюлян. Задача Пуликена была только довести группу в СССР*. (* ДС - на самом деле Пуликен был отозван по настоянию Мирлеса, под предлогом того, что его задача была только вывести группу в СССР. Пуликен не мог летать по возрасту, его обязанности не были четко определены, кром етого он бравировал тем, что воевал против Красной Армии в о вреям гражданской войны и его стали подозревать в шпионаже, что вызвало напряждение отношений.)

СД: Вы уверены, что русские предложили ВЫБОР самолета, а не СРАВНЕНИЕ самлетов, ведь Як был выбран в качестве самолета группы еще ДО ее прибытия в СССР.

АА: нет, генерал Захаров предложил выбор...

СД: Захаров*??? (* ДС - "Нормандия" вошла в 303-ю авиадивизию под командованием генерала Захарова после первых боев только в апреле 1943 г.)

АА: честно говоря не помню. что вы хотите, столько лет прошло. И ведь я уже говорил, я приехал в России месяц спустя после остальных, когда все это уже прошло.

СД: вопрос с питанием .

АА: питание, да, нас кормили достаточно, но пища была совершенно не привычная. Вот эти каши, мы так и не смогли их есть. Белая каша еще туда сюда, а вот черная (гречка) - у нас ей птиц кормят. Это было невыносимо.

СД: Больше вас ничем не кормили.

АА: был борщ, суп. Но чаще каша, которую мы не могли есть. (смеется) А вот мой сын, которого как сына ветеран Нормандии-Неман приглашали в пионерский лагерь в СССР вернулся полный восторгов и особено ему понравилась каша. Я как услышал не поверил, думал он специально разыгрывает меня.

СД: Мясом вас не кормили?

АА: кормили. Но это были кусочки в супе. Мы никогда не знали, что это говядина или свинина. Многие боялись, что нам дают конину и не ели.

СД: а американские консервы?

АА: я никогда не видел.

СД: а история с котом?

АА: которого мы съели? да, мы его съели. У меня даже фото есть.

СД: Вы тоже ели?

АА: в России нет, а в Сирии мы постоянно ели котов. Это там мы научились. Знаете, как его надо убивать, что бы без шуму - прижимаешь в ящике от стола, что бы только голова торчала и прижимаешь, чтоб не мявкал и не дергался, и ножом раз. Я смотрю Вы морщитесь - была война! Часто нечего было есть... а там ни кур ничего не было, кроме котов...

СД: подождите, Вы сказали, что научились этому в Сирии, значит в Сирии вас тоже плохо кормили?

АА: В Сирии с питанием было намного хуже, чем в России, просто там оно было привычное и без каш. Во время Сирийской кампании были моменты, когда нам сутками нечего было есть. Приходилось что то делать... То же самое в Ливии и Египте - мы испытывали недостаток в снабжении.

СД: оставим эту тему... Ваш легендарный прыжок с парашютом на минно еполе, описаный во всех книгах о Нормандии-Неман.

АА: еще в Сирии я заметил, что многие летчики бояться прыгать с самолетов в случае его повреждения и стремяться дотянуть до аэродрома. Разбиваются. Я хотел им показать, что это не страшно, что бы они не боялись. Тюлян разделил мое убеждение и мы поднялись с ним на двухместном Як-7. Тюлян плохо ориентировался на снегу и он сбросил меня над минным полем у края аэродрома. К тому же я никогда до этого не прыгал в свободном полете и не дергал кольцо. Обычно это было автоматическое выдергивание. Когда я дернул за кольцо, я был в неудачном положении и при раскрытии парашюта от удара у меня слетели валенки и ударило по почкам, я потом 8 дней кровоточил. Перед землей я заметил, что лечу на мины и стал вертеться, пытаясь изменить направление полета или не упасть на мину. В конце концов я упал на четвереньки между двумя минами. Мое падение наблюдали саперы и как только я приземлился, они сразу прибежали с миноискателями и вывели меня с поля.

СД: Вы были госпитализированы в Москве?

АА: нет. зачем?

СД: в книге Боловола и Лавриненко "Шпага чести" говорится, что потеряв валенки, вы обморозили ноги и Вам грозила ампутация.

АА: нет, ничего такого не было. Я замерз, конечно. Валенки я специально взял на случай, если упаду в снег. Они были мне не по размеру, поэтому я их потерял. Ну и от удара по почкам восемь дней у меня шла кровь. Доктор Лебединский мне оказал первую помошь, и все восемь дней я отлеживался в землянке. Вот и все.

СД: Вы помните первые бои?

АА: конечно. частые вылеты, первые победы, потом потери.

СД: советские ветераны вспоминают такой случай, что на 14 июля 1943 г. вы их угощали лягушками.

АF: (cмеется) было, было... знаете как мы рыбачили в России? подходишь к реке, бросаешь гранату и собираешь все, что всплыло. а вместе с рыбой всплывали и лягушки. Мы насобирали и приготовили к празднику. Но мы им сказали. Они были не довольны и говорили "не карашо".

СД: Вы помните переход из бомбардировочной дивизии в истребительную?

АА: да, после первых потерь, русские боялись, что все летчики погибнут и нас перевели к генералу Захарову. Потом стали приезжать новые летчики, Пуяд, пришли новые самолеты Як-9 и нас решили отправить назад в Сирию.

СД: Как вам объяснили необходимость отправки?

АА: механиков никогд ане хватало, кром етого 15 из нас приехали в качестве бортстрелков. Русские сразу приставили к нам своих механиков. Фактически у каждого самолета был один русский механик, один французский и один оружейник.

СД: Как они общались?

АА: нормально. Я уже говорил, что мы учили русский язык. После прибытия новых пилотов и самолетов, русские решили не возиться и поставить только своих механиков. Нам предложили поступить на летные курсы. Мы прошли экзамены и из числа техсостава отобрали 15 человек для подготовки пилотов. Мы ждали начала занятий два месяца, но потом и нас тоже отправили в Раяк.

СД: где Вы жили все это время?

АА: Мы жили в Москве в гостинице "Националь". Там нас кормили в ресторане.

СД: Ваше проживание в гостинице оплачивало советское командование или французская миссия?

АА: понятия не имею. Мы не платили. Потом нам объявили, что для курсов пилотов необходимо минимум 50 человек, анас было только 15 и русскиене захотели с нами возиться*. (* ДС - решение об открытии школы пилотов было пинято по просьбе Французского Национального Комитета генерала де Голля, по предложению Мирлесса. Не сумев обеспечить набор опытных пилотов в "Нормандию", из за противодействия как английского командования так и французского командования в Алжире, было решено, что будет проще подготовить пилотов на месте. Советское командование согласилось открыть курсы подготовки французских пилотов при наличии не менее 50 курсантов. Но и это количество французы не смогли обеспечить, к тому же Мирлесс был вынужден покинуть СССР и идея с летными курсами не состоялась.)

СД: Зарплата, которую Вм платили была достаточной?

АА: вполне. Я накопил много рублей, но в Тегеране оказалось, что иранцы не принимают их к оплате. В конце концов англичане отняли у нас рубли и выдали чеки на фунты стелингов по грабительскому курсу. Фактически они нас ограбили и мы вернулись в Раяк еще и без денег.

СД: После войны французским пилотам советское командолвание выплатило премию в размере заработной платы за весь срок службы в СССР. Механикам платили подобные премии?

АА: нет. Я ничего не получил. Я уехал сержантом и вернулся сержантом. Без наград, без денег. Над нами смеялись. Я очень жалею, что не смог остаться в СССР. Один из моих бывших подчиненых, который был капралом, к тому времени стал лейтенантом и моим начальником. у нас с ним не сложились отношения. Они мен явсячески третировал и в конце концов я просто бросил службу в Сирии и уехал в Алжир.

СД: Вы даже колониальную медаль не получили.

АА: Медаль я получил еще до СССР. С нашивками "Сирия", "Ливия", "Египет". Да мне дали нашивку "Россия", но медаль у меня была раньше. "Военну медаль" мне дали только при Миттеране. Он мне лично вручал - вон фото на стене. А после войны у меня была одна единственная награда - советская медаль "За Победу над Германией" с профилем Сталина. Я очень горжусь этой медалью и всегда ее с удовольствием ношу. Мне все равно что там говорят про Сталина. Большого ума нет ругать государственных деятелей. Вон посмотрите, что они сейчас говорят про Саркози... или Путина. А Сталин выиграл войну. Без него мы бы никогда не победили. Это он победил. Сейчас много победителей, а тогда это был только он.

СД: Вы сказали, что уехали из Сирии?

АА: да, я уехал в Алжир, потому что больше не мог служить с этим лейтенантом. В Алжире я встретил капитана Матезино, с которы=м мы занимались подпольной деятельностью в Сирии и он помог мне вернуться в армию. В части я встретил мою будущую жену, и мы расписались через 10 дней после встречи. Свидетелями на свадьбе был капитан Матезино и другой капитан, который хотел меня расстрелять в 1940 г. Потом после высадки во Франции, я дошел до Парижа. Сейчас они не говорят, а во время войны во Франции были такие же концлагеря как в Германии, где держали советских пленных. Под Парижем был лагерь Боригар, они там все были тощие как спички. я возил им еду.

СД: Вы этим занимались уже после войны, когда вернулись домой в Гарш?

АА: Да.

СД: Это французская компартия занималась советскими пленными?

АА: Нет. я сам по собственной инициативе, за свой счет покупал еду и возил русским в лагерь. Партия единственно попросила меня выступить на конференции и рассказать о моей службе в СССР. После этой конференции меня арестовали и выслали в армию в Германию. Я служил еще год.

СД: когда Вы получили медаль "За Победу над Германией"?

АА: сразу после войны в 1945 г.

СД: т.е. СССР Вас не забыл и сразу же и механики тоже были приняты как ветераны "Нормандии-Неман". Странно, что Вы не получили денежную премию. Чем Вы занимались после войны?

АА: я работал лаборантом в Институте Пастера, затем начальнико лаборатории. Кром етого я вел активную общественную работу, я был председателем профсоюза и боролся за права трудящихся.

СД: вы бывали в СССР после войны?

АА: Да, несколько раз по приглашению комитета ветеранов войны. Я бывал в Москве, в Киеве, Ленинграде. Во Франции мало кто знает, что такое "Нормандия-Неман", а в России, когда я шел по улицам со значком "Нормандии" на меня показывали пальцем и говорили "вон герой из "Нормандии-Неман". Когда мой сын был в пионерском лагере в России, он тоже носил мой значек и все говорили "вон сын героя из Нормандии-Неман".

СД: что для Вас и Вашей семьи "Нормандия-Неман"?

АА: это огромная честь и гордость, что я служил в "Нормандии". Вся моя семья горда этим фактом.

дочь вступает в разговор: Вы знаете, все наше детство прошло с разговорами про Нормандию и Россию. Мы только и слышали от папы Россия то, Россия се, нужно быть как в России, нужно делать как русские...

СД: русский язык не учили?

дочь: учили (смеется и пытается что то сказать)

АА по-русски: они все забыли. и я забыл. столько лет прошло.

СД: история знает разные периоды, франко-русская дружба, холодная война, это ка кто отразилось на Вас и Вашей семье?

АА: никак, я всегда был про-русским, красным и ко мне всегда одинаково относились.

СД: что Вы думаете о судьбе Шарля де ля Салль

АА: я его совсем не знал. что я думаю? трагическая судьба.

СД: Вас никогда не подозревали в шпионаже?

АА: нет. Я никогда не скрывал просоветских взглядов, членство в компартии, и всегда с гордостью носил медаль со Сталиным.

СД: Что Вы думаете о фильма Жана Древилля "Нормандия-Неман"?

АА: да, но ведь все было совсем не так. Но что фильм? (успокаивается) наверное невозможно объективно оценить художественное произведение о событиях участником которых был сам. Я никак не воспринимаю этот фильм.

СД: в фильме не показана роль французских механиков?

АА: да они вообще ничего не знают! понаснимали невесть что!

СД: Вы помните Альбера Прециози?

АА: конечно. мы с ним воевали в Ливии.

СД: Вы слышали о легенде, что он отец Каддафи?

АА: нет не слышал. журналисты горазды выдумывать, если все слушать...

СД: в книге Константина Фельдзера "Вперед!" рассказывается эпизод, когда два пилота Нормандии-Неман летали над Парижем с карикатурой на Сталина....

АА: кретины... в мире столько кретинов...

СД: Вы не знаете о чем речь?

АА: не знаю и знать не хочу...

СД: в определенных кругах в современной России ходят слухи, что после ввода советских войск в Чехословакию некоторые пилоты Нормандии-Неман возвращали в советское посольство свои ордена?

АА: ерунда! кто это говорит? что за фантазии? я скорее свою "Военную Медаль" отдам! не слушайте кретинов!

СД: Что Вы думаете о закрытии музея и роспуске полка Нормандия-Неман?

АА: Я думаю, что музей не будет закрыт. Вопрос взаимоотношений городских властей и руководства музей разрешиться и музей останется. Не может быть, что бы такой уникальный музей закрылся. А роспуск полка это вредительство. Существуют воинские части, созданные при Наполеоне и во время первой мировой войны, их не трогают. А "Нормандию" расформировали. Грустно. Не хочу верить в то, что их больше не будет.

беседа с Альбером Анри

© С.В.Дыбов, 2010 г.


Интервью с Марселем Альбером
беседа с Альбером Анри

беседа с Альбером Анри

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Даже не буду объяснять почему именно их выложил, просто для понимания кто учится в московских школах. А то ходят всякие дикие сплетни, знаете ли. Но реальность такова, как она есть. ...
Ну никак не могу понять почему они это делают. Любопытное наблюдение, очень надеюсь, что не многие об этом знают, в противном случае мне будет очень тревожно за наше общество. Я сейчас говорю не про крупных дилеров, а про самых мелких которые сбывают непосредственно наркоманам. ...
А тут кстати проводят опрос - Кургинян или Крылов. http://www.livejournal.com/poll/?id=1752504 Меня спросили почему я не поддерживаю хорошего и умного Кургиняна против плохого и злого Крылова. Тут есть несколько причин. Во-первых, мы с Крыловым знакомы с 1997 года ...
Как сообщило 26 мая 2021 года информационное агентство ТАСС , компания "Сухой" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию госкорпорации "Ростех") разрабатывает первый российский однодвигательный легкий тактический истребитель, обладающий сверхзвуковой скоростью и малой ...
Всю неделю Великие Протоукры одержимо искали в Яндексе слово "пердимонокль". Рейтинг поисковых запросов пользователей Украины составила компания Яндекс. Среди предсказуемых и понятных "Пореченкова" и "люстрации", украинские пользователи всю неделю пытались понять, что такое "пердимо ...