190-летие со дня рождения князя Лобанова-Ростовского. Часть 4. Внезапная смерть.

топ 100 блогов zeleninsergey30.12.2014
Часть 1-я.
Часть 2-я.
Часть 3-я.

190-летие со дня рождения князя Лобанова-Ростовского. Часть 4. Внезапная смерть. 190-летие со дня рождения князя Лобанова-Ростовского. Часть 4. Внезапная смерть. 190-летие со дня рождения князя Лобанова-Ростовского. Часть 4. Внезапная смерть. 190-летие со дня рождения князя Лобанова-Ростовского. Часть 4. Внезапная смерть.
Европейские министры иностранных дел:
Австро-Венгрия - граф Голуховский
Германия - барон Маршал фон Биберштейн
Британия - маркиз Солсбери
Франция - Габриэль Аното

Но князю Лобанову-Ростовскому не довелось увидеть продолжения этой  политики и незаслуженной победы японцев в войне с Россией в 1905 году. Он недолго пробыл министром иностранных дел. В конце лета 1896 года он неожиданно скоропостижно скончался. «Судя по всему, к осени 1896 года у Лобанова сложилась конкретная внешнеполитическая программа. На Ближнем Востоке, используя "концерт" великих держав, и в первую очередь союз с Францией, сохранять, пока возможно, статус-кво, оттягивая раздел Оттоманской империи; на Балканах - поддерживать стабильность совместными усилиями с Австро-Венгрией; противодействовать Англии в Египте, добиваясь свободы плавания по Суэцкому каналу и стараясь привлечь к франко-русскому сотрудничеству в этом вопросе Германию», отмечает историк И.С.Рыбаченок[1]. Для осуществления данной программы планировалось провести встречи с другими руководителями европейских внешнеполитических ведомств в ходе поездки Государя в Европу. В рамках данной поездки планировалось провести встречи с министрами иностранных дел Австро-Венгрии (граф Голуховский[2]), Германии (барон Маршал фон Биберштейн[3]), Великобритании (маркиз Солсбери[4]) и особенно Франции (Аното[5]). Но история повернулась иначе…

190-летие со дня рождения князя Лобанова-Ростовского. Часть 4. Внезапная смерть. 190-летие со дня рождения князя Лобанова-Ростовского. Часть 4. Внезапная смерть. 190-летие со дня рождения князя Лобанова-Ростовского. Часть 4. Внезапная смерть.
Император Австро-Венгрии Франц-Иосиф I
Николай Шишкин, товарищ министра иностранных дел Российской Империи, дважды был временно исправляющим должность до назначения нового министра
Русский гвардейский офицер барон фон Маннергейм

Первый визит Государь нанёс «старейшему из правителей соседних держав, австрийскому императору Францу-Иосифу»[6]. Он был краток и проходил с 27 по 29 августа. Сопровождавший Николая II князь Лобанов-Ростовский внезапно скончался от сердечного приступа в царском поезде  на станции Шепетовка Ровенского уезда Волынской губернии по пути из Вены в Киев. «В отечественной и иностранной печати выражалось сожаление об утрате "мудрого и осмотрительного руководителя внешней политики России" как раз в то время, когда перед европейской дипломатией встал ряд серьезных проблем»[7]. Князя похоронили в Новоспасском монастыре Москвы 7 сентября 1896 года, в Знаменской церкви, в усыпальнице князей Лобановых-Ростовских[8]. В следующий визит к кайзеру Вильгельму II Государя сопровождал товарищ министр Н.П.Шишкин[9], исправлявший должность министра четыре месяца. Витте давал ему характеристику, как «очень почтенному и прекрасному человеку, но человеку более нежели недалекому и по наружности весьма не представительному. Он из себя представлял такую личность, что ни у кого не могло явиться сомнения в том, что он будет управлять министерством самое короткое время»[10].
О смерти Лобанова-Ростовского Витте в своих мемуарах написал следующее: «13-го августа Его Величество изволил отправиться из Петергофа в Вену сделать визит престарелому Императору Францу-Иосифу. В Вене Его Величество был два дня; затем из Вены прибыл в Киев. Дорогою, недалеко от Киева, бедный князь Лобанов-Ростовский умер от разрыва сердца во время одной из остановок поезда на станции. Смерть эта очень огорчила Государя и Государыню и была в известном смысле роковою, ибо, я уверен, что несмотря на некоторую легкомысленность князя Лобанова-Ростовского, он был все-таки настолько опытный и культурный человек, что не допустил бы многих событий в нашей политике, которые так плачевно окончились и результаты коих мы переживаем теперь»[11]. А вот что писал в своих мемуарах будущий лидер Финляндии, бывший в описываемое время гвардейским офицером, барон Карл-Густав фон Маннергейм: «В конце девятнадцатого века внешнеполитическое ведомство России возглавлял князь Лобанов-Ростовский, стремившийся стабилизировать политическую ситуацию как в Европе, так и на Дальнем Востоке. Территориальное расширение Японии, которая оккупировала Южную Маньчжурию, представляло реальную угрозу, и в 1895 году Россия, вместе с Францией и Германией, потребовала восстановления суверенных прав Китая на Маньчжурию. Японские войска были вынуждены покинуть страну и отойти в Корею. Вознаграждением за это стала концессия, по которой Россия получала возможность построить и начать эксплуатировать Южно-Китайской железной дороги - она пролегала через Северную Маньчжурию и соединяла Сибирь с Владивостоком. Однако после того, как на посту министра иностранных дел князя Лобанова-Ростовского сменил граф Муравьев, внешняя политика России претерпела крутой поворот»[12].

190-летие со дня рождения князя Лобанова-Ростовского. Часть 4. Внезапная смерть.
Граф Муравьёв-Виленский, министр иностранных дел после князя Лобанова-Ростовского

При новом внешнеполитическом руководстве Россия в 1898 году завладела Порт-Артуром (в ответ на занятие немцами в 1897 году Циндао[13]), взяв его в аренду у Китая сроком на 25 лет[14]. Это был конечный пункт Южно-Маньчжурской ж/д, части Великого Сибирского пути[15], а также незамерзающий порт на Тихом океане[16]. Это вызвало большое озлобление у Японии и, по мнению Витте, было «злополучным шагом» к Цусиме[17]. Муравьёв же считал данный шаг «весьма своевременным, так как для России было бы желательно иметь порт в Тихом океане на Дальнем Востоке, причем порты эти (Порт-Артур[18] или Да-лянь-ван[19]) по стратегическому своему положению являются местами, которые имеют громадное значение»[20]. Однако заняв Порт-Артур, Муравьёв испугался возможного конфликта с Японией и пошёл на уступки. Эти уступки были весьма существенными и даже катастрофичными – Россия добровольно отказалась от своего влияния в Корее. Витте пишет, что «мы начали уходить из Кореи на попятный двор. Вследствие соглашения нашего с Японией, совершенного во время коронации Его Величества, мы имели преобладающее значение в Корее; там мы имели военных инструкторов, небольшой военный отряд и, главным образом, держали всю финансовую часть Корейской Империи в своих руках. Для этого, в соответствии с соглашением с Японией, совершенном во время коронации, я назначил туда советника при Корейском Императоре, который, в сущности, играл роль корейского министра финансов; советчиком этим был Алексеев, который ранее служил под моим начальством, в качестве управляющего канцелярией департамента таможенных сборов. Алексеев в короткое время достиг полного влияния на Корейского Императора в смысле управления всеми финансами этой империи и несомненно, что постепенно он бы забрал в руки всю экономическую и финансовую часть Кореи. Наш захват Квантунской области произвёл такое удручающее впечатление на Японию, что граф Муравьев, боясь военного столкновения с Японией, по требованию её удалил из Кореи наших военных инструкторов, нашу военную команду, а засим должен был уехать оттуда и наш советник при Корейском Императоре Алексеев. Как военное влияние в Корее, так и финансовое и экономическое нами было передано из рук наших агентов в руки агентов Японии. В результате, чтобы успокоить Японию, последовало 13 апреля 1898 года соглашение с Японией, в котором мы явно отдали Корею под доминирующее влияние Японии. Япония это так и понимала и, до поры до времени, успокоилась. Если бы мы это соглашение сдержали в точности, не только по букве, но и по духу его, т. е. предоставили бы Корею прямо полному влиянию Японии, то несомненно, что на долгое время установились бы миролюбивые отношения между Японией и Россией»[21]. Муравьёв также убрал из Кореи «инициативщика» Вебера[22]. Таким образом, хотя и обретя важный стратегический пункт на Тихом океане, Россия лишилась своего влияния в Корее и встала на путь будущей войны с Японией.





[2] Agenor Maria Adam Graf Gołuchowski (1849 – 1921), министр иностранных дел Австро-Венгрии (1895 – 1906). Уроженец Лемберга (Львова), Королевство Галиции и Лодомерии, выходец из польского аристократического рода.
[3] Adolf Freiherr Marschall von Bieberstein (1842 – 1912), статс-секретарь имперского ведомства иностранных дел Германской империи (1890 – 1897).
[4] Robert Arthur Talbot Gascoyne-Cecil, 3rd Marquess of Salisbury (1830 – 1903), премьер-министр Британской империи (1885 – 1886, 1886 – 1892, 1895 – 1902), министр иностранных дел (1878 – 1880, 1885 – 1886, 1887 – 1892, 1895 – 1900). Лидер Консервативной партии (1881 – 1902).
[5] Gabriel Albert Auguste Hanotaux (1853 – 1944), министр иностранных дел Французской республики (1894 – 1895, 1896 – 1898). Историк.
[6] Ольденбург С.С. Николай II. Его жизнь и царствование: Иллюстрированная история. М.: Эксмо, 2010. С.56.
[8] Там же.
[9] Шишкин Николай Петрович (1830 – 1902), товарищ министра иностранных дел Российской империи (1891 – 1897), врид министра иностранных дел Российской империи (январь – февраль 1895, август 1896 – январь 1897). Посол Российской империи в США (1875 – 1880). Действительный тайный советник (1902).
[10] Витте С.Ю. Воспоминания: Царствование Николая II. Том I. Берлин: Слово, 1922. С.23. / http://az.lib.ru/w/witte_s_j/text_0040.shtml
[11] Там же, С.69.
[12] Маннергейм К.Г. Мемуары. М.: Вагриус, 1999. С.19 – 20.
[13] Ольденбург С.С. Николай II. Его жизнь и царствование: Иллюстрированная история. М.: Эксмо, 2010. С.98.
[14]Там же, С.99.
[15] Маннергейм К.Г. Мемуары. М.: Вагриус, 1999. С.20.
[16] Ольденбург С.С. Николай II. Его жизнь и царствование: Иллюстрированная история. М.: Эксмо, 2010. С.98.
[17] Витте С.Ю. Воспоминания: Царствование Николая II. Том I. Берлин: Слово, 1922. С.9. / http://az.lib.ru/w/witte_s_j/text_0040.shtml
[18] Ныне – Люйшунь, КНР.
[19] При российском владении – Дальний, сегодня – Далянь.
[20] Витте С.Ю. Воспоминания: Царствование Николая II. Том I. Берлин: Слово, 1922. С.120. / http://az.lib.ru/w/witte_s_j/text_0040.shtml
[21] Там же, С.130 – 131.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Стромынка, нерегулируемый пешеходный переход, смотреть с 58 сек. Я ее увидела заранее, как она бежит, потом ее загородил трамвай, но я уже знала чего мне ждать. Хочу сказать, аккуратнее, водители, особенно если видите что машины в соседних полосах ...
В 2 часа ночи 4 марта 1939 года строение №24 по улице Горького (ныне – Тверской) вместе с жильцами отправился в путь на новое место.   Эта удивительная история произошла с одним из самых красивых зданий Москвы – бывшим подворьем Саввино-Сторожевского монастыря, которое переместили ...
Еще вчера я писал короткую заметку посвященную пьяному сербу, усилиями которого была убита акула в Египте, точнее в Шарм-эль-Шейхе. А если быть еще точнее о этом курьезном случае - В Шарм-эль-Шейхе турист из Сербии Драган Стевич будучи вдребезги ...
Образец грунта, привезенный с Луны американскими астронавтами, имеет земное происхождение. К такому выводу пришла международная группа исследователей, опубликовавшая статью в журнале Earth and Planetary Science Letters. У ученых вызвал сомнения образец номер 14321. Исследовав ...
Совсем недавно писал о секте советских граждан , которые печатают паспорта СССР, не признают РФ, формируют параллельные органы власти в виде народных советов и исполкомов. В общем, занимаются очередным бредовым делом. Любовь к социализму, как не удивительно, они совмещают с ...