ДРЕВНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ ( СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ ) ВЕЛИКОГО ПОСТА
lvoropaeva — 29.03.2010
По царском входе своем в Иерусалим Иисус Христос до
самой смерти своей ежедневно бывал во храме Иерусалимском, творя
чудеса и преподавая спасительное учение. Во храм Иерусалимский для
слушания Господа ежедневно стекался народ с самого утра (Лк. 21,
37-38). В это время Спаситель между прочим произнес слова: внемлите
себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и
печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да
сподобитеся избежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном
человеческим (Лк. 21, 34-36). Таким образом, дни перед Пасхой Сам
Господь освятил своим ежедневным пребыванием и Своею всенародною
проповедью Евангелия во храме Божием и заповедью благоговейной
бодрствовать преимущественно во дни Страстной недели, в которые эта
заповедь произнесена, и наконец прославил своими спасительными
страданиями и смертью (Лк. 19, 47).Апостолы, благоговея к великим событиям смерти и воскресения Господа, по вознесении Его на небеса, начали праздновать Великую неделю страданий, смерти и воскресения и всем верующим заповедали хранить ее.
Согласно с
примером и учением Иисуса Христа, Православная Церковь со времен
апостольских дни Страстной недели посвящает особенному благоговению
и называет седмицею Страстною и Великою. "Великою она называется, -
говорит св. Златоуст, - не потому, что дни ее дольше или их больше
числом; но потому, что во дни ее совершены Господом нашим великие
дела. В эту Великую неделю разрушено долговременное царство
дьявола, истреблена смерть, низложен сильный, расхищены его орудия,
побежден грех, снято проклятие, отверст рай, небо сделалось
доступно человекам.
Люди соединились с Ангелами, разрушено средостение, преграда
удалена, и Бог мира примирил небесное и земное. Поэтому она
называется Великою неделей". Подобно Господу, ежедневно пред своими
страданиями пребывавшему в храме Иерусалимском для молитвы и
проповеди Евангелия, и по заповеди и примеру апостолов, древние
христиане проводили Страстную и Великую неделю с особенным
благочестием, каждый день собираясь в храм Божий для молитвы и
слушания пастырских поучений. Евсевий, упоминая о священных бдениях
древних христиан в Страстную неделю, повествует, что однажды
Наркисс, епископ иерусалимский, живший в конце 2 и начале 3 века,
во время бдения в один из дней Великой недели, по недостатку елея в
кадилах, повелел наполнить их водою, которая по благословении от
святителя, при влиянии в лампады, божественною силою чудесно
превратилась в елей. Святой Епифаний, архиепископ кипрский, живший
в 4 веке, говорит: "У нас во дни Страстной седмицы бывают
возлежания на земле, омовения, удручения, сухоядение, молитвы,
бдения и посты. Иные эту священную седмицу всю проводят без пищи,
иные вкушают в некоторые только дни, а иные вечером".
Святой Златоуст Великую седмицу называет
всенародным праздником, в который "все собираются для общественного
богослужения, многие усугубляют свои благочестивые подвиги: иные
увеличивают пощение, другие священные бдения, иные творят
обильнейшую милостыню, и таковым усердием к благим делам и сугубым
благочестием свидетельствуют о великости благодеяний, оказанных нам
от Бога. Как в то время, когда Господь воскресил Лазаря, все бывшие
в Иерусалиме вышли в сретение Ему и свидетельствовали, что Он
воскресил четверодневного, и это усердие встретивших Господа было
доказательством чуда, Им совершенного: так и настоящее усердие к
делам благочестия в Великую седмицу служит свидетельством о великих
делах, совершенных в нее Иисусом Христом. Сегодня исходим мы во
сретение Христу не из одного города и не из Иерусалима только, но
отовсюду во всей вселенной исходят бесчисленные собрания верующих
во сретение Иисусу, не с пальмовыми ветвями, но с добродетелию,
милостынею, человеколюбием, постом, слезами, молитвами, бдениями и
всяким благочестием". Посему, кроме ежедневного участия в
общественном богослужении, кроме молитвенных бдений, поста и других
подвигов благочестия, древние христиане в Великую неделю мучений
Господа, своими спасительными страданиями явившего роду
человеческому неизреченные благодеяния, старались быть особенно
благотворительны и щедры к ближним, нуждавшимся в помощи.
Действительно, богатые в Великую неделю уделяли щедрую милостыню
бедным; владельцы давали рабам своим отдохновение от трудов, и даже
свободу, поступая по духу апостольских правил, внушающих
праздновать Страстную неделю всем - рабам и свободным. Цари в эту
неделю прощали узников, если они виновны были не в уголовных
преступлениях. Места присутственные прекращали судопроизводство,
считая неприличным на святые и великие дни страдания и смерти
Господа производить дела осуждения и наказания. "Не мы только
почитаем Страстную неделю, - беседовал некогда св. Златоуст, - но
наши цари, даруя во время ее свободу от дел всем, находящимся в
общественной службе, чтобы они в дни Страстной недели, прекратив
свои занятия, проводили эти дни в духовном служении Богу. Поэтому в
Страстную неделю запираются двери судилищ; да прекратится, говорят,
всякое недоумение и всякий вид прения и наказания; да успокоятся
руки служителей казни. Благодеяния Господа соделаны для всех: да
будет же и от нас оказано хотя некоторое благодеяние рабам. Эта
неделя почтена не только таким усердием и такою честию, но и другою
не меньшей. Во время ее рассылаются царские грамоты для
освобождения узников. Как Господь наш своим сошествием в ад
освободил одержимых смертию (1 Пет. 3, 19): так исполнители воли
Его на земле, по силам своим и подражая человеколюбию Господа,
разрешают видимые узы, будучи не в силах разрешить духовных". Таким
образом древние христиане, святя Великую неделю страданий и смерти
Господа, с благоговением приготовлялись "поклонитися и святому
воскресению Его", подобно древним израильтянам, которые пред Пасхою
своею совершали обрядовое очищение (Ин. 11, 55).Подражая первенствующей Церкви, и Церковь Православная доселе проводит Великую Страстную неделю с особенным благоговением. Вступая в подвиги Страстной седмицы, Церковь взывает: "От ветвий и ваий, как от божественного праздника, в божественный прешедше праздник, стецемся вернии к честному и спасительному таинству Христовых страстей, и Сего видим терпяща за нас страсть вольную".
Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.
Древность и важность Страстной недели
Как выбрать лучшего интернет-провайдера для дома по качеству соединения в России
Существуют ли провидцы?..
Иностранная помощь
Сколько дорог, школ, больниц мы построили в Северной Корее?
Дип Сик: как прокачать ЧСВ
Прерванная ночь
Жадина
Берегите кукушку
Кабачки на ужин

