ДРЕВНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ ( СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ ) ВЕЛИКОГО ПОСТА

топ 100 блогов lvoropaeva29.03.2010 По царском входе своем в Иерусалим Иисус Христос до самой смерти своей ежедневно бывал во храме Иерусалимском, творя чудеса и преподавая спасительное учение. Во храм Иерусалимский для слушания Господа ежедневно стекался народ с самого утра (Лк. 21, 37-38). В это время Спаситель между прочим произнес слова: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими: бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся избежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном человеческим (Лк. 21, 34-36). Таким образом, дни перед Пасхой Сам Господь освятил своим ежедневным пребыванием и Своею всенародною проповедью Евангелия во храме Божием и заповедью благоговейной бодрствовать преимущественно во дни Страстной недели, в которые эта заповедь произнесена, и наконец прославил своими спасительными страданиями и смертью (Лк. 19, 47).

Апостолы, благоговея к великим событиям смерти и воскресения Господа, по вознесении Его на небеса, начали праздновать Великую неделю страданий, смерти и воскресения и всем верующим заповедали хранить ее.

Древность и важность Страстной неделиСогласно с примером и учением Иисуса Христа, Православная Церковь со времен апостольских дни Страстной недели посвящает особенному благоговению и называет седмицею Страстною и Великою. "Великою она называется, - говорит св. Златоуст, - не потому, что дни ее дольше или их больше числом; но потому, что во дни ее совершены Господом нашим великие дела. В эту Великую неделю разрушено долговременное царство дьявола, истреблена смерть, низложен сильный, расхищены его орудия, побежден грех, снято проклятие, отверст рай, небо сделалось доступно человекам. Люди соединились с Ангелами, разрушено средостение, преграда удалена, и Бог мира примирил небесное и земное. Поэтому она называется Великою неделей". Подобно Господу, ежедневно пред своими страданиями пребывавшему в храме Иерусалимском для молитвы и проповеди Евангелия, и по заповеди и примеру апостолов, древние христиане проводили Страстную и Великую неделю с особенным благочестием, каждый день собираясь в храм Божий для молитвы и слушания пастырских поучений. Евсевий, упоминая о священных бдениях древних христиан в Страстную неделю, повествует, что однажды Наркисс, епископ иерусалимский, живший в конце 2 и начале 3 века, во время бдения в один из дней Великой недели, по недостатку елея в кадилах, повелел наполнить их водою, которая по благословении от святителя, при влиянии в лампады, божественною силою чудесно превратилась в елей. Святой Епифаний, архиепископ кипрский, живший в 4 веке, говорит: "У нас во дни Страстной седмицы бывают возлежания на земле, омовения, удручения, сухоядение, молитвы, бдения и посты. Иные эту священную седмицу всю проводят без пищи, иные вкушают в некоторые только дни, а иные вечером".
Святой Златоуст Великую седмицу называет всенародным праздником, в который "все собираются для общественного богослужения, многие усугубляют свои благочестивые подвиги: иные увеличивают пощение, другие священные бдения, иные творят обильнейшую милостыню, и таковым усердием к благим делам и сугубым благочестием свидетельствуют о великости благодеяний, оказанных нам от Бога. Как в то время, когда Господь воскресил Лазаря, все бывшие в Иерусалиме вышли в сретение Ему и свидетельствовали, что Он воскресил четверодневного, и это усердие встретивших Господа было доказательством чуда, Им совершенного: так и настоящее усердие к делам благочестия в Великую седмицу служит свидетельством о великих делах, совершенных в нее Иисусом Христом. Сегодня исходим мы во сретение Христу не из одного города и не из Иерусалима только, но отовсюду во всей вселенной исходят бесчисленные собрания верующих во сретение Иисусу, не с пальмовыми ветвями, но с добродетелию, милостынею, человеколюбием, постом, слезами, молитвами, бдениями и всяким благочестием". Посему, кроме ежедневного участия в общественном богослужении, кроме молитвенных бдений, поста и других подвигов благочестия, древние христиане в Великую неделю мучений Господа, своими спасительными страданиями явившего роду человеческому неизреченные благодеяния, старались быть особенно благотворительны и щедры к ближним, нуждавшимся в помощи. Действительно, богатые в Великую неделю уделяли щедрую милостыню бедным; владельцы давали рабам своим отдохновение от трудов, и даже свободу, поступая по духу апостольских правил, внушающих праздновать Страстную неделю всем - рабам и свободным. Цари в эту неделю прощали узников, если они виновны были не в уголовных преступлениях. Места присутственные прекращали судопроизводство, считая неприличным на святые и великие дни страдания и смерти Господа производить дела осуждения и наказания. "Не мы только почитаем Страстную неделю, - беседовал некогда св. Златоуст, - но наши цари, даруя во время ее свободу от дел всем, находящимся в общественной службе, чтобы они в дни Страстной недели, прекратив свои занятия, проводили эти дни в духовном служении Богу. Поэтому в Страстную неделю запираются двери судилищ; да прекратится, говорят, всякое недоумение и всякий вид прения и наказания; да успокоятся руки служителей казни. Благодеяния Господа соделаны для всех: да будет же и от нас оказано хотя некоторое благодеяние рабам. Эта неделя почтена не только таким усердием и такою честию, но и другою не меньшей. Во время ее рассылаются царские грамоты для освобождения узников. Как Господь наш своим сошествием в ад освободил одержимых смертию (1 Пет. 3, 19): так исполнители воли Его на земле, по силам своим и подражая человеколюбию Господа, разрешают видимые узы, будучи не в силах разрешить духовных". Таким образом древние христиане, святя Великую неделю страданий и смерти Господа, с благоговением приготовлялись "поклонитися и святому воскресению Его", подобно древним израильтянам, которые пред Пасхою своею совершали обрядовое очищение (Ин. 11, 55).

Подражая первенствующей Церкви, и Церковь Православная доселе проводит Великую Страстную неделю с особенным благоговением. Вступая в подвиги Страстной седмицы, Церковь взывает: "От ветвий и ваий, как от божественного праздника, в божественный прешедше праздник, стецемся вернии к честному и спасительному таинству Христовых страстей, и Сего видим терпяща за нас страсть вольную".


Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.
Древность и важность Страстной недели

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот. Скромный 101%. А не то, что. хехе от Вагифа ...
Что приготовить? Это вечный вопрос, у меня так точно. Хотя в этом плане бывают и исключения. И такое случается, когда где-то вижу коротенький ролик по приготовлению чего-то. И сразу приходит ощущение, что это должно быть вкусно. Обычно смотрю даже без звука, мне важна идея. Вдохновившись, ...
Дайтеводичкипопитьатокушатьакхочетсячтоипереночеватьнегде...а нет это из другой оперы. Помимо ставшего уже почти стандартного припева "примите наши куки, Ну вот же наши куки", многие сайты стали просить отключить блокировщик рекламы для показа своего контента (ага хорошо бы и антивирус ...
Британский советник Большие споры породило в Соединённом королевстве решение о том, что бывший премьер-министр Тони Блэр стал в 2022 году кавалером ордена Подвязки. «Благороднейший Орден Подвязки» был основан в 1348 году королем Англии Эдуардом III и является старейшим британским ...
В связи с ситуацией на Украине, а также количеством жертв, исчисляющимся сотнями… … к руководству силовых ведомств страны имеется несколько вопросов. Задавать эти вопросы официально можно, но глупо будет рассчитывать на ответ. Потому я решил задать их публично, так как в этом случа ...