Звук в кино. Часть 1
parakhod — 07.01.2011 Начну я вам, пожалуй, неторопливо и с картинками рассказывать про то, как звук в кино делается. А то мне-то это вроде как всё знакомо и привычно, а многим интересно может быть. Тем более, я уверен, что большинство простых нормальных зрителей даже не представляет себе, как устроен весь этот процесс, максимум слышали что "долби это круто" и всё. А я расскажу и покажу всё, в подробностях. Вплоть до того самого долби.Но по порядку.
Итак, начинается всё со съёмочной площадки. Конечно, звукорежиссёр подключается к процессу чуть раньше, на подготовительном периоде, но на самом деле дел там мало - ну, сценарий изучить, технику выбрать (а чаще всего, взять то, что дают), с костюмерами поругаться по поводу того, из чего будут костюмы (синтетика очень сильно трещит в микрофон), фонограммы подготовить, которые на площадке давать надо будет. И всё, собственно.
Изначально необходимо решить, какой звук будет записываться на площадке, черновой или чистовой. Если черновой, то звук надо записать чтобы хотя бы было слышно - потом всё равно все актёры будут переозвучиваться в студии. Тут и к аппаратуре требований особых нет, и не надо заботиться о тишине на площадке, не надо объекты подбирать, чтобы не особо шумно было вокруг. Не надо свет и камеры тихие брать. И режиссёр может подсказывать актёрам в кадре, что делать.
Если же ставится задача записать чистовой звук, то всё гораздо строже. Тишина на площадке соблюдается неукоснительно, генератор (осветительные приборы питаются от генератора, городская сеть не приспособлена к таким нагрузкам) отгоняется на сотню с лишним метров, интерьеры специально заглушаются.
Ну и звуковая техника берётся посерьёзнее.
Это - обычное рабочее место звукорежиссёра на площадке. В данном случае в автобусе (в тонвагене) - снимаем на улице, зима, холодно. Если летом, то столик и на открытом воздухе поставить можно.
Слева стоит полевой рекордер Aaton Cantar-X - совершенно неубойный аппарат для записи. Работает от аккумуляторов, пишет на жёсткий диск. Одновременно может писать до 8 каналов (обычно 6). Защищён от пыли и влаги, спокойно относится и к зною и к холодам. Можно ронять, хотя не стоит, конечно. Да, в нём есть DVD-рекордер, чтобы сбрасывать записанный материал (можно и по FireWire в компьютер или на внешний диск). А ещё в нём есть Bluetooth. Можно рулить с КПК, хотя я ни разу не видел, чтобы хоть кто-нибудь этим пользовался.
На рекордере сверху лежат наушники - контроль звукорежиссёра. Коробочка рядом - это приёмник видеосигнала, чтобы звукорежиссёр, если он сидит вне прямой видимости, видел, что происходит на площадке.
Ещё не видно, но за рекордером лежит маленький карманный радиопередатчик Sennheiser EW-500 - по радиоканалу звук передаётся на плейбек (всё, что снимается, записывается также и на простое видео, чтобы можно было оперативно просмотреть), в наушники режиссёру, и на камеру, если она может писать звук. В нашем случае камера у нас снимает на плёнку формата Super-16, так что на неё звук не нужен.
Ящик справа - это блок с радиоприёмниками Lectrosonics SixPack. В нём шесть приёмников, которые подключены к антенным разветвителям и к автономному питанию. Если нужно, приёмники можно вынуть, вставить в них две батарейки типа "Крона", и они будут работать независимо. Это удобно, если, например, снимается сцена в автомобиле, и ящик поставить просто некуда. А каналов много не нужно.
По бокам ящика торчат маленькие антеннки. В принципе, если сигнал хороший, то этого достаточно. Если же съёмочная площадка далеко, или мешают толстые стены, то можно подключить внешние антенны, которые можно расположить уже непосредственно рядом с актёрами.
Сигнал на приёмники идёт с радиомикрофонов.
Это петличный микрофон Sanken COS-11 с передатчиком Lectrosonics SMQ. Сам микрофон размером со спичечную головку, он крепится под одеждой максимально близко к лицу актёра так, чтобы не было заметно. А передатчик прячется под одежду. Если снимается средний или общий план, то петличка - это единственный способ записать нормально голос актёра - другим микрофоном не подберёшься.
Если же план крупный, то звук берётся с "пушки".
Это - ассистент звукорежиссёра, микрофонщик, или, как ещё говорят, бум-оператор. Бум - это удочка у него в руках. Углепластиковая удочка, очень лёгкая и жёсткая, она раздвигается до пяти метров с лишним, если нужно (та, которая на этой фотке "короткая", она только до 3,5). Страшная волосатая конструкция на конце палки - это на самом деле ветрозащита вокруг микрофона-пушки.
Если её снять, то мы увидим вот что:
Микрофон закреплён на подвесе-"пистолете", чтобы на него не передавались вибрации.
Такие микрофоны обычно подключаются обычным микрофонным кабелем, но так как на площадке и так слишком много проводов и возиться с ними лишний раз не хочется, то часто используют адаптер-плагон, радиопередатчик и источник фантомного питания для микрофона. Его можно воткнуть и в сам микрофон, однако, он всё-таки достаточно тяжёлый и полностью раздвинутую удочку с ним становится держать совсем трудно, так что плагон ассистент крепит на себе:
Иногда микрофонщику ещё даются радионаушники, чтобы он слышал, что он берёт на пушку. Да, конечно, звук на пушку пишется всегда, даже на общих планах. И очень часто работают несколько микрофонщиков, когда в кадре разговаривают несколько человек, и быстро перевести микрофон с одного на другого просто нереально.
На площадке главная задача - записать голоса актёров. Все остальные шумы особо не нужны, и даже вредны. Ещё, конечно, звукорежиссёр обязательно должен записывать фона интерьеров и открытых пространств, где происходит действие, обязательно шум всех автомобилей, поездов и механизмов, что появляются в кадре, но это в перерывах. Чтобы никто не мешал.
Но об этом позже.
Продолжение следует.
|
</> |