Каркасы приходят и для автобусов и для
троллейбусов. На этой стадии вообще нет разницы что будет на
выходе.
Здесь каркас обкладывается специальными утеплительными
изоляционными "подушками"-панелями.
Затем каркасы обтягиваются алюминиевой лентой, прессуются в
специальной камере и получается полноценный кузов.
Рулонная лента, которой производится обтяжка.
А вот большая часть остальных агрегатов собирается тут, на
МАЗ-ЭТОНе: тяговые двигатели, преобразователи, компрессоры, разная
электроника - в общем, вся начинка современного троллейбуса. Всё
это вытачивается в мастерских и затем навешивается уже
непосредственно на кузов в главном цеху.
Интересно, что половину цеха у МАЗ-ЭТОНа арендует, собственно,
МАЗ.. Да-да, вот так по сути, сам у себя, но - нет! Сам МАЗ
специализируется на автотехнике, и конкретно из этих жодинских
цехов выходят многочисленные автобусы. Причём собираются они на тех
же линиях, что и троллейбусы и электробусы.
Все троллейбусы собираются на базе кузовов автобусов МАЗ. Есть,
скажем, автобус МАЗ-103, а тут ему ставят вместо дизельного
электродвигатель, штанги - и выходит троллейбус! Обозначается он
примерно также: МАЗ-103Т.
Основная, на данный момент, производящаяся модель - МАЗ-203Т,
собственно, из кузовов автобусов МАЗ-203. ,По сути то, все
троллейбусы на фото - как раз они.
Иногда тут также собирают сочленённые МАЗ-215Т, но на данной момент
ни одного такого в цехах не было.. Сейчас здесь готовится большой
заказ для Минска (порядка 200 машин), недавно закончили партию
троллейбусов для Гомеля.
К слову сказать, Минск собирается отказываться полностью от закупки
дизельных автобусов и переходить исключительно на троллейбусы и
электробусы.
Планируется большой заказ, который будут совместно делать МАЗ-ЭТОН
и Белкоммунмаш.
Крышевое оборудование, собрано в мастерских завода. Эта конструкция
пойдёт на крышу троллейбуса.
Мосты ZF немецкого производства. Последняя партия, пришедшая перед
вводом санкций. Сейчас её берегут и не тратят попусту, потому что
теперь неизвестно, где брать новые мосты.
Ещё завод сотрудничает с российским УТТЗ (уфимский
трамвайно-троллейбусный завод), поставляя им кузова, частично
укомплектованные электроникой. Уже в Уфе их доукомплектовывают и
отгружают заказчикам.
Раньше уфимцы брали кузова на НЕФАЗе, но те их
постоянно динамили со сроками, и с какого-то момента кузова делают
именно здесь. На российском рынке сам МАЗ троллейбусами практически
не представлен, но в УТТЗ-шных "Горожанах" их доли довольно
много.
Собственно, белые троллейбусы, что собираются в этих цехах (кроме
одного) - как раз они, собираются для города Коврова Владимирской
области.
Так вот в год завод выпускает порядка 330 троллейбусов (т.е.
примерно 1 машина в день).
В разработке модель МАЗ-303Т на базе, опять же, соответствующего
автобуса. Пилотный экземпляр уже практически собран.
На улице - минисклад готовой продукции. Продукцию сюда и отсюда (на
доработки) таскает специальный тягач.
Ещё троллейбусы МАЗ собирались из машинокомплектов в Москве на
заводе СВАРЗ и в Днепропетровске на ЮжМаше. Но что произошло
дальше, вы сами знаете: Москва отказалась от троллейбусов, а
Днепропетровск отказался от сотрудничества с Беларусью..
На все машины ставятся и аккумуляторы для автономного хода, причём
- разных компаний.
До недавних известных событий МАЗ-ЭТОН выходил и на заграничные
(совсем) рынки: 2 их троллейбуса ходят в Вильнюсе, и даже был заказ
от Таллинна на оснащение "Солярисов" автономным ходом и на 1
машину. Есть также рогатые МАЗ-ы и в Румынии. Но теперь, увы, всё,
европейский рынок пока не доступен. Троллейбус для Таллинна до сих
пор почти полностью собранный стоит в цеху, с ним пока ничего не
делают, всё ждут улучшения отношений.
Работа на заводе кипит полным ходом: собираются будущие минские
троллейбусы , оснащаются электроникой будущие ковровские, на линии
МАЗа доделываются автобусы.
Ещё тут восстанавливают для музея.один из первых троллейбусов
МАЗ-103Т.
Когда-то он так выглядел. К такому виду его, так понимаю, и хотят
вернуть.
Очень порадовала чистота и ухоженность цехов. Очень часто на
производствах на площадках бывает грязно или просто запущено, и
кажется, будто это нормально - ну производство же, не дворец для
балов же? Но вот, хороший пример, что и производственные цеха
вполне можно содержать в порядке.
Ну а саму продукцию производства МАЗ-ЭТОН легко можно посмотреть в
действии в самом Минске.
Очень шустрые и комфортные машинки, многие из них носятся как
угорелые, ещё и на автономном ходу. Кстати, несколько штук недавно
пришли в Рязань.