Застольная беседа о Шмемане
pretre_philippe — 17.11.2021
Оказывается, в сентябре было столетие со дня его рождения, я и
забыл. По этому случаю "три мушкетёра" нашей РПЦ (выражение не моё,
оно было озвучено в передаче) - отцы Георгий Митрофанов, Пётр
Мещеринов и Алексей Уминский - собрались для обсуждения личности
отца Александра и современных церковных реалий. Была процитирована
одна из записей его "Дневников":"Вчера за ужином у Т. - Н.Н. : " Я обожаю Афон, я каждый год езжу на Афон, нужно спасти Афон..." Как часто замечал я эту тягу к "Афону" (или к подобным же реальностям, целиком оторванным от мира и жизни) у людей такого типа. Это их "алиби" для самих себя. Не ходить же ему в скучный приходской храм - вот он и любит "афон". А почему, в сущности, нужно спасать Афон, если Афон не "спас" Православие? Есть "православие", живущее пафосом спасения собственных исторических обломков: "восточных патриархатов", "Афона", "быта". И вот включи в свою жизнь одну такую вот "заботу" - и совесть чиста. Как в большом, так и в малом..."
Впрочем, передача вызвала определённую критику. Один из моих хороших знакомых отозвался так:
"Вся лента гудит новым выпуском "непознера" об отце Александре Шмемане.
Посмотрел. Вернее, заставил себя досмотреть. Условно передачу можно разделить на две почти равные по продолжительности части: в первой идёт дискуссия ни о чём, во второй - дискуссия ни о чём «навеселе».
Я уже видел одну передачу «непознера» - с о. Георгием Кочетковым; большей скукотищи не припомню. Тогда я списал это на неподготовленность о. Георгия, котрый, видимо, понадеявшись на свою харизму, выступал без подготовки.
Но после просмотра "счастливого человека" я понял, что неподготовленность - черта всех участников и этого выпуска.
Казалось бы, приглашены три если не самых ярких, то уж точно входящих в десяту современных проповедников православия русской Церкви: о. Алексий Уминский, о. Пётр Мещеринов и о. Георгий Митрофанов. При таком звёздном составе выпуск, казалось бы, обречён на успех. Не тут-то было.
Банальная неподготовленность, непродуманность сценария обернулась просто «разговором на тему». Разговор по каким-то накатанным, избитым шаблонам; всё, о чём уже тысячи раз сказано-написано. Исключением выступил, пожалуй, о. Георгий Митрофанов, но и его реплики тонули в расслабленной болтовне и непрекращающихся предложениях ведущего накатить.
Конечно, сказать что-то новое, оригинальное на тему наследия о. Александра Шмемана непросто. И, наверное, есть немало тех, кто вообще впервые слышат это имя и для них такая передача - открытие. Но в таком случае, пожалуй, стоит сделать какие-то другие акценты, а не петь про "«Агату Кристи» с папироской в зубах".
Отдельная тема - ведущий передачи, настолько лишённый индивидуальности что даже не мог придумать какое-то оригинальное название для своего бренда, демонстрируя собственную вторичность. И если в первой части он просто самолюбовался, с умным видом задавая вопросы, на которые легко угадывались ответы любого из гостей, во второй он как бы "ожил", регулярно доставая из под стола водку и разнузданно предлагая за что-нибудь выпить. В какой-то момент разошёлся настолько, что. о. Георгия назвал по имени-отчеству (что, вообще говоря, в этикете дореволюционной России было допустимым, однако здесь, очевидно, было не к месту). Предлагаемые тосты тоже отличались «оригинальностью».
Я не говорю об этической стороне этого шоу: насколько корректно публично пастырям Церкви Христовой пить виски ("Слёзы писателя"), который стоит 10 тыс. руб за 0,7 л.? И как крутится в гробу о. Александр Шмеман, когда разговор о нём перемежается рекламой водки «Онегин» или зубной пасты Президент? Или не крутится в гробу, а вздыхает на том свете? И плачет.
Неужели о. Александр Шмеман заслужил такого воспоминания о себе? Неужели те, кто называют себя его адептами, проводниками, продолжателями не могли как-то поизящнее донести до зрителя идеи и ценности о. Александра? Какие там «Три мушкетёра»?! Да если вызвать с того света героев Дюма и ознакомить с творчеством А. Ш. - уверен, интереснее бы получилось!
Я не против того, чтобы выпить за Шмемана. Более того, я сам нередко этим занимаюсь. Но то, что уместно на кухне Емельянова (подставьте любую другую фамилию), не всегда годится для публичного эфира.
По-прежнему с уважением отношусь ко всем трём отцам, не отказывая им в праве на промахи, неудачи и слабости. Надеюсь, впрочем, увидеть/услышать от них и что-то новое.
P.S. Совершенно случайно узнал, что, вроде, о. Георгий Митрофанов был очень недоволен тем, что получилось. Выражаю ему солидарность и искреннюю поддержку."
(Кирилл Емельянов)
Комментарий, на мой взгляд, уж слишком суровый и придирчивый, но, конечно, соглашусь, что крупным планом бутылки с виски и реклама - безусловно, лишнее.
У меня на тему Шмемана и его дневников еще в 2007 году была публикация:
"На нас надвигается новое средневековье"
|
|
</> |
Проектор для дома: 7 критериев правильного выбора техники
15 ноября ● "Всероссийский день призывника", "День молочных коктейлей" и не
Творог с земляникой
Фиолетовое небо Москвы, или — завтра включат Зиму?
Маска-обертывание Medicube Collagen Night Wrapping Mask
"Вверх по лестнице, ведущей вниз". День 84
Шуйский А. Сын Грозного Иван: жизнь и смерть. СПб.: Алетейя, 2025
Русские красавицы
Валентин Левитин и Владимир Гоосс

