Заставлять ли детей учиться?

топ 100 блогов 10.11.2014

Слушал недавно по радио передачу с таким странным названием. Наверное, само название было несколько обобщенным. Но тема достаточно неоднозначная. Мне на ум сразу лезет пример из школьного учебника по истории про обучение спартанцев. Детей вообще забирали у родителей. И учили не только военному делу. Можно вспомнить и главных "защитников ислама" - янычар, когда воспитание "инородцев" делало детей врагов "пушечным мясом" для турков. Не так давно запретили розги в английских школах. Так как можно (с одной точки зрения) не заставлять детей учиться, если это - эффективно? С другой, вспоминаются слова "суслик - он личность!"...

Но когда и как ребенок становится личностью? Что может стимулировать его учебу, если не принуждение? Ведь при прочих равных ребенок выберет сидение за телевизором, а не письменный стол. Куда легче смотреть мультик, чем читать книги... Есть ли в каждом ребенке "потенциал", направление которого может рассмотреть учитель? У меня нет ответов на эти вопросы...

Конечно, система обучения не может быть оптимальной и идеальной. Тут и разный подход, и разные методики, а разные акценты. Действительно, многое зависит от учителя. Можно сделать интересным предметом химию или физику, а можно выработать устойчивое неприятие этих наук. Но КАК дети смогут сделать свой выбор, если его можно делать, лишь обладая неким уровнем знаний? Разве желание "стать летчиком" или "космонавтом" в детском садике - единственная линия развития ребёнка? Вспомните "первую любовь", которая была у каждого. Разве не думает в этот момент человек, что другой такой любви у него никогда не будет и это - навсегда? Скажете, что такое бывает? Возможно. Но так же редко, как и выбор профессии в детском садике.

Но тогда до какого уровня знаний надо ребёнка "заставлять" учиться? В советские годы - это было 8 классов. Потом можешь уже выбирать свой путь. Кому-то ближе был труд руами, кто-то продолжал "грызть гранит науки", кто-то уходил в суворовское училище, свой "урожай" собирала и улица.

Но сегодня, когда постоянно идут споры о 12-летнем образовании, когда детей грузят так, что порой родители с высшим образованием ломают себе головы над "помочь с уроками" или "решить задачку", то невольно задумываешься, а может государство "хватило лишнего"? Может "рвение" всяких "ученых мужей" от педагогики не достойны того, чтобы ввести их в историю, зато колечит детей, которые вынуждены часами сидеть за уроками и таскать в школу тяжеленные ранцы (портфели уже мало кто носит - руки отвалятся).

Я не говорю, что детям не надо оставлять права выбоа. Скорее, в большинстве случаев, "выбор" профессии лучше виден родителям. Хотя, думаю, что только процентов 10 детей знают, чего они хотят, за год до окончания школы... Наверное, им надо давать больше возможностей что-то "потрогать руками". Разрешить работать. Больше водить на экэскурсии, оганизовывать встречи с представителями разных профессий. Ведь если в школу приедет пожарка, детям покажут тренеровку пожарников, дадут одеть каску, проехаться в машине, "выпустить" огнетушитель... И всё - вся школа уже хочет стать пожарными...

Дети - существа восприимчивые и эмоциональные. Но выбор они могут делать не по тестам, а только из того, что увидели или что попробовали. А в этом им часто отказано...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Заметила, как постепенно слабеет у меня интерес к художественной литературе, зато обостряется интерес к документальной. Самому увлекательному роману сегодня предпочту мемуары, дневники, переписку. Скоро, видимо, дело дойдёт и до стенографических отчётов. Знаю, что так - у многих. Я даже ...
http://news.israelinfo.ru/kaleidoscope/49624 Информация, типа, для тех, кто не вполне понимает, "а почему у нас так". Ни министерство транспорта, ни мэрия Тель-Авива не пожелали ...
Феминизм очень привлекательная идея для неокрепших женских душ. Ведь это же так круто посоревноваться с мужчинами, особенно в способности добывать мамонта, то есть в зарабатывании денег. Только не плохо бы вспомнить при этом основной закон рынка, конкуренция снижает цены. И, если монопол ...
Дети понедельника. Так я называю трудолюбивых насекомых, пчёл, шмелей и прочую полосатую мелочь. ...
Возьму в дар гантели в принципе любые. желательно конечно разборные.Нужны и легкие и потяжелее.аска: 444-431-391телефон 904-54-308-63каменты ...