рейтинг блогов

Зарплаты и цены в СССР в 1970-е

топ 100 блогов von_hoffmann24.07.2021
Зарплаты и цены в СССР в 1970-е


1970-е годы - самое стабильное время в СССР. Цены почти не менялись, дефицит снизился, но по-прежнему приобрести многие товары было проблематично. Достижением считалось раздобыть через знакомых, или отстояв в многолетней очереди мебельный гарнитур, а к Новому Году закупить шампанское, шоколадные конфеты и шпроты. Приобретение автомобиля оставалось для большинства несбыточной мечтой. Но в целом товары первой необходимости были доступны, средней зарплаты хватало не только на продукты, но и на сбережения, которые помещались на сберкнижку. Появляется новое явление - советский средний класс, представляющий собой наиболее успешных работников науки, культуры и спорта, директоров предприятий, мелких чиновников. В отличие от основной массы советских граждан, они обязательно имели собственный автомобиль, регулярно могли посещать санатории, а небольшие квартиры в престижных районах были обставлены качественной мебелью. Разница между доходами разных слоёв населения была незначительной, почти отсутствовало такое явление как бедность, а богатыми считались те, кто получал в 5-10 раз больше среднего.

Строгое планирование отдельных отраслей экономики приводило к постоянной нехватке или переизбытку товаров, что и было основной причиной дефицита. Например, завод, стремящийся перевыполнить план по производству, вынужден был простаивать из-за задержек с поставкой комплектующих, возникшими в связи с неправильно распределённым финансированием или просто из-за отсутствия подписи должностного лица. В целом производство работало не в полную мощность, а качество оказывалось низким. Редкие товары, попадая в магазины, быстро образовывали очереди. Их могли припрятывать и перепродавать во много раз дороже, несмотря на строгий контроль со стороны закона. Распределение шло в первую очередь в столицу и крупные города, а также важные промышленные центры, поэтому там дефицит ощущался не так сильно, как в мелких населённых пунктах. Цены устанавливались государством, а на рынках - колхозами. Нередко цена реализации оказывалась ниже стоимости производства.

В 70-е годы импортные товары редко попадали в СССР и были очень востребованы. Их привозили те немногие граждане, которым посчастливилось побывать за границей и посетить бутики и супермаркеты с невиданным для советского гражданина изобилием. Выезд за рубеж строго контролировался и разрешался лишь единицам. Частично окунуться в подобие заграничного изобилия можно было в Прибалтике, а также в центральных магазинах Москвы и Ленинграда. В крупных городах работали магазины сети "Берёзка" (в республиках имели другие названия), где продавались импортные товары, но не за рубли, а за специальные чеки Внешпосылторга. Чеки выдавались по возвращению в качестве командировочных. Были чеки для социалистических стран и стран третьего мира, ценность которых равнялась советскому рублю, и для капиталистических (они были примерно в 4,5 раза дороже, что соответствовало реальному курсу доллара). Торговля этими чеками, как и иностранной валютой, считалась преступлением. Официальный курс доллара был 90 копеек, то есть ценность рубля завышалась искусственно в 5 раз.

Личный транспорт

Пределом мечтаний рядового советского гражданина был автомобиль "Жигули" (вначале ВАЗ-2101, затем ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106), являвшийся почти точной копией итальянского Фиата. Стоимость этого чуда автопрома в магазине была 5500 рублей, что равнялось примерно 40 средним зарплатам. Понятия "взять в кредит" не существовало, приходилось откладывать с каждой зарплаты. Но даже те, кому удалось накопить такую сумму, вынуждены были записываться в очередь и регулярно являться на перекличку.
Автомобилей выпускалось относительно мало, а желающих их купить оказывалось в разы больше. Более доступным для многих был автомобиль "Запорожец", имевший значительно более грубое исполнение. ГАЗ-24 "Волга" выдавалась только в качестве служебного автомобиля и свободно не распространялась, однако имея некоторые связи можно было приобрести и её тысяч за 10 или даже выше.
Счастливому автовладельцу в нагрузку к автомобилю приходилось получать длинные очереди в автомастерских, некачественные шины и постоянный дефицит запчастей. Бензин на заправках продавался по 10 литров, то есть купить можно было 10, 20, 30 литров и т.д. Это объяснялось неточностью бензоколонок того времени. Стоимость 10 литров бензина на протяжении десятилетия менялась несколько раз, например вначале АИ-93 стоил 1 рубль, а к началу 1980-х уже 4 рубля. А-76 стоил примерно на четверть дешевле. Штраф за превышение скорости был 10 рублей, а за более мелкие нарушения около 5 рублей.

Куда более доступным транспортом являлся велосипед, который стоил около 30-50 рублей (детский - 15-25 рублей). Спортивный велосипед - около 70-100 рублей. В сельской местности были популярны мопеды, которые стоили 145-220 рублей, мотороллер - 250-450 р. Мотоциклы в зависимости от марки могли стоить от 300 до 700 рублей.

Недвижимость

Приобрести квартиру в 70-е годы было невозможно, жильё давали работникам предприятия на время работы, причём в большинстве случаев можно было рассчитывать лишь на комнату в коммуналке. При наличии высшего образования и одного-двух детей в семье в некоторых случаях выдавалась двухкомнатная квартира в крупном промышленном центре. Получить квартиру в Москве или Ленинграде можно было только при трудоустройстве в этих городах. Квартиры в престижных районах или домах высокого класса выдавались чиновникам, директорам, работникам науки и культуры. При смене места работы квартира возвращалась обратно, поскольку собственность не оформлялась.

Для автовладельцев была доступна возможность вступить в гаражный кооператив, это требовало достаточно крупных регулярных денежных взносов, участия в собраниях и так далее. Дачами обзаводились только наиболее важные работники науки и культуры, партийные деятели.

Источник: https://www.russian-money.ru/articles/zarplaty-i-ceny-1970-1979


Кнопка
или
Зарплаты и цены в СССР в 1970-е

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Железу таки пришёл конец. Положение и так аховое, а тут ещё и это. Слов нет. Обложили со всех сторон. Так что остаётся только опять с шапкой по кругу "сами мы не местные, пожалуйста вам, поможите кто чем может". Ситуация в городе и мире, я надеюсь, всем понятная. Много где много что ...
Сейчас по сообщениям в СМИ о коронавирусе в Европе лидирует Италия. Однако есть большие разночтения в называемых цифрах заболевших и умерших в этой стране. Вот например сообщения из газеты "КоммерсантЪ": Число умерших от коронавируса нового типа в Италии достигло 107 человек, ...
Мой сундучок-хранилище.Блог обо всём. :: ...
Идея из журнала "Lust auf Genuss", пропорции и специи немного изменила на свой вкус. Куриные окорочка с апельсинами на 2 порции 2 куриных окорочка 3 небольших апельсина 15 г свежего корня имбиря 4-5 веточек тимьяна 50 мл апельсинового ликера (напр. Grand ...
«Роснефть» может стать мировым лидером в нефтегазовой отрасли благодаря COVID-19. С таким сенсационным заявлением выступил глава компании Игорь Сечин, комментируя финансовую отчетность за первый квартал 2020 года. По мнению Сечина, 2020 год «может стать переломным» для мировой ...