Записки психиатра
borkhers — 01.05.2012 *Сказать, что при совке путь в науку мне был закрыт. означает - солгать. Мне был закрыт путь к должностям, связанным с научной работой. То есть - аспирантура, ординатура, работа на кафедре находились для меня за пределами возможного. Как и для моего отца, которого один раз уговорили подать на конкурс, для того, чтобы создать "фон" основному кандидату. И здесь я повторил путь отца: меня тоже однажды уговорили подать на конкурс... Это очень печальная история и до нее еще дойдет черед.
*
Сейчас - о другом. Я мог заниматься научной работой и занимался ею. У меня выходили статьи в центральных журналах по моей специальности. И авторитет у меня был в те года крепкий. И кафедральные сотрудники, элита, члены клуба, в который мне доступа не было, присылали мне "подшефных" для того, чтобы я подсказал им тему научной работы, а то и просто поднатаскал их в психиатрии и медицинской психологии. Конечно, все это были дети начальства.
*
Интересно, что ни о какой оплате моего труда речь не шла. О том, чтобы услуги, оказанные сынам и дочерям партийных боссов, сыграли позитивную роль роль в моей судьбе, речь тоже не шла. Почему-то предполагалось, что я должен считать за честь для себя выполнять просьбы "белой кости, голубой крови". Я должен был быть доволен тем, что ко мне, почти неприкасаемому, обращаются.
*
Стыдно сказать - некоторое время я и впрямь был доволен....
*
Но бессознательное играет с нами злые шутки... Кто читал "Психопатологию обыденной жизни" Фрейда, знает, о чем речь.
Однажды меня вызавала к себе доцент Н. и попросила позаниматься с девочкой, закончившей медин и пришедшей в ординатуру на кафедру психиатрии. "У Вас такая умная головочка, - лила мед мне на душу Н., - поучите девочку, а то она ничего не соображает, а перед ней ТАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ, ТАКОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ!
*
Ее папа был какой-то начальник - областной военком, по-моему, хотя сейчас уже не уверен. Понятно, что перспективы у девочки были отличные. Доцент Н. была прекрасным диагностом: моя подшефная и впрямь соображала неважно, а институте не училась совсем. Меня она слушала со скучающе-броезгливым выражением лица.
*
Да, вот так, мне, не имеющему перспектив, но имеющему знания, нужно было тратить свое время на жалкие попытки научить хоть чему-то девочку, которая почти ничего не могла усвоить, да и не хотела: перспективы оставались все равно.
*
Занимался я с нею в кабинете у доцента Н., когда той не было на работе. И вот однажды, когда я беседовал с дщерью слуги народа, меня вызвали в реанимацию - пациенту стало плохо. У пациента начался отек мозга и он балансировал на грани жизни и смерти. Через часа два состояние пациента улучшилось. Но вот беда! В суматохе я забыл о своей подшефной, оставшейся в кабинете у Н.! А дверь в кабинет была защелкнута. А специальной психиатрической ручки и девушки не было... И постучать изнутри или позвонить - а телефон стоял на столе она не догадалась.
*
Почему не догадалась - понятно. Вспомним характеристику, которую дала ей доцент Н.... Другой вопрос, почему я о ней забыл? Проще всего было бы сказать, что я просто замотался. Но, скорее всего, моя забывчивость была бессознательным протестом. Правда жекртвой этой маленькой мести оказалась девушка, лично ни в чем передо мной не виноватая.
И мне до сих пор немного стыдно за этот случай. Девушка вышла на свободу только веечром, когда санитарка открыла дверь, чтобы убрать в кабинете...
*
Были и другие истории, связанные с таким неофициальным репетиторством и научным руководством. Но о них - в другой раз.
|
</> |