рейтинг блогов

Записки эмигранта: Метрополитен им. Лондона

топ 100 блогов moscowlondon19.08.2010 Москвичи, а иногда даже гости столицы(!), страшно гордятся Московским Метрополитеном. Надо сказать, что вполне заслужено.

Я сам прекрасно помню, как впервые увидел немосковский метрополитен (с маленьких букв!). Дело было в Нью-Йорке. Шок и трепет. Я не мог поверить, что это тоже называется метро. :)

Нездоровый подземный снобизм я испытал и в Лондоне. "Простите, а где же бронзовые статуи?", "Куда подевался мрамор?", "Тесновато..." и "Душновато" - эти и многие другие мысли пронеслись в моей голове буквально в первые минуты.

А потом я переехал в Лондон, стал ежедневно ездить на местном метро, забыл про статуи и обратил внимание на другие интересные вещи. Как и полагается в Великобритании (нация нытиков в конце концов!), на людях я всегда гундю про забастовки, дороговизну, задержки, духоту и прочее, но в глубине души я стал гордиться Лондонским Метрополитеном.

Попробую объяснить, что стало причинами для гордости. Скорее так. Причинами для гордости все эти вещи не назовешь. Скорее просто интересности. 30 штук, страшно подумать! :))

Поехали. Осторожно, двери закрываются.

1.
Первая в мире подземка была именно в Лондоне. Открыли линию аж в 1863 году. Представляете?
Удовольствие, правда, это было сомнительное, потому что электрические поезда ввели только в 1890 году. Думаю, что даже москвичи образца 2010 года не могут себе представить, какие гарь и копоть поджидали уважаемых пассажиров.

В интернете удалось найти фотографию 1898 года - рабочие копают Central Line.

41.91 КБ
Image source

2.
Лондонская Подземка сегодня - это 270 станций, 400 км путей и более миллиарда пассажиров в год.

Для сравнения в Москве 182 станции и 300 км. В плане пассажиропотока Москва идет с большим опережением - 2.39 миллиарда человек. 

27.33 КБ

3.
Лондонцы называют свое метро The Tube, то есть труба. На схеме метрополитена 1910 года хорошо видно, почему именно труба :) Как впрочем и на первой фотографии с рабочими.

Чуть реже называют Underground. Совсем редко - metro (те, кто понаехали в основном).

Набоков в 1932 году в "Подвиге" называет лондонское метро "подземной дорогой" :)

52.18 КБ

А еще, если положить руку на сердце, то Подземкой Лондонское метро является лишь на 45%. 55% путей - Надземка.

4.
Настоящий повод для гордости - это система оплаты Oyster (Устрица).

Oyster - это бесконтактная смарткарта, которая действительна для оплаты в метро, автобусах, легком метро (монорельсовая дорога на востоке столицы) и даже некоторых электричках в пределах Лондона.

При входе надо прислонить карточку к таким вот желтым кружкам.

143.02 КБ

5.
В отличие от Москвы, в Лондонском метро нет единого тарифа. Стоимость проезда зависит от длины поездки, а также времени суток. В часы пик (c 6:30 до 9:30 и с 16:00 до 19:00) дороже.

Для удобства Лондон условно разбили на зоны. Чем больше зон проезжаете, тем больше платите. На карте хорошо видны зоны.

Записки эмигранта: Метрополитен им. Лондона

6.
Цена за проезд, сразу скажу, не самая демократичная в мире.

Я живу во второй зоне, то есть дешевле почти не бывает (в пределах первой зоны тарифы ниже на одиночные поездки вне часа пик). Одна поездка обходится в 2 фунта 30 пенсов (то есть примерно 110 рублей). Проездной на неделю - 25 фунтов 80 пенсов (то есть примерно 1200 рублей). На месяц - 99 фунтов 10 пенсов (то есть примерно 4700).

В общем, есть, о чем задуматься. Мы с Натальей экономили по 200 фунтов в месяц, когда жили в центре и ходили на работу пешком.

Если жить в четвертой зоне, то проездной на месяц будет уже 6700 руб.

Зато оплатить легко и просто. Тут много способов:

- В кассе (старый бабушкин способ)
- В интернете (регистрируешься, вводишь номер карточки и кладешь на счет определенную сумму)
- Можно сделать автоматическую оплату, чтобы деньги вычитались с вашего банковского счета, когда на карточке остается меньше 5 фунтов например
- А можно в таких автоматах с тачскринами. В них можно расплатиться наличкой или с карточки.

Очередей как в Москве в начале месяца (опять наступил!) не бывает. Вру. Бывает, но очень редко.

40.22 КБ

7.
Зацените кстати дизайн самой "Устрицы" :)

104.98 КБ

8. 
Для тех, кто хочет выделиться в толпе из 10 миллионов пластиковых "Устриц", есть модная альтернатива... из дерева. Так и называется - Alternative Oyster. Деревянный чехол с лазерной насечкой. Мечта дачника-технофила.

Стоит такая дизайнерская прихоть 20 фунтов, то есть примерно 950 рублей.

32.69 КБ

9.
Кстати! Обратите внимание, что в Лондоне турникеты по умолчанию закрыты. Когда вставляете карточку, дверцы открываются.

В Москве все наоборот наоборот. На большинстве станций двери "открыты". Но чуть что, хлопает со страшным звуком. У меня один клиент с запада говорил, что московские турникеты в метро - модель российского тоталитаризма. Чисто внешне - все красиво и открыто. Но шаг влево, шаг вправо - и санкции не заставят себя долго ждать. Иногда даже влево-вправо не надо :) Просто ошибочка вышла - получайте по ребрам/бедрам.

И еще про насилие. Я в детстве не любил ногти стричь. Так мама мне сказала, что турникеты захлопываются, когда у людей длинные ногти. Жуть. До сих пор осадочек остался. Зато в Лондоне стригу, когда хочу :)

95.48 КБ

10.
Еще одна интересная особенность лондонского метро - это лифты. Вместо эскалаторов. Далеко не на каждой станции, но тем не менее. 141 штука имеется :)

127.78 КБ
Image source

11.
Бывают и лестницы. Причем чаще всего винтовые. Места в Лондоне везде в обрез, так что нечего на широченные лестницы его тратить.

Чтобы не было сюрпризов, в начале всегда пишут, сколько ступенек до заветного поезда.

91.92 КБ

12.
Эскалаторы тоже бывают. Потолок при этом чуть ниже, поэтому рекламу вешают по бокам. Иногда висят маленькие телевизоры.

Эскалаторов всего 422 штуки :) Самый длинный на станции Angel - 60 метров. Так что метро не такое глубокое.

Меня вот знаете, что удивляет? Почему британское левостороннее движение не распространяется на эскалатор. В Лондоне, как и в Москве, "стойте справа, проходите слева".

Зацените кстати дизайн потолка. Такое ремонтное безобразие в Лондоне - сплошь и рядом. Метро старое. Его часто и долго чинят. И особо этого не стесняются.

196.91 КБ

13.
Народ в Transport for London давно сообразили, что они по сути продают время, а не перемещение из А в Б. Поэтому все станции оборудованы вот такими табло, где показывается время до прибытия следующего поезда + его конечная станция (или направление).

126.38 КБ
Image source

14.
А еще очень хочется похвалить Лондонскую Подземку за особые достижения в нелегком деле ориентирования (других) на местности.

В метро довольно легко найти, где что. Указатели в основном там, где надо.

Очень умело используются цвета. На каждой линии умело подобрана цветовая гамма.

Вот, например, поезд на линии Пикадилли. Линия синяя, поэтому интерьер тоже выдержан в соответствующих цветах.

141.71 КБ
Image source

15.
На самих платформах такая же история. Вот например станция Piccadilly Circus на подходе к Bakerloo Line (коричневая ветка). Плитка меняет цвет :)

133.98 КБ
Image source

16.
Кстати про Bakerloo line! На ней есть замечательная станция :) Называется Бейкер Стрит :) Находится, соответственно, у одноименной улицы, на которой жил известный советский британский сыщик.

По адресу 221b Baker St находится музей Шерлока Холмса :)

Один друг недавно сказал наловину в шутку, наполовину всерьез: "Иду мимо музея, а там очередь аж на улице стоит. Надо же, думаю, какой интерес к советскому персонажу" :)

155.05 КБ
Image source

17.
На станции Бейкер Стрит располагается Бюро Находок. Туда со всего Лондона стекаются вещи, которые забыли в метро.

Интересная вещь.В 1950 году в Бюро Находок принесли 350 тысяч вещей. В прошлом году - 150 тысяч. А теперь, Ватсон, объясните, почему?

В Музее Транспорта (очень советую) есть замечательный коллаж из вещей, которые забывали в метро:

303.18 КБ

18.
Когда мы переехали в Лондон в 2006 году, Bakerloo Line отмечала столетие. Задумайтесь над этим. Все станции кроме одной были открыты на этой ветке еще до Октябрьской Революции.

В 1906 году поезда начали ходить от Baker St до Lambeth North, недалеко от вокзала Waterloo. Очень быстро Baker Street & Waterloo Railway сократили до Bakerloo (даешь Абракровскую линию!).

Так вот, если будете ехать по этой линии, быстро поймете, что ей больше 100 лет. Там душновато, поезда реально ходят медленно... К сожалению, таких веток и станций в Лондоском Метро много. Постоянно что-то где-то ломается. Нередко это создает подземные пробки. Иногда даже заканчивается частичным закрытием линии на часик-другой.

На выходных много станций, а иногда даже участки метро, закрыты полностью. Transport for London пытаются на сайте и в рекламах рассказывать, что они там чинят так долго. А газеты постоянно пишут про то, как строительная или ремонтная компания опять не уложилась в сроки и бюджет...

48.38 КБ

19.
Продолжая тему ворчания в газетах. Каждое лето в жаркий день в Лондоне наступает день сурка.

Все газеты наперебой начинают напоминать, что согласно законам Королевства, условия в вагонах метро непригодны для перевозки скота. Имеется ввиду температура и количество голов на единицу площади. А люди ездят!

22.11 КБ

20.
Но это так... ворчание и нытье. В принципе, они стараются, я думаю :)

Пытаются держать в курсе, если что-то случилось. На входе в метро, например, всегда стоит доска такая... На ней написано, если что-то не работает, где-то что-то отвалилось и проч. Типа ты Пикадилли не ходи, толпа в башка попадет, совсем мертвый будешь.

На моей станции недавно поставили электрическкую доску. Но чаще всего обычная такая стоит... с фломастером :) Что располагает к периодическому творчеству :)

44.20 КБ

Вторник, 11 мая, 2010
Все линии работают исправно
Новости.
Дэвид Камерон объявлен Премьер Министром
Мы обречены!


21.
Из хорошего могу отметить тихие поезда, в которых можно спокойно слушать аудиокниги. В Москве с этим сложнее. Музыку слушать можно, а вот аудиокниги уже сложновато без того, чтобы уши посадить.

22.
А еще тут метро идет до самого аэропорта. Не до каждого, но до главного.

И не надо выходить на каком-нибудь Речном Вокзале, отшивать взглядом бомбил, которые рассказывают сказки о пятичасовых пробках (которые бывают, но не так часто, как они говорят), надеяться на то, что пробок не будет, сидеть в грязной марштурке и смотреть на часы...

Просто выходишь из вагона и топаешь до стойки регистрации.

128.94 КБ
Image source

23. А теперь интересность из серии "их нравы".

Позволю себе перепечатать пост декабря прошлого года:

"Еду сегодня утром в офис и вижу обычную картину. Сидит мадам в вагоне метро и красится. В лондонском метро в принципе явление нередкое. Особенно по утрам, сами понимаете.

Потом смотрю, вторая тоже красится. Пока доставал камеру, одна уже докрасилась, зато другая начала.

Я пишу про это только потому, что забыл побриться с утра. Подумал, что можно было бы с собой электрическую бритву брать и даже сидеть не обязательно. Стоишь себе возле дверей, жужжишь :))

Вот такие о-темпора-о-моры в столице Великобритании."

Записки эмигранта: Метрополитен им. Лондона

24.
А еще в Лондонской подземке нет дежурной фразы "Вы выходите?"

Просто нет. Все сидят до последнего. Когда двери открываются, кому надо, тот встает и выходит. А другие расступаются. Иногда говорят "Excuse me".

Но это уже в процессе выхода, а не заранее :))

Как так получается, до сих пор не пойму.

А еще двери пищат перед тем, как закрыться.

25.
Машинисты не говорят, где ожидать платформу - справа или слева :) Сами, мол, догадаетесь.

Зато если поезд вдруг встает в тоннеле, то почти сразу машинист спешит объяснить, чего стоим и кого ждем. Говорят, что до терактов 2005 ничего не говорили.

26.
Кстати, на тему "Осторожно, двери закрываются" или "Stand clear of the doors please".

Самая знаменитая фраза Лондонского метрополитена - это, наверное, "Mind the gap" - то есть дословно "Обратите внимание за зазор" :) который между поездом и платформой. Шутки шутками, а на некоторых станциях в него можно элементарно угодить.

Например на станции Waterloo. Обратите внимание на подсветку у самых рельс. Это не для красоты, а для того, чтобы привлечь внимание пассажиров. Потому что поезда не резиновые и на такой вот дуге зазоры получаются такие, что можно уважаемых пассажиров штабелями укладывать between the train and the platform :)

52.12 КБ

27.
Еще забавно, что тут все чаще пассажиров называют customers (то есть клиентами или заказчиками) :))

Бывает, что сидишь в тишине в перегоне, а машинист (driver!) сообщает: "Apologies for the delays. This is due to customer on the tracks at Oxford Circus" ("Простите за задержки. Клиент упал на рельсы на станции Oxford Circus").

Клиентами тут кстати не только уважаемые пассажиры называются. Налоговиков Ее Величества тоже пытаются приучить звать налогоплатильщиков клиентами. Они, конечно, возражают. Клиент, мол, это обычно тот, кто имеет право выбора. Не хочу, мол, вашим клиентом быть. :)) Но правительство всерьез и давно уже навязывает новояз, чтобы улучшить сервис (сделать его плюс-плюсовым, как в 1984 писали). Типа если поменяется язык, поменяется и отношение к работе / клиентам и проч.

28.
Еще пара моментов для московских юзеров. 

В Лондоне не стоит ехать по кольцевой линии :) Их там несколько. И все они немножко недокольцевые. Они тут самые старые и самые медленные.

В общем, кольца в Лондоне надо избегать любой ценой :)

29.
Ну и совсем дикая для Москвы вещь.

В Лондоне на метро ездят все. Официанты, продавщицы, библиотекари, директора, банкиры, премьер-министры и проч.

Последние больше ради понтов. И тем не менее. Хотя бы так.

Кто еще не в курсе. На фотке тот, про кого запись сделана была на доске под пунктом 19. Без охраны :)

63.23 КБ

30.
Кстати о консерваторах. Мэр Борис Джонсон запретил в свое время распитие спиртных напитков в метро :)

Вступление в силу сухого закона Лондон отметил самой грандиозной подземельной пьянкой. :) Произошло все спонтанно.

39.22 КБ

В общем, на этой радостной ноте и завершу свой пост. :))

Надеюсь, что мне удалось показать Лондонский Tube с другой стороны (бронзовых статуй все равно нет).

А теперь, внимание, эксперимент! Как мы недавно выяснили, кнопка перепоста у меня в ЖЖ превращает кириллицу в кракозябру даже у самых продвинутых пользователей. Поэтому план на сегодня такой. При нажатии на ядерную кнопку постится вот такая картинка (как я обычно для фотооглавления делаю). Картинка является ссылкой на пост.

В общем, если задуматься, то фантастика из серии "Назад в Будущее" :)) Все надежды на временной континуум.

38.92 КБ

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
В Англии просела экономика, поднялись цены и на бензин в том числе, настолько, что армия голодает! Военные выбирают, либо съездить к семье на выходные или есть нормально всю неделю. Продовольственные фонды, которые собирались использовать на помощь жителям вокруг баз, теперь используют на ...
А вот бывает у вас так, что без видимых причин, но интуитивно понимаетет, что все, старому миру конец, лошадь сдохла и надо слезать. Но нового резвого скакуне нет как нет в поле зрения. И такой страх охватывает и такое отчаяние... Что делаете в такой ситуации, какую мантру бормочите? ...
Интересно, что Чулпан Хаматова голосует за Путина "Чтобы спасти детей" Тогда как при том же самом Путине российские дети не могут получить бесплатного лечения в своей стране и вынуждены искать лечение за границей за счет частных пожертвований. ...
Без обид только. Dec. 23rd, 2011 at 1:04 PM http://top-lap.livejournal.com/ Многие мои приятели идут на митинг 24 декабря. Когда я им сказал, что я никуда не собираюсь, причем озвучил я это еще неделю назад, если не больше они выразили интересную реакцию, дескать, не ...
Крупный скандал назревает в Россельхознадзоре. Помощника главы ведомства Дмитрия Натарова обвинили в педофилии. После этого он был освобождён от занимаемой должности. Об этом сообщили в Минсельхозе 27 апреля. «27 апреля освобожден от занимаемой должности помощник руководителя ...