Замок Святого Ангела.
ariananadia — 17.11.2021
![]()
![]()
![]()
В 136 году римский император
Адриан в подражание мавзолею Августа, и даже желая затмить его,
решил воздвигнуть себе и своим преемникам на императорском троне
гробницу, великолепие которой должно было превзойти все здания
Рима. Возвратившись из путешествия по всей Римской империи,
император и занялся исполнением своего плана.
![]()
![]()
Начатое строительство было закончено уже его наследником —
Антониной Благочестивым (или Кротким), который в 138 году в
достроенный мавзолей, согласно завещанию императора Адриана,
перенес его прах.
![]()
Мост и замок Святого Ангела на картине А. П. Брюллова,
1823—1826.
![]()
Мост и замок Святого Ангела на
картине С. Ф. Щедрина, 1823—1825.
Первоначально усыпальница была
возведена из травертина, кирпича и пеперина (вулканического туфа) и
покрыта белым паросским мрамором. Мавзолей императора Адриана
представлял собой круглую башню (диаметром более 60 метров) и
опирался на огромный квадратный цоколь, каждая сторона которого
равнялась 80 метрам, а высота их была не менее 15 метров.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
. Башня заканчивалась
конической крышей, покрытой слоем земли и засаженной кипарисами по
образцу этрусских могил-курганов. По свидетельству Иоанна
Антиохийского, в центре крыши возвышалась огромная мраморная статуя
императора Адриана, стоящего в колеснице Гелиоса, запряженной
четырьмя конями. Эти кони были столь огромны, что сквозь отверстие
их глаз мог свободно пролезть взрослый человек. До наших дней от
статуи сохранилась лишь голова императора, которая хранится в
Ватиканском музее — в отделении «Пио Клементино».
![]()
макет первого замка и мавзолея
![]()
![]()

Квадратное основание мавзолея было
обнесено бронзовой решеткой со столбами, украшенными бронзовыми
позолоченными павлинами. Снаружи его украшали пилястры с роскошными
капителями, на которых стояли мраморные статуи, привезенные из
разных концов Римской империи. В их числе был и знаменитый «Фавн»,
найденный при археологических раскопках, проводимых при папе Урбане
VIII.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Через узкие ворота и темный коридор
со сводами открывался вход в четырехугольную погребальную камеру,
тоже построенную со сводами, в которой находился порфировый гроб
императора. Освещалась она косыми отверстиями, сделанными в стенах,
в нишах которых некогда стояли урны с прахом императоров Антонина
Благочестивого, Марка Аврелия, Коммода и Септимия Севера. Септимий
Север был последним императором, которого похоронили внутри
мавзолея, после чего в течение двух столетий усыпальница оставалась
запертой.
![]()
Мавзолей Адриана сохранял свой
первоначальный вид и украшения до 400 года, когда император Гонорий
составил новый план укрепления стен Рима, по которому усыпальница
императоров включалась в фортификационную
систем
![]()
![]()
![]()
![]()
В 410 году Рим подвергся нападению
армии вестготского короля Алариха I, и в превращенном в укрепление
мавзолее римляне разрушали украшения, разбивали статуи и их обломки
бросали в осаждающего врага. Захватив город, король вестготов отдал
его своим воинам на три дня. Столица Римской империи была
разграблена, и из мавзолея императора Адриана унесли все, что в нем
было ценного.
![]()
![]()
![]()
![]()
коридор Пия IV
![]()
![]()
Лоджия Юлия II
![]()
![]()
Лоджия Павла III
![]()
Bastione San Giovanni
![]()
Бастион Сан-Лука
![]()
В Средние века, в период
междоусобных войн, мавзолей Адриана стал крепостью, которая часто
переходила из рук в руки. Здесь находили убежище бароны, спасаясь
от гнева римских пап, а нередко и сами понтифики искали в крепости
спасение от неприятелей и народного гнева. Они бежали из
Ватикана по идущей прямо к мавзолею высокой галерее, которая была
возведена при папе Николае III. Галерея была такой широкой, что по
ней могла свободно проходить запряженная
повозка.
![]()
Bastione San Matteo
![]()
![]()
![]()
дворик
![]()
Ангел - Рафаэлло да Монтелупо
![]()
В 1379 году во время внутренних
раздоров в мавзолее Адриана засел со своим ополчением Роберт
Женевский, который защищал его от народного гнева. После долгого и
упорного сопротивления римский народ, захватив эту крепость, решил
срыть ее до основания и даже отчасти исполнил свое варварское
намерение.
![]()
Часовня Льва X
![]()
![]()
![]()
![]()
Многие плиты и квадратные камни с
мавзолея были сорваны, а потом использованы на мощение улиц и
другие нужды. Впоследствии римские папы постепенно восстановили
крепость, а в XVI веке «Адрианова башня», как называли усыпальницу
императоров, получила свое нынешнее название — «Замок Святого
Ангела», и произошло это по следующему поводу.
![]()
Двор Александра VI
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
В конце VI века в Риме
свирепствовала моровая язва, и жители города в страхе и трепете
молились о спасении. Римским папой был тогда Григорий Великий,
который, подняв икону Божьей Матери, крестным ходом стал обходить
город. Когда процессия переходила через Элиев мост, направляясь к
Ватикану, над башней Адриана послышались голоса певших ангелов:
«Аллилуйя! Воскресе якоже рече, аллилуйя!» .
Проникнутый благоговением народ пал ниц, а верховный понтифик
обратился с мольбой к иконе Божьей Матери: «Моли Бога о нас,
аллилуйя!». И удостоился видеть благословенное явление Ангела
Божьего, парящего в воздухе над гробницей императора Адриана и
вкладывающего карающий меч свой в ножны Язва тотчас
прекратилась…
![]()
защитные рвы для воды
![]()
городские стены замка
![]()
Площадь Читта Леонина, Борго, Рим, Ватикан
![]()
![]()
Рим, стены Ватикана на виа дей
Корридори. Герб Александра VI Борджиа на башне.
Папы Николай V и Александр VI особенно способствовали тому, чтобы
мавзолей Адриана принял совершенно новый вид. В конце XV века папа
Александр VI Борджиа укрепил обветшавшее сооружение, возвел вокруг
него четыре бастиона, названные именами четырех евангелистов,
сделал парадный двор, где декоративной горкой были сложены уже
ненужные мраморные ядра
![]()
вид из замка
![]()
Ponte Sant'Angelo, once Aelian
Bridge or Bridge of Hadrian in Rome
Правда, по преданию, одно из них
было использовано и в XVII веке, когда шведская королева Христина
стреляла с крыши замка в сторону холма Пинчо. Римские папы
постоянно занимались перестройками в замке, превращая его в
укрепленное место
![]()
Св.Павел
![]()
Св.Петр
![]()
Для большей безопасности верховных
понтификов из Ватиканского дворца в замок провели тайный подземный
ход длиной около одного километра; в случае опасности папы могли
перейти прямо из своего дворца и укрыться в этой крепости. Кроме
того, в замке были устроены папские покои, комната для хранения
казны и сокровищ, дворики и помещения для хранения продовольствия
на случай длительной осады.
![]()
![]()
![]()
![]()
Со временем некоторые
помещения замка превратились в тюремные камеры, в которых в разное
время томились архитектор Аристотель Фиораванти, Галилео Галилей,
Бенвенуто Челлини, граф Калиостро, семейство Ченчи и др. Иногда
осужденных казнили прямо на верхней террасе замка, и тогда над
Римом раздавался печальный звон колокола, и поныне находящегося
здесь.
![]()
![]()
Фрески Луцио Лузи и его мастерской,
выполненные в 1544 и 1545 годах в Зале Адрианеума (Sala
dell'Adrianeo) : сцена древних бань.
![]()
В XVI веке при римском папе Павле
III на вершине замка была поставлена мраморная статуя архангела
Михаила (работа Р. Монтелупо), в XVII веке по повелению папы
Венедикта XIV ее заменили бронзовой, которая возвышается там и
поныне. Ее выполнил скульптор Ф. Жирардин по рисунку фламандского
живописца П. Феншенфельда. Бронзовые входные двери, которые вели в
гробницу, в 1825 году сняли, так как был открыт коридор, который
ведет от входа в большую нишу.
![]()
зал библиотеки
![]()
![]()
![]()
Возле нее начинается спиральный
вход, огибающий все здание внутри пандусом и достигающий самой
вершины замка. Церковь в замке Святого Ангела небольшая, всего с
одним престолом. В стене, с левой стороны алтаря, в рамке за
стеклом висит индульгенция римского папы Григория XVI. Она была в
1838 году дана на всю жизнь солдатам, жившим в верхней части замка
и охранявшим ее .
![]()
зал Аполлона
![]()
Зала Паолина
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Luca Signorelli
В настоящее время в замке Святого Ангела устроен
Военно-исторический музей, в котором отражены различные моменты
римской средневековой истории и представлена богатая коллекция
произведений искусства. Так, например, сохранился зал папы Павла
III с картиной Перина де Вага — ученика великого Рафаэля, который
расписал и несколько других залов сценами из римской
истории


Ещё со времён папы Григория Великого
(VI—VII век н. э.) замок Святого Ангела пребывал в статусе
твердыни, неприступной крепости прямо в Ватикане. В такой крепости
можно было в любой момент укрыться в случае нападения вражеских
армий, что в Средневековье было явлением довольно частым. В конце
XV века собор Святого Петра — сердце Ватикана — ещё строился,
однако там уже проходили мессы. Рядом со строящимся храмом уже
существовала Сикстинская капелла. Эти сооружения и замок Святого
Ангела соединял длинный укреплённый коридор — пассетто, по которому
понтифик в любое время мог безопасно попасть в замок.
![]()
Именно по этой причине ряд римских
пап выбрал Сант-Анджело в качестве своей официальной резиденции.
Латеранский дворец оказался в запустении[когда?], а строительство
Апостольского должно было начаться только через 100 лет.
![]()
Упоминания:
Во Вселенной Гипериона замок Святого
Ангела стал частью Нового Ватикана, перенесенного на планету Пасем.
Во второй дилогии цикла «Песни Гипериона» Обновленная Имперская
Церковь использовала его как резиденцию Святой Инквизиции, также
здесь была замучена и приняла смерть Энея.
Также замок Святого Ангела упоминается в романе Александра Дюма
«Асканио». Именно оттуда с помощью свитых в жгуты простыней сбежал
скульптор Бенвенуто Челлини.Замок Святого Ангела упоминается в
книге Петера Берлинга «Дети Грааля» как оплот сторонников папы и
резиденция «серого кардинала» (он же Райнер из Капочо).Также замок
Святого Ангела упоминается в романе Дэна Брауна «Ангелы и Демоны».
Помимо этого замок Святого Ангела упоминается в романе Мигеля де
Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот
Ламанчский».
![]()
Замок Святого Ангела упоминается в
романе Дэна Симмонса "Лето ночи" (Summer of Night), опубликованного
в 1991 году.
В опере Джакомо Пуччини «Тоска» действие частично проходит на крыше
замка
У стен замка снималась одна из ключевых сцен фильма «Римские
каникулы» с Одри Хепбёрн в главной роли.
Замок Святого Ангела упоминается в песне "The Last Stand"
одноименного альбома группы Sabaton о подвиге Швейцарских
гвардейцев во время охраны папы Климента VII в
Сколько стоит билет на автобус в Иркутске? Цены, маршруты и лайфхаки для пассажиров
Профессионализм
Стихи перед сном. Аполлон Майков. Мечтания
На дереве
Малоизвестный омский Дом пропаганды
Королева Мангиана
Субботнее фото для души
Осень в Тель Авиве
Тема Лютый понимает

