Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

топ 100 блогов pantv06.09.2022
Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга
Продолжаю осмотр экспозиции "Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи" (ВИМАИВиВС).
Внутренняя экспозиция Артиллерийского музея занимает 13 залов. И здесь можно увидеть не только артиллерийское оружие различных времен. В музее представлена прекрасная коллекция военной одежды и знаков воинского отличия. В ней есть личные вещи Петра I, Екатерины II, Александра I , Николая I, Александра III. Богата коллекция холодного оружия. В нее попали декоративные, боевые и экспериментальные образцы.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Можно еще и поиграть.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Прямо у входа всех встречают два орудия. Справа 122-мм пушка образца 1931/37 года № 551. Из этого орудия 20 апреля 1945 года первыми открыли огонь по Берлину.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Слева 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года №3953. Расчёт этого орудия под командованием младшего сержанта П.Н.Кравчука прошёл боевой путь от Волхова до Берлина. Весь расчёт награждён орденами и медалями, а само орудие имеет 104 повреждения от осколков вражеских бомб и снарядов.

А еще на входе поражает уникальная лестница, но к ней я подробно вернусь в следующих постах.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга      Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Затем гардероб. Своды то высокие, то низкие, но ощущение простора и свободы внутри. Залы размерами больше дворцовых.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

В постоянных походах прошла жизнь одного из первых киевских князей — Святослава Игоревича (945–972), скульптура которого работы Е. Лансере представлена в зале. Рядом можно видеть портрет сына Святослава, киевского князя Владимира Святославича (980–1015), который известен не только как храбрый воин, но и как один из виднейших деятелей Русской Православной церкви, с именем которого связано введение на Руси в качестве государственной религии христианства. Портрет выполнен неизвестным художником в начале XX в.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

В экспозиции идет легкое смешение эпох. Не всю тяжелую технику можно затиащить в нужное место.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

В конце XII - начале XIII вв. в качестве основного боевого средства при обороне и осаде городов на Руси начали использовать различные метательные и стенобитные машины. В экспозиции представлены модели таких машин - тарана XV в., "веретенища" - механической пращи начала XIII в. и станкового самострела с ползуном XIII–XIV вв. Метательные машины применялись в русском войске вплоть до середины XVI в.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Владимирские "Золотые ворота" и не только...

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Здесь можно пролвести весь день, но что бы спокойным шагом все осмотреть нужно около 3 часов.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Бердыши. Дырочки для облегчения конструкции.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга       Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

68-гривенковая 216 мм осадная пищаль "Инрог". Масса 7434,6 кг.  Во время Смоленской войны (1632–1634) она была захвачена польскими войсками и вывезена в Эльбинг, где находилась до взятия города шведами в 1703 г. во время Северной войны 1700–1721 гг. В 1703 г. орудие вывезли в Стокгольм, а оттуда ствол, распиленный на три части, был в 1723 г. доставлен в Россию шведским купцом Иоганом (Яганом) Примом. По приказу Петра Великого в 1724 г. мастер С.-Петербургского арсенала Семен Леонтьев искусно спаял ствол, а Иогану Приму по указу государя было выплачено по 7 рублей серебром за каждый пуд веса орудия.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

В Артиллерийский музей пищаль поступила в 1876 г. из Царскосельского арсенала. Почетная роль выпала на ее долю в 1889 г.: во время празднования 500-летия русской артиллерии, проходившего в Артиллерийском музее, эта пищаль «играла роль» первой русской пушки.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Осада Казани войсками Ивана Грозного. Артиллерия там играла важнейшую решающую роль. Под Казанью было сосредоточено свыше 150 артиллерийских орудий.




Как ни странно женщин в музее больше чем мужчин )) и куда только не пойдет женщина в поиске брутального...

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Рыцарский зал находится после большого первого зала.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга        Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Коронавирус им был не страшен... когда отлетает голова, ему негде закрепиться.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Почти хоккейная маска.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Романтичный был век.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Можно даже подержать в руках меч или надеть шлем. Из уникального - личный доспех , самозванца Григория Отрепьева, выдававшего себя за сына Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи обладает одним из крупнейших в России собраний оружия стран Западной Европы XV-XVII веков, что послужило толчком к созданию нового раздела в экспозиции музея, посвященного истории военного дела в эпоху Средневековья и Возрождения.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Веселые экспонаты...

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга      Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Один из главных и самый первый экспонат музея – "Мортира Самозванца" (Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

 Мортира является одним из первых образцов артиллерийских орудий, сохраненных по указу Петра I "для памяти на вечную славу", о чем свидетельствует надпись на стволе: "Великий Государь по имянному своему указу сего мортира переливать не указал. 7212 (1703) году".

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Но есть и более старые мортиры, например мортира "Егуп". Её Чохов отлил в 1587 году и это самая большая мортира в русской истории. Калибр 534 мм. "Слита бысть сия пушка при державе государя царя Федора Ивановича всея великий России лета 7095. Делал Ондрей Чохов". Ниже чеканная надпись: "Можжпра весом 77 пуд. 18 фунтов. В ней ядро весом 6 пуд. 25 фунтов".

Мортиру называли "Огненной пищалью". Снаряды для мортиры изготовляли, заворачивая железные ядра в несколько слоев плотной бумаги и ткани, возможно, пропитанных горючим составом (смолой и серой), оплетая затем прочными льняными ужищами. Так что при выстреле ядро трассировало, а попадая в цель, вызывало пожары. Впервые подобный способ артиллерийской стрельбы использовали московские войска, которые отражали в 1606 г. наступление на Москву Ивана Болотникова.

Увы, единственное орудие учителя Чохова сильно пострадало во время пожара... В музее хранится семь пушек, отлитых Чоховым во второй половине XVI века в начале XVII века.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Немецкая пушка. Сначала его захватил Наполеон. Увидев её он воскликнул: "Она моя!"  Одно время пушка стояла в еще одном прекрасном военном Музее армии в доме инвалидов в Париже.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Но теперь она в Питере. пушка трофейная (вывезли в Россию как ценный артиллерийский экспонат после Второй мировой войны).

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Эти памятники доложны стоять не в музее, а в городе на площадях или в скверах! Почему мы прячем их в коридорах музея напротив кафе?

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга     Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

А рядом с Багратионом стоит М.И. Кутузов. Он-то чем не угодил?

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

44-ствольная 3-фунтовая мортирная батарея системы А.К. Нартова. Музей артиллерии хранит самое крупное в России собрание железных пищалей, защищавших старинные русские крепости. Здесь можно увидеть первое в мире орудие с клиновым затвором.

105-ствольная скорострельная батарейка. Изготовлена в России в конце XVII в.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Полевая секретная гаубица обр 1753 г. системы П.И. Шувалова. Ствол бронзовый. Калибр 95х207 мм. Масса 491 кг, Дальность стрельбы - 532 м.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Эта пушка изготовлена в Москве. После успешных испытаний Сенат так и не принял на вооружение орудие, приказав "хранить в арсенгале за печатью, дабы имеющиеся в ней инвенция (изобретение) никому открыта быть не могла".

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Гаубица имела элептическую форму канала ствола и предназначалась для стрельбы картечью.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

"Северная война" (1700-1721)

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Форма Семеновского и Преображенского полков.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

В начале Северной войны на вооружение русской артиллерии принимается ряд новых орудий. В 1706 г. талантливый русский артиллерист Василий Данилович Корчмин разработал 3-фунтовую (фунт.) - по размеру ядра - полковую пушку с двумя 6-фунт. мортирками на оси лафета. В 1707 г. Я. В. Брюс и В. Д. Корчмин создали новую «длинную» полупудовую гаубицу для вооружения конной артиллерии.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Под Полтавой огонь русских орудий свел на нет наступательный порыв шведов. За Полтавскую баталию командующий русской артиллерией Яков Вилимович Брюс (1670–1735), ставший с 1711 г. генерал-фельдцейхмейстером (главный начальник артиллерии), был награжден высшим и в то время единственным орденом России — Св. Апостола Андрея Первозванного.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Макет Полтавского сражения.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Как разбили шведов под Полтавой!

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Полковой штандарт.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

А.В. Суворов

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Форма русских солдат.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Парадная литавренная колесница для перевозки артиллерийского знамени, 1760 год.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

 Знамя  1-го Артиллерийского полка, пожалованного в 1745 г. императрицей Елизаветой Петровной, стало последним в истории русской императорской артиллерии - с 1763 по 1917 г. артиллерия знамен не имела. Со времен императора Николая I знамя 1-го Артиллерийского полка получило статус знамени всей русской артиллерии и в качестве такового использовалось на похоронах генерал-фельдцейхмейстеров и во время празднования 500-летия этого рода войск.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Колесница была изготовлена в 1760 г. в двухмесячный срок по распоряжению П. И. Шувалова русскими мастерами под руководством "живописного мастера" петербургской артиллерийской лаборатории Ф. Л. Задубского и под "смотрением" майора П. И. Мелиссино.

Её создали в ознаменование бюоевых заслуг русской артиллерии в "Семилетней войне" (1756-1763) в том числе и при взятии Берлина. В ночь на 28 сентября 1760 года все прусские войска внезапно оставили город, который тотчас капитулировал на милость победителя, поднеся ключи от городских ворот. Как это было я писал под этой ссылкой

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

В настоящее время парадная колесница является ценнейшим памятником отечественной истории и культуры, замечательным образцом декоративно-прикладного искусства середины XVIII века.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Кузов исполнен в форме большой раковины и украшен глубокой резьбой с орнаментом из пальмовых и акантовых листьев, завитков рокайль, воинской арматуры, состоящей из знамен, артиллерийских стволов, ядер и гранат. Впереди колесницы, над воинской арматурой, возвышается фигура двуглавого орла с распростертыми крыльями. Сзади - скульптура летящей богини Минервы с копьем в одной руке и щитом - в другой. Минерва представлена в данном случае не только как богиня-воительница, но и как богиня мудрости и справедливости. Она олицетворяет расцвет науки, искусства и ремесла в Российском государстве в елизаветинское время.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Колесница вывозилась шестеркой одномастных лошадей. Ритуал вывоза знамени на литавренной коляске существовал во многих европейских армиях, однако аналога, подобного колеснице из коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, в других музейных собраниях нет.

За время своего существования колесница выезжала всего несколько раз, но была серьезно повреждена во время маневров в Красном Селе. Ныне отреставрировала и занимает почетное место в музее.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Эпоха войны с Наполеоном.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

И форма и огнестрельное оружие. Но главное подвиги солдат и офицеров о когторых можнго прочитать, посмотреть личные вещи и военные артефакты.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

7-лин. (17,5 мм) паровая пушка конструкции инженер-полковника Карелина, изготовленная в 1826–1829 гг. Заливалась вода, на огне нагревалась в котле при пушки и из-за давления пара орудие стреляло.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

 Стрельба велась обыкновенными ружейными пулями, вылетавшими из канала ствола под давлением водяного пара. Орудие имело небывалую по тем временам скорострельность — до 50 выстрелов в минуту, но прошедшие в 1829 г. испытания показали сложность и громоздкость системы. Сразу же после испытаний орудие было сдано в С.-Петербургский арсенал и вскоре поступило в Артиллерийский музей. А идея прекрасна, ведь порох не нужен и скорострельность хороша.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Большое внимание уделено Отечественной войне1812 года. М.И. КутузовИ без повязки. Повязку он и не носил и имел два ранения в голову, а не одно. Под ссылкой выше его биография.



На третьем этаже музея есть несколько помещений посвященных отдельно графу Кутузову.

Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

В 1991 г. ВИМАИВиВС принял экспонаты мемориального Дома-музея М.И. Кутузова из польского города Болеславца (Бунцлау). Они получили вторую жизнь в Кутузовском зале.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Некоторые считают вегетарианцев людьми с комплексами, выделяющимися из большинства "нормальных" людей. Но вегетарианцы не устраивают, как и левши, парады на подобие геев, чтобы заявить о себе и покрасоваться на публике. Почему я решил написать на тему вегетарианства? Да потому что я ...
Литиевые батареи. Нужно место, чтобы размещать литиевые батареи. В женской фигуре больше геометрических возможностей для размещения запасов энергии. Вот. Женская фигура - еще одна примета - к десятку других - того, что R-1 уже просчитана по геометрии, по силовым характеристикам, ...
Я много раз показывал, как живут бывшие русские города в других странах. Теперь давайте наоборот: посмотрим на город, бывший в Финляндии, но ставший частью советской Карелии. 1 Как театр начинается с вешалки, так и город - со спального района. Сортавала встречает симпатичным и ...
Услышал, что у меня по соседству, на Полине Осипенко, собираются расселить дом № 26. Говорят, дом должен был быть снесен ещё месяц назад, но там до сих пор продолжают жить несколько десятков человек. ...
Лину Бракните зрители наиболее запомнили по ролям в трех фильмах: «Девочка и эхо», «Дубравка» и «Три толстяка». Всем казалось — она будет много сниматься, ведь работы получились удачные. Однако судьба распорядилась иначе. Лина родилась 19 ноября 1952 года в Вильнюсе. Отец ...