Закономерность трагедии
bigdrum — 25.07.2024Я понимаю, что МотоТаня красавица, и я сам удивлен, что она по числу подписчиков была номер один в мире мотоблогеров. :)
Кое-что поясню.
В СССР не было байкеров. Были мотолюбители. Мотолюбитель - это лох, который не смог скопить на Запорожец. И потому он прется от своего мотоцикла.
Однако после войны (Второй Мировой, которая кстати, дала мощнейший импульс мотоциклам) мотоцикл стал с одной стороны, общедоступным, а с другой стороны - вошел в молодежную моду. Кроме СССР, где были мотолюбители.
Но в 60-х годах СССР решил не отставать от Запада, и вместо старых добрых Урала и кого-то там еще (ИЖ?) начали появляться новые модели - "не хуже западных". И вместе с этими моделями, имеющими "спортивный вид", в ширнармассы проникла МОДА. И мотоцикл, который немного ранее был средством сэкономить на покупке Запорожца, превратился в статусную такую штуковину...
Уже в позднем СССР мотоцикл стал квинтэссенцией Эго, в то время как на Западе это произошло гораздо раньше, и стало нормой.
Чтобы не ходить далеко за яркими примерами. Лоуренс Аравийский, человек, изменивший Ближний Восток, личный друг Черчилла, закончил свою жизнь, разбившись на мотоцикле. По дороге домой. На знакомой дороге. По которой постоянно ездил.
Ну то есть он не просто чилил по дороге - он конкретно притопил, понимаете?
Мотоцикл, культура мотоцикла - это Эго. А Эго - это очень сильная эмоция. И отсюда возникают скорость и адреналин.
Существуют два типа мотоциклов, и два типа Эго. Один - спортбайк (как у МотоТани был). Это когда ты - скорость, полет, когда ты поглощаешь пространство. Ты - молния. Второй тип Эго - это чоппер. Это не про скорость (хотя есть скоростные модели), это когда ты чилишь по дороге, и одновременно прешься от самого себя. На спортбайке ты - скорость, на чоппере ты - дорога.
Понимаете разницу?
Отсюда возникает один интересный момент. На спортбайке ты стремишься обогнать самого себя. И получаешь удовольствие от этого. А на чоппере ты прешься от самого себя, и если бы ты мог ехать со скоростью пешехода - то и ехал бы с такой скоростью, чтобы продлить удовольствие.
Вот оно, то, о чем я говорю.
У меня нет автомобиля, но когда-то был мотороллер с тракторным магнето - об этом позже. Но так получилось, что я много раз ездил на чужих авто рядом с водителем. Началось это дело как игра, но я когда сажусь на переднее место, стараюсь смотреть на дорогу, и контролировать обстановку. Дважды это спасло владельца авто от ДТП. Ну и меня тоже. Один раз я так ехал, и даже сказать ничего не успел, водитель со мной разговаривал, и смотрел, блин, не на дорогу, а на меня, мы шли в левом ряду, и перед нами во встречном потоке машина вышла на обгон - прямо нам в лоб. Я только рот успел открыть, а встречный водитель осознал, охуел, попытался приткнуться назад, въебался крылом о колесо длинномера, но таки вполз в свой ряд - а мой товарищ так ничего и не заметил. А я несколько минут выдыхал это дело... Ехали мы на красивой машине спортивного вида. Не на гонке, а просто авто из серии "дизайн для полоумных любителей подросткового адреналина"...
Так вот. Я со всеми этими людьми ездил неоднократно, и даже вот с такими приколами - безаварийно, и с удовольствием. Черт возьми, однажды у клиента было реальное ЧП, катастрофа, и мы пронеслись по городу в режиме реально как при погоне. Вы голливудские фильмы смотрели? Ну вот, там примерно так же было, только без битых машин получилось...
И однажды я попал в авто к женщине-водителю. Мы там ехали компанией, и я сидел рядом, и мы ехали, и доехали, и без всяких погонь, и тем более, стрельб, но - МНЕ СТАЛО СТРАШНО.
Еще раз.
Компания знакомых. На отдыхе. На природу. Вроде все прекрасно. Но я сижу рядом с водителем - и у меня волосы на жопе седеют...
Эмоциональный код, эмоциональная наполненность, выражаемая в манере вождения.
Когда вы сидите рядом с водителем, и следите за дорогой - вы подстраиваетесь к нему. К одним подстраиваться легче, к другим - труднее. Но в общем вы подстраиваетесь, и получается еще одна пара глаз, которая всегда смотрит на дорогу, и от этого безопасность увеличивается. Ну, если вы не пытаетесь рулить вместо него, конечно... :)
Я просто не мог подстроиться, и несмотря на то, что вела эта женщина отменно, мне было тупо страшно - я не чувствовал дороги. Я ездил с очень разными людьми обоих полов - но это был единственный случай, когда я не мог чувствовать себя нормально. И мне было очень дискомфортно.
Почему я это говорю? Я это говорю, потому, что психологически я в авто как бы второй водитель. Это как движение в колонне. Если я чувствую другого водителя, партнера - то все нормально. Но если я его не чувствую - то вот так вот, хреново.
Далее. МотоТаня - это ОБРАЗ человека, реальной Татьяны, которая занималась продажей этих самых мотоциклов. Я тут немного поанализировал, и хочу сказать, что как менеджер по продажам, она была если не гениальным, то крайне талантливым человеком. Она собрала психологический образ идеального мотоциклиста, и идеально его репрезентировала покупателям. Это дар. Это уровень. И поскольку ее образ был идеален (она даже шлем не снимала, чтобы каждый мог вообразить себя на ее месте), то он как раз и включал то самое Эго, о котором я написал с самого начала поста. Эмоцию. Сильную эмоцию.
Владелец спортбайка - это Альфа на дороге. Это такой мотоцикл, что на нем можно быть только Альфой. И именно эту эмоцию она идеально репрезентировала, и именно за этой эмоцией к ней шли клиенты и подписчики.
Теперь мы можем сложить все вместе.
1. Таня и ее друзья привыкли ездить вместе, и были на уровне отношений друг для друга близкими людьми. Однако те, кто с ней постоянно не общался, чувствовали себя менее уверенно, и их Альфа-Эго было угнетено. А если Эго угнетено - надо его компенсировать, так устроена эмоциональность человека. Если Татьяна ездила с клиентами, она ездила осторожно, потому что понимала разницу в опыте и уровне. Однако здесь было три байкера, и все три казались опытными. Но на самом деле для турецкого друга это было не так - он катался с кумиром, и потому испытывал психологический стресс, который требовал компенсации. Возможно тут включились еще национально-культурные особенности исламской страны.
Турецкий байкер находился в состоянии стресса, пытался соответствовать уровню, а вот россияне, считая его опытным байкером, спуску ему не давали, как своим клиентам, то есть - рано или поздно он должен был выскочить за границы своей компетентности.
2. Навык группового вождения. Чувство партнера. То, что я описывал, рассказывая про свой опыт. Так вот - навык группового вождения у россиян был, а вот у турка с ними - не было. И это тоже добавляло немного стресса.
3. Все они были на отдыхе. То есть - отрывались. То есть - контроль ситуации у всех был ослаблен.
А теперь четвертое, и главное. Последний вагон поезда.
Кто ездил в поездах, тот знает, что последний вагон самый противный. Его сильнее всего монтыляет и колбасит. Так вот - при движении в колонне все происходит точно так же. Именно потому автомобили, которые могут ехать соточку по трассе, при движении в колонне могут ехать со скоростью в восемьдесят, а то и шестдесят. Не потому, что техника не позволяет - а потому, что последний в колонне может запросто улететь в кювет, влепиться в предпоследнего или загнать свою машину перегазовками и торможениями. Последний вагон поезда, и последний в колонне - к нему предъявляются самые высокие требования. Глава колонны должен уметь водить колонны, а замыкающий - контролировать ситуацию и выживать.
Теперь вопрос. Где спортбайки, и где навыки движения в колонне?
Перед аварией первым ехал Сергей, второе место занимала Татьяна, а третьим был Орбут. То есть байкер, который находился в состоянии стресса, находился на позиции, в которой к нему предъявлялись самые высокие требования по вождению и главное - скорости реакции.
Однако любой психолог вам скажет, что в состоянии стресса реакция замедляется.
Более того, сама психология участников движения, психология спортбайкеров, препятствовала формированию устойчивых навыков движения в колонне. И если групповое взаимодействие между Сергеем и Татьяной было нормальным, то вот Орбут и здесь испытывал проблемы. Ибо на навык движения в колонне он опереться не мог, а личное взаимодействие, вчувствование в другого, у него находилось под давлением неравноправного с Татьяной статуса, культурных различий и недостаточного опыта взаимодействия. Чему Эго сопротивлялось и компенсировало.
Самое слабое звено (не обязательно по уровню вождения, но по уровню психологического состояния точно) оказалось в самой уязвимой позиции в самый неподходящий момент, да еще и на транспортном средстве, где все решают доли секунды...
Если бы Сергей и Татьяна подумали раньше об этих аспектах, и ехали бы более аккуратно, то нагрузка на Орбута была бы меньше, как психологическая, так и водительская. Ему не требовалось бы "альфовать", он даже почувствовал бы чувство легкого превосходства над гостями, что полностью скомпенсировало бы его Эго, и тогда все было бы идеально. Но - это спортбайк, это такой тип Эго.
Между прочим.
Владельцы чопперов, это которые прутся сами от себя и от дороги, а не от скорости, обожают ездить группами. Иногда очень большими. Вместе переться - прет кайфовей. И вот я заметил, что у них впереди, на тачке лидера клуба, стоит часто высокий флажок...
Это не просто эмблема клуба или иной флаг. Это еще и маркер начала колонны. При движении в колонне последнего колбасит потому, что он ориентируется на реагирующего с задержкой предпоследнего. Но если последний будет ориентироваться на флаг лидера - то сможет начинать тормозить раньше, понимаете? Флаг клуба чопперов в начале колонны - это репер движения для всех участников клуба на дороге. Так ездить проще...
Совершенно случайно чопперы нашли способ решить проблему последнего вагона поезда - к сожалению, остальные о ней даже и не подумали...
В общем и целом, я вижу ситуацию вот так вот. Я думал написать больше, но мне выключали свет, и потому вы не узнаете, что было с мотороллером, вот теперь мучайтесь...
.
|
</> |