Закат Пармезана

топ 100 блогов holmogor09.08.2014

Очень правильные вещи пишет Борис Кагарлицкий:

Плач по пармезану превращается в прощание с Европой. Не в том беда, говорят нам, немного смущенные интеллектуалы, что мы не можем жить без дорогих заморских деликатесов, а в том, что без еды нет культуры. Сегодня у нас отняли пармезан, а завтра отгородят от Запада железным занавесом. Помните: “сегодня он танцует джаз, а завтра родину продаст”.

Хотя, конечно, никто права есть пармезан и, страшно сказать, камамбер не отнимает. Запрещается (сроком всего-то на год) не акт поедания камамбера, хоть бы даже и публичный, а ввоз сыров французского производства. Так что камамбер или пармезан, сделанный, допустим, в Швейцарии, ешьте на здоровье.

Но по большому счету, главная проблема тут не в отношении к санкциям, а в отношении к Европе. Для них Европа это прежде всего сыр и комфорт. А моя Европа это Вольтер, Дидро, Гете, Маркс, Гарибальди. Это из области “того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять”. Потому что это должно быть внутри.

Европейская культура это гуманистические и демократические принципы, не позволяющие делить людей на “белую кость” и “ватников”. И это коллективная память о том, что сделали парижские “ватники” с любителями изысканных пирожных в 1792-93 годах.

То был очень болезненный, страшный, но полезный урок, который остался в памяти правящих классов на несколько столетий. Потому писать трагические тексты про грозящий дефицит деликатесов на фоне ежедневно поступающей информации о горящих городах и горах трупов (неважно чьих) в соседней, приграничной стране, ни один уважающий себя европейский интеллектуал не решился бы.

Люди, для которых культурный опыт поедания сыра важнее, чем осознание гражданской ответственности и признание элементарных гуманистических принципов, как бы ни ценили они тонкости французской гастрономии, не очень похожи на европейцев. Куда больше напоминают они мне провинциальных каннибалов, научившихся позировать в европейском наряде.

На самом деле всё немного сложнее.

Европа - это, помимо прочего, определенный уровень жизни и комфорта. Определенный набор стандартов жизненного уровня, выработаннЫй в течение всей европейской истории, где были и Абеляр и Франциск, и Вольтер и Бёрк, и Маркс и Ротшильд, Дуче и Дучке. Очень многие из черт цивилизации комфорта, впрочем, были доведены до ума лишь в Америке и в самой Европе присутствуют уже как прочно закрепившийся импорт. Но, в целом, Европа это набор жизненных стандартов.

Вопрос в том, как с этим набором поступать. Тут простая вилка, либо мы способны сами производить образ жизни в соответствии с этими стандартами, как оказались способны при Петре производить европейскую армию, при Чайковском и Толстом - европейские балеты и романы, а при Сталине - европейские трактора и образовательные стандарты, либо мы живем на импорте.

То есть мы либо европейцы, либо азиаты. Европеец способен воспроизвести у себя европейский образ жизни, технологий и культурного производства целиком или почти целиком. Для импорта остаются только specialities, вроде того же самого пармезана в который не случайно вцепились - речь идет о региональном продукте со сложной технологией, которую воспроизвести в другом месте будет Не То...

У нас таких specialities тоже немало. К примеру Тамбовский окорок или Белевская пастила, не говоря уж о Тульском Прянике. Попробуйте в ЕС найти тульский пряник. Попробуйте прожить без тульского пряника.

Эмбарго ставит перед нами вопрос - являемся ли мы европейской страной, способной воспроизводить определенный образ жизни полностью не завися от импорта. Или мы даже не азиаты (в Восточной Азии прекрасно научились воспроизводить Европу огромными сегментами и только отсутствие патины выдает, что речь идет о подражании), а африканцы из зоны лихорадки Эбола. Та самая Верхняя Вольта всё еще с ракетами.

При этом важно понимать, что настоящий уровень комфорта - это не хамон, а, к примеру, дороги. Хамон можно завезти. Можно без него прожить, как отлично живу я со своим тамбовским окороком. А вот дороги - совсем другое дело. Совсем другое дело дороги. Причем европейские дороги тоже бывают разные. Есть такие как в Австрии. Идеальные как не поверни. Есть такие как во Франции - мощные, но очень запутанные, с неудобными и интуитивно непонятными съездами. Есть такие как в Италии - первоклассные шоссе с удобными выходами выводящие тебя на средненькую по качеству дорогу. Есть такие как в Греции, где тебя все путеводитили предупреждают, что дороги ужасные, а они всюду очень даже хороши, включая гористые районы Беотии и Эвбеи. А есть наши дороги. Где железнодорожная ветка наглухо разрубает надвое Юг Москвы, из-за отсутствия переездов, где между Киевским и Минским шоссе нет ни одного подземного переезда или моста и все стоят в чудовищных пробках с барьерами-автоматами. Но креаклу до дорог дела нет. Для него символ цивилизации - хамон, бейби, хамон...

У креаклитета - мышление африканцев. Импорт, бусы, красивые побрякушки, пармезан тафай, гони импорт. У протекционистов мышление европейское и сверхоевропейское - нам нужна Европа здесь, нам нужна способность воспроизводить этот жизненный стандарт самим.

Разумеется, это не совсем тот тип европейского мышления, как сейчас в самой Европе. Она в значительной степени живет импортом. ЕС это структура, которая позволяет странам Европы избавиться от воспроизводства в своей стране всего комплекса европейских штучек - вполне можно привезти что-то от соседа. Отсюда же строгое ранжирование брендов и гонения на воспроизведения: шампанское строго из Шампани, коньяк строго из Коньяка, пармезан - строго из Пармы. Столкнувшись с тем, что национальные экономики в одиночку не выдерживают соревнования с США, в том числе и по уровню жизни, европейцы и создали ЕС, чтобы всё это преодолеть.

Разумеется, ни о каких торговых эмбарго внутри ЕС речи нет и быть не может. Вместо нее система квот, ограничений на производство, районирования и т.д. Производим всё вместе. И РФ в принципе могла бы тоже вписаться в эту систему - зачем вам сельское хозяйство, когда есть отличные польские яблоки и голландская ветчина? Но система ЕС строго иерархична. Тем, кто стоит на младших позициях, запрещено производить практически всё, чтобы не составлять конкуренцию. Только импорт.

России в системе ЕС предлагалось и предлагается непропорционально низкое место. Издевательски низкое. На уровне Румынии. Издевательское отношение к нам в украинском кризисе лучшее тому доказательство. Как плата за пармезан выступает практически полная потеря суверенитета - экономического, политического, культурного, ценностного. Германия тоже в ЕС теряет значительную часть суверенитета - но она держит масть. Нам же предстояла потеря суверенитета дискриминационная, унизительная. Когда наши зависимости и импорты являются рычагами для принуждения то к культурному геноциду русских на Украине, то к гоморастии, то к разоружению, то еще к чему.

За что? За пармезан для Панюшкина? Панюшкина через мясорубку не провернешь.

Другими словами, сближение с ЕС не дало бы нам возможности быть европейцами. Только европариями. Европейцами мы можем быть только сами, создав собственную машину производства уровня жизни. Для этого нужно, с одной стороны избавиться от импортозависимости, с другой нужно эффективное государство и общества, с третьей - нужна открытость инновациям. Потому что если этой инновационной составляющей не будет, то это будет не Европа, а чучхе.

Поэтому принцип быть европейцем для нас довольно прост - держи рынки закрытыми, а ум открытым. У нас должна быть нулевая дистанция при освоении новых технологий и практик и при осмыслении анализе (не приеме, принимать там зачастую нечего) новых идей. Но у нас должен быть высокий забор для тех вещей, которые создаются по этим идеям. Мы должны быть первыми в курсе, что англичане ружья кирпичем не чистят. Но ружья у нас должны быть со своих заводов и своей модели, а не с английских.

И в этом отношении Кагарлицкий прав, что Европа должна быть для нас царством идей, Европой Маркса и Гёте, и, добавлю, фабрикой смыслов (как и Америка, кстати). При этом мы находимся в почти идеальном положении. Мы видим их смыслы, усваиваем или фильтруем их идеи. Они не видят наших и не считают их достойными и значимыми. То есть мы становимся умнее от них. Они держат нас за дураков и умнее от нас не становятся. Конкурентное преимущество.

Мы можем сделать две ошибки.

Стать бабуинами с бусами - то есть поклоняться пармезану и хамону, причем выдавая specialities за некий обобщенный образ Европы.

Мы можем стать бабуинами с бананом, то есть ментально закрыться и начать умственно и технологически загнивать.

Нынешняя система такова, что она охотно сделает обе эти ошибки. Наша же задача состоит в том, чтобы этих ошибок не допустить.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я все диван выбираю:) Весь интернет обшарила. Неудобные они все. Жесткие как мостовая. Или стыки под самым мягким местом. Типа выпендриться перед гостями годятся только. А мне лежать надо, я полжизни лежу. Надо мне именно лiжко. Пошла другим путем. ...
бляяяя!!! аська накрылааась!повсеместно!не открывайте ссылки!! НЕ ПРИНИМАЙТЕ ФАЙЛЫ!!!от меня - тем более, ася ...
Имеем тактическую проблему: российские механизированные колонны слишком плотные, слишком поздно разворачиваются, попадают на минные поля в полном составе, поражаются артиллерией. В учебниках по тактике до сих пор какая-то дичь про развертывание из батальонных колонн в ротные на рубеже ...
Читаю в новостях: «Новорожденную белую акулу впервые сняли с дрона». О господи, думаю, что за изверги. Только что родилась, уютно устроилась на дроне, задремала, наверное. А ее взяли и сняли оттуда. А может, у белых акул так принято, что их младенцы на дронах спят? Колыбелей-то нет! Не ...
Вот тут жалуются — Очередь в лифт или пешком на 33 этаж... ну чё сказать, живя в военном городке под Иркутском, нас переселили из пятиэтажки в 9-этажку на 7 этаж — лифт не работал.  Это было советское время, а не то что вы подумали — застройщик не запускает лифт, т.к. ...