Загадка появления храма Сети II в Карнаке
uctopuockon_pyc — 25.03.2024 В прошлый раз благодаря тщеславному куратору цеха создателей истории мы узнали, как в крупнейшем в мире Карнакском храмовом комплексе появился между 1820 и 1856 годами маленький неказистый храм Сети II. Сегодня узнаем, зачем он там появился.Но сначала немного юмора для разгона.
Из Луксора эти замечательные фото (храмовый комплекс Аменхотепа III - 14 век до н.э. и Рамзеса II - 13 век до н.э.).
Все очевидно, и всe строительство Египтa на виду.
Нельзя высекать фигуры вверх ногами, но запросто можно перепутать верх-низ у формы при штамповке великих египетских барельефoв.
Многие это видят. В том числе главный египтолог сети Андросов-Senmuth - ниже два его фото. Правда, сетевой египтолог считает, что это сделали безголовые египетские реставраторы. Ну да, реставраторы такие глупые, что приперли блок незнамо откуда и поставили рисунок вверх ногами, вклинив эти пятки в плохонький, облезший, но все-таки совсем другой барельеф)) Куда только смотрят кураторы реставраций ученые, ЮНЕСКО и Верховный совет древностей Египта - SCA!
Это строители. Издержки спешки в канун сдачи объекта учeным для открытий. Больше некому.
Барельеф Нового царства - определили египтологи сети. Вдавленный он, в отличие от выпуклых барельефов Древнего Царства. Это новый фараон, предположили сетевые египтологи, использовал для своего ритуального сооружения (а в Луксоре, Карнаке и т.д. только ритуальные сооружения для поклонения!) блоки от разобранной им постройки старого фараона. Ерунда, конечно. Какой фараон или архитектор фараона потерпит незнамо чьи пятки на своем священном барельефе ритуальной стены? Предположение еще абсурднее, чем безмозглость реставраторов. А ведь они еще и раскрашивались, эти священные барельефы и стены - хором считают египтологи сетевые и книжные...
Не подходит никакое объяснение, кроме одного: так сделали строители, в условиях сумасшедшей гонки, когда утром сказали - вечером сделали, и вечером же ломовая бригада идет засыпать сооружение с прижатой к нему формой грунтом. Гонка, спешка, неизбежный бардак.
А если присмотритесь к блоку ниже этих перевернутых ног, особенно на заглавном снимке, то увидите, что сдалбливание перевернутой фигуры все-таки имело место. Сперва делались попытки соскоблить инструментом вроде полукруглой стамески, затем сбивальщик барельефа начал работать тупо, подряд, елочками и лесенками, сантиметр за сантиметром, широким долотом... Очень был сердит представитель мастерового состава, давший указание сдалбливать, раз так тщательно и старательно сдалбливали. Но и эта работа не была доделана, целый блок с перевернутыми ступнями остался в стене. С исполнением указаний непосредственных руководящих лиц непосредственными исполнителями ручных работ под финиш великой стройки, как и с качеством, царил бардак...
Практически весь Египет так и сделан: спешка, брак, недовыполненные идеи, измененные планы, недострой. Распавшиеся блоки. Рассыпавшиеся стены. Обвалившаяся штукатурка. Колонны без фундамента... Брак проектов объектов, сразу строившихся как памятники (прочтите о шоке ученых, обнаруживших после падения в 1899 году 11 грандиозных карнакских колонн от грунтовых вод липовые фундаменты, т.е. фактически отсутствие таковых - как они стояли-то 3,7 тыс. лет?) помноженный на брак исполнения...
Но есть среди бракованных недостроев Карнака совершенно особенный памятник. Мало того, считаю, что это важнейший памятник данного комплекса. Не по величию, архитектурному ордеру, размеру и пр., а по концептуальному значению. Любуемся.
Важнейший памятник Карнака
Замечательная группа колонн и архитрав в Карнаке, в уголочке, куда не водят экскурсантов.
Слева первый пилон, справа северная стена главного храма Карнака, на которой решили оставить городушки строителей - в реале, остатки деревни коптов - в науке. За спиной фотографа тот самый Храм Сети II, благословленный куратором древнеегипетских строек товарищем Видуа в 1820 году и появившийся на планах и в натуре в 1859 году, о чем говорилось в прошлый раз. Направо от фотографа, вдоль стены основного Храма Амона-Ра, до второго пилона, отделяющего этот первый двор от гипостильного зала, стоят 18 колoнн, включая эту, якобы недоделанную, и вторую, полуготовую, у второго пилона, плюс две полуколонны, построенные как одно целое с пилонами.
Памятник здесь - вот этот закуток, куда лезет редкий турист. Но исключительно важный для египтологов, сетевого египтологического актива, всей истории. Неспроста же виднейший цеховик инициировал дополнение в проект именно в этом уголке - об этом позже.
У древнеегиптян это типа полторы незавершенных колонны и часть стены. У современников - наглядный пример древнеегипетских технологий и современных реконструкторских-реставраторских усилий.
Сначала посмотрим на доделанные колонны и спросим и уважаемого Senmuth`а, и египтологов: неужели на это сподобились реставраторы? Или это сознательная демонстрация безрукости?
Две колонны с выпавшими частями капителей.
В забутовке открылась коробочка из хорошо знакомого серебристого металла, цветом похожего на дюраль, весом чуть тяжелее. Наверняка дюралевый сплав. Встречали уже такой и в пирамиде Хеопса в виде завязшего опалубного листа, и в древнеинкском, и в питерском фортовом литье...
Умникам, превыше всех источников знаний ценящих Википедию, сообщу: что бы там ни писали, а алюминий в промышленном объеме выпускался еще в 1820-х годах на заводах Германии. О чем широкая публика знала, хотя бы из Энциклопедии промышленных знаний.
И в очередной раз предлагаю вменяемым людям забыть про термин геополимерный бетон и про само понятие, состав, технологии бетона. Никто его не заливал на памятниках истории, кроме того, что это и в принципе невозможно. Сам по себе термин - чистый вброс для ярлыков и дискредитации любых реальных исследований. раз 600 говорил бетоноголовым историкам сети официального и альтернативного направлений, повторю в 601-й раз: в памятниках Египта нет ни грамма бетона, кроме новейшего реставраторского.
Бетон - это бетон, основа с наполнителем. Его десятки видов, но все они - один принцип и одна технология.
Искусственный гранит - это искусственный гранит, продукт химического или термического спекания гранул, принципиально другая технология.
Формованные смеси - это формрванные смеси. Свойства, сроки, технологии - все другое у смесей, отдаленно не бетонное. Фаетичесеи сколько памятников, фактически столько же и смесей...
А залить любые формы объемом больше куба в принципе невозможно. Возможно только постепенное, последовательное, порционное докладывание мокрой массы в форму, при схватывании (частичном затвердении) ранее положенных порций, в последовательности дно-стенки-середина, с забутовкой или вложением армировочных элементов в оную... Процесс создания блоков перекрытий Карнака и Луксора с сотню-две тонн вроде показанных тут длится неделями, а не сутками...
И еще об одной эпик-глупости, которую надоело разъяснять. Почему-то все недалекие историки сети и флуда требуют инфраструктуры, логистики, каких-то мощностей и заводов, где производят компоненты смесей (или бетона у бетонщиков)... Надоело отвечать каждому, отвечу всем. Какие заводы? На карту взгляните, уважаемые. Все памятники Египта находятся на крупнейшей транспортной магистрали континента. Зачем разбивать заводы, если все везется?
Вторая колонна крупно: полоски, штыри, уголки, профиль, весь набор строителя, работающего с армированным литьем. Открывайте полное фото и любуйтесь.
Архитрав, связывающий колонны со стеной, являет собой откровенный пример использования все того же листового металла, по виду и свойствам дюраля или дюралевого сплава, подчеркнуто откровенно и халтурно влепленного для любого, кто смотрит.
Из кубической капители колонны торчит арматурина, держащая уцелевший клок штукатурки. В перекрытии, связывающем архитрав со стеной, демонстративная чугунная балка - прекрасный набор!))
Подобная, но наполовину уже как бы обработанная колонна плюс полуколонна при втором пилоне построены на противоположной стороне ряда колонн.
Хотя с первой колонной, конечно, никакого сравнения, первая - шедевр!
Замысел шедевральной колонны как наглядного полуфабриката египетских камнетесных технологий, продолжают и две стены Храма Сети II, не видимые широкой общественностью и туристскими экскурсиями.
Это глухая северо-западная стена Храма со стороны пилона. Действительно, зачем тесать, если в узком проходе бегают только мыши, а из двуногих лишь особо интересующиеся Египтом?
А это северо-восточная сторона стены Храма со стороны колонн. Сюда хотя бы заглядывают иногда... - вот, держите, интересующиеся, наполовину обработанная стена!
Не правда ли, замысел великолепен! Наглядная демонстрация того, как делались великие колонны: складывались камни и обтесывались вкруговую. И как делались стены с барельефами: складывались из грубо вырубленных камней, которые стесывались начерно, и на них вырезались барельефы и письмена набело.
Хотя с исторической точки зрения замысел абсурден. В науке угловой Храм сделан фараоном Сети II (1200-1194 гг. до н. э). Колоннаду, кроме незавершенных колонн, сделал через почти три века фараон Шешонк I (943-922 гг. до н. э.). Пилон и полторы незавершенных колонны - еще через почти шесть веков фараон Нектанеб I (380-362 г. до н. э). С логической точки зрения эти построения истории рассыпаются в прах. Фараонам следовало сделать наоборот: сначала поставить колонны, все 18, включая шедевральную недоделанную, затем перед ними поставить Храм. Согласитесь, это проще, чем ставить Храм и доделанную колоннаду, а потом карячить в закутке, куда и туристы почти не лезут, еще полторы исполинские колонны.
И сам Храм с такими стенами следовало сделать после пилона и всех колонн, а не до него. А то получается, что необработанная стена, смотрящая в пилон, восемь веков стояла с безобразными необработанными камнями у всех на виду, пока не нашелся фараон, который прикрыл ее пилоном... Как объяснят это уважаемые египтологи и Senmuth? Мое объяснение простое: бардак в цехе был и есть, в том числе в главной постановке - истории.
Судя по всему и Храм-то понадобился для легализации этой типа незавершенной колонны; без него она выглядит в этом дворе величайшего храмового комплекса мира совсем безумно. Заходишь в величайший двор, а тут на тебе - первая же колонна не завершена! Безобразие, куда только смотрели фараоны ХХХ, XXXI династий и 18 Птолемеев!.. Для такого недодела автоматом требуется закуток. Вот в чем состоял реальный замысел, доведенный полпредом цеха истории товарищем Видуа до карнакских прорабов в 1820 году.
Если для цеха создателей истории этот Храм и полторы незаконченных колонны в глухом углу стали демонстрацией камнетесной технологии древних египтян, то для цеха хранителей истории, он стал демонстрацией реставраторской безголовости и недееспособности. Причем, также абсолютно сознательной, талантливой демонстрацией. На которую можно списывать и все остальные огрехи формовочно-армировочной технологии Карнака. Хранители демонстративно оставили и выпятили и листовой металл, и армирование-бутование всяким хламом, наглядно показывая, что все такие вещи, открывающиеся в Карнаке на каждом шагу, происходят от безголовости реставраторов. Это отличная идея защиты древнего Египта и всей истории.
Про осознанность действий реставраторов говорит также и то, что они в этом углу были, работали очень старательно, только не на демонстрационных колоннах. Вот, прямо у колонн, прекрасно зареставрированная стена, отличное качество; один из мастеров даже не удержался и оставил два знака, похожих на еврейские буквы, оттиснув по сырому - возможно, инициалы свои.
В реале реставраторские грехи, разумеется, имеются только в архитравах. А колонны делали строители - и законченные (реставраторы просто взяли на себя их грехи), и незавершенные.
Незавершенка именно такой и задумывалась, но и с этим замыслом напортачил прораб. Мысленно удалите лишнее, обтешите колонну - и увидите, что она станет вдвое тоньше остальных колонн. Ну и какой фараон потерпит такое безобразие? Зачем ему позориться перед потомками, завершая колоннаду нормальных толстых карнакских колонн своей тонкой колонной? Не будет, конечно. Расчетная толщина - явная грубая ошибка строителей памятника. При том, что противоположная, полуготовая колонна у второго пилона - нормальной толщины, без ошибки)) Ну да цех всегда найдет где накосячить...
Эти камни стопкой в колонне-незавершенке делали, как все другие, твердеющей смесью в формах, сымитировав затем грубую наружную обработку. Иначе, без форм, не получить на "незавершенных камнях" таких кольцевых форм.
А посмотрев внимательно, мы найдем и типичные следы формовочных технологий.
И привычную проволоку в литье.
И пазы с потеками на полуколонне. Причем потеки вовсе не от раствора - здесь его не применяли, а отливали один блок на другом, чтобы "не вошло лезвие ножа".
И дырки от чугунных изделий в стене, как и сами чугунные изделия...
Экскурс в исторические планы Карнака вполне подтверждает нормальную логику строительства полутора недоколонн. Реальное время постройки вполне наглядно прослеживается.
Английский епископ-египтолог Поукок издал в 1743 году план из времени, когда Карнак в проекте был еще Храмом Юпитера. Вдоль северной стены N стоят 14 колонн. Недостроенных нет.
В книге датского капитана Нордена 1755 года недостроя нет, a в рядочке cтоят 10 колонн.
У Вивана Денона, бывшего в Египте в 1798 году, издавшего план в 1802 году, недостроя нет, в рядочке 11 колонн.
В 1820 году, мы помним, в Карнаке был Vidua.
В 1828 году в окончательно напечатанном отчете Комиссии Напполеона все 18 нынешних колонн, включая незавершенку, и 2 полуколонны при пилонах. После этого схемы не менялись, и колонны, разумеется, тоже. То есть, уверенно можно сказать, что первые трое рисовали от фонаря, изобразив только идею таких колонн. В реале либо еще не было никаких, либо закладывались первые. К 1828 году они были сделаны в сегодняшней комплектности.
Но Храм Сети II до 1828 года еще не был построен, под него просто зарезервирована территория. Появится Храм только 30 лет спустя - см. прошлый "морок" .
Таким образом, сначала строители памятников истории строили колонны вместе с незавершенкой, потом Храм, а не наоборот))
В 1957 году нашлись, были переданы в Лувр и в новейшее время выложены библиотекой Galliсa зарисовки художника, сопровождавшего Шампольона в 1828-29 годах. Нестор Ипполит Антуан Л`От, рисовавший план Карнака, никаких площадок не намечал. Из чего ясно, что площадка - дополнение издателя "Отчета".
Если смысл демонстрации недодела цехом создателей истории вполне понятен без экскурсий, то замысел цеха хранителей истории откроется при осмотре Карнакского храмового комплекса любому внимательному человеку. Полно признаков формовочных технологий, тех же арматур. Просто потому, что невозможно уследить за всеми открывающимися на таком огромном объекте.
Все смотрят на статую фараона: какая она большая и величественная!
И никому не интересна часть от фараона вот с этим чугунным профилем и прутом.
Но если посмотреть на целого фараона слева и зумировать, то славная железяка будет видна под локтем. Заделать и замазать под цвет!
Хороший ракурс аллеи бараноголовых сфинксов.
Но следить надо за отщелкиванием и вовремя замазывать открывающийся каркас.
Есть металлопластик, а рога у бараноголовых - металлорог!
Вот такими профилями и держатся на теле колонн великие древнеегипетские барельефы. Этот профиль - подлинный древний Египет, а не реставраторский. Просто потому, что нельзя, не разрушая, снять барельеф и поставить обратно, насадив на профиль. И барельеф, т.е. огромный, тяжелый штукатурный слой, выпуклый и глубокий - Древнее Царство! - не может висеть без таких опор, без них он упадет и рассыплется еще при постройке.
Как его сделали древнеегиптяне, так и торчит, а реставраторы только замазали щели и пазы между формами, которыми оттискивался барельеф на колонне.
Аналогичная железяка торчит в несомненно древнеегипетском блоке архитрава с древнеегипетским барельефом. Кусок отвалился. Маловата оказалась.
И эта железяка в толще сегмента - не реставраторская, а чистый древний Египет. Сегмент связан единым барельефом с другими сегментами. Реставраторские замазывания прекрасно видны, часть монолита сегмента над этой железякой отпала после реставрации.
Не очень видный фараон, еще и без головы. Но отпавший низ бороды с открывшимся каркасом компенсирует недостатки!
С древнеегипетской статуей все в порядке. В древнеегипетском постаменте вылез чугун.
Армирование больших форм из смесей неизбежно в силу законов природы, без него монолит не переживет и строителей. Но у него есть противное свойство: отщелкиваются участки поверхности, близко расположенные к металлу.
Вот что бывает с неармированной формовкой. Бюст Рамзеса II в Луксорском храме, якобы расколовшийся при долгом пребывании в песках времен и во тьме веков. Хороший снимок, того же Андросова - Senmuth`а.
Но вот это место надо было снять подробно, зайдя правее насколько возможно, с другой стороны. Наверняка там есть полосочка под выемками; не зря же туда засунули постороннюю плиту, не имеющую отношения к Рамзесу. Очень серьезные подозрения, что памятник таким расколотым и готовился, для чего еще при заливке были вложены профили, по которым пойдет разлом. Просьба к тем, кто будет знакомиться с Луксором, снять этот разлом головы Рамзеса с другой стороны.
В общем, великие памятники Луксор, Карнак можно рассматриваит бесконечео, открытия тут ждут на каждом шагу. Несуществующая наука о создании истории не менее, может и более интересна, нежели сама история. Вернемся еще и к этим, и к другим памятникам.
Ума и здоровья!
Другие материалы о создании истории
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. Яндекс-кошелек 410013946572302.
|
</> |