"Зачем вы сюда приехали"? Как итальянцы сработались с Бондарчуком и не смогли

топ 100 блогов ygashae_zvezdu13.01.2023
Зачем вы сюда приехали? Как итальянцы сработались с Бондарчуком и не смогли

Дино де Лаурентис (1919-2010), продюсер, сотрудничавший с Феллини, Висконти, Пазолини, Годаром, Бергманом, Форманом, Линчем. Особое место в его творчестве занимают контакты с кинематографистами советскими.

Сначала делавший ставку на «Мосфильм», весьма скоро Де Лаурентис стал прижимистым до анекдотичности.

Что же произошло?

Зачем вы сюда приехали? Как итальянцы сработались с Бондарчуком и не смогли

Все завертелось в 1956, когда Дино совместно с Карло Понти ввязался в экранизацию «Войны и мира». Ту самую, где Кутузов имел два глаза (чтоб не путали с Горацио Нельсоном), Пьера Безухова играл пятидесятилетний Генри Фонда, Болконского сорокалетний Мел Феррер и только с Наташей Ростовой в исполнении Одри Хепберн все сложилось более-менее адекватно роману Льва Толстого.

В СССР фильм посмотрело свыше тридцати миллионов зрителей, дав толчок нашим деятелям на запуск отечественной экранизации.

В 1968 Де Лаурентис принял участие в масштабной постановке «Освобождение» Юрия Озерова.

Съемки второго фильма пенталогии («Прорыв» называлась она) отчасти проходили в Риме. Сюжет крутился возле ареста Муссолини и вторжения немцев в Италию.

Зачем вы сюда приехали? Как итальянцы сработались с Бондарчуком и не смогли

Между тем, «Войну и мир» Сергея Бондарчука ждал мировой триумф. Ориентируясь на это, Де Лаурентис начал навязывать Советам постановку фильма «Ватерлоо» (1970). Бондарчук, не желающий расстаться с баталистикой, и желающий продолжить исследование образа Наполеона, вцепился в предложение.

Род Стайгер играл Наполеона, Кристофер Пламмер – Веллингтона, Орсон Уэллс - Людовика 18-го. Из наших актеров были заняты Евгений Самойлов, Олег Видов, Владимир Дружников, Ирина Скобцева.

«Ватерлоо» взял несколько международных премий, но при бюджете в 25 миллионов долларов собрал в США всего 3, а в СССР не сумел преодолеть отметку в 18 миллионов зрителей, почему и не стал лидером кинопроката.

С этого момента отношение советского руководства к итальянским деятелям изменилось. Следующий замысел Де Лаурентиса «В городе Тольятти» был раскритикован в записке, поданной начальником Пятого управления КГБ (оно отвечало за идеологию) Филиппом Бобковым. Там говорилось, что при постановке «Ватерлоо» и «Красной палатки» итальянская сторона получила изумительные финансовые преференции. Цитировались хвастливые заявы Де Лаурентиса: «Скоро «Мосфильм» будет нашим общим Клондайком. Начнут ездить к нам начальники цехов, актеры «Мосфильма», и мы сделаем их своими друзьями. Они и так для нас готовы родную мать заложить. Кому сумочки, кому кофточки. Это производит в СССР большое впечатление».

Расстаться с Де Лаурентисом по хорошему не вышло, поскольку его фирма осталась должна «Мосфильму» круглую сумму, а платить продюсер отказался, выдвигая аргумент: банк закрыл счет по «Ватерлоо». Для погашения долга необходимо завертеть новую совместную постановку.

Но и совместной работы продюсер, навостривший лыжи в Голливуд, больше не жаждал. К съемкам комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» ему пришлось приступить против воли. Это был последний итальянский фильм Де Лаурентиса и тратится на него сверх он не собирался.

Зачем вы сюда приехали? Как итальянцы сработались с Бондарчуком и не смогли

Заявку сценария «Спагетти по-русски» Эльдар Рязанов и его постоянный соавтор Эмиль Брагинский сочинили еще в 1970-ом. Тогда заявка не прошла кинокомитет. Года через три ее вынули из-под сукна.

Навсегда врезалась в память Рязанова первая встреча с продюсером в Италии.

«Хозяин сидел, положив ноги на стол. На подошве одного из ботинок было выбито медными цифрами «42» — размер его обуви. Кабинет роскошный, огромный. Под ногами — шкура белого медведя, на стенах — абстрактная живопись и фотографии членов семьи патрона. При нашем появлении глава фирмы не поздоровался, не пожал нам руки. Он сказал только:

Ну, в чем дело? Зачем вы сюда приехали? Что вам здесь надо? Кто вас звал?

С этой «ласковой» встречи, можно сказать, и началась наша работа над совместной постановкой».

Если на «Ватерлоо» Де Лаурентис «сосватал» Стайгера и Уэллса, но для нужд Рязанова не собирался приглашать Уго Тоньяцци, Нино Манфреди и Витторио Гассмана, обойдясь фигурантами подешевле. Самой большой звездой с итальянской стороны был Нинетто Даволи, постоянный актер Пазолини, вне его фильмов карьеру не сделавший.

Зачем вы сюда приехали? Как итальянцы сработались с Бондарчуком и не смогли

Итальянцы экономили на всем: костюмы для актеров купили в стоке; группу поселили в третьеразрядную гостиницу; отказались от официальных уличных съемок, дабы не платить муниципалитету; ограничили количество массовки.

Рязанов сетовал:

«Я не знаю в истории нашего кино ни одного случая, чтобы режиссер оказался в таком положении: актеры неизвестные, иностранные, времени нет, трюки сложнейшие, на весь съемочный период дано два месяца. Группа двуязычная, не сработавшаяся. А снимать надо так, чтобы каждый эпизод шел в картину, потому что возможностей для пересъемки не будет».

Парадокс заключается в том, что пожалел обо всем в итоге Де Лаурентис, увидев на премьере какая хорошая картина вышла у Рязанова. Но… нет звезд – нет большого проката. Фильм легкого жанра – нет фестивалей.

На западе «Невероятные приключения итальянцев в России» увидели единицы.

В СССР комедия собрала более 50 миллионов зрителей и до сих пор мелькает по телевизору.

А Дино Де Лаурентис еще раз принес в кубышку СССР деньги, когда спродюсированная им дилогия «Кинг-Конг» и «Кинг-Конг жив» с триумфом прошла в разгар перестройки по нашим кинотеатрам.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Странная штука - время. То его катастрофически не хватает - мы живем в авральном режиме,а порой его настолько много, что нам приходится его убивать. Я уже кажется выдвигал идеюаккумулятора времени. Это такая штука, работающая по принципу машины ...
Буду краток. Для вменяемого геймплея, отличного от корюшкиных Варшипсов, нужно на: - Кнопку 1 назначить главный калибр, неавтоматические пушки калибром более 50 мм. - Кнопку 2 назначить зенитное вооружение, то есть пулеметы и автопушки калибрами до 50мм. - Кнопку 3 назначить торпеды. - ...
Вот это место на Максима Горького просто заколдованное. Лет пять назад там был размещен превосходный рекламный банер, изображающий милую женщину на фоне кухонного гарнитура. Женщина широко улыбалась. Над ее головой вилась затейливая надпись: А о цене договоримся! . Парой лет позже ...
Кликните на картинку и попадёте на интерактивную карту распространения короновируса в мире (каждая точка обновляется по мере выявления новых случаев). Я эту ссылку взяла у sestra_milo , она пишет: "Когда я в первый раз увидела этот график, на нем было только 2794 ...
Я думаю, есть два типа лидеров и два типа людей (сильное упрощение, конечно). Лидеры бывают формальными (начальники, например) и неформальными (стихийно выделяются в группе людей). Бывает так, что в коллективе есть начальник (формальный), а лидер – ...