Зачем вешали трупики?
absentis — 22.04.2011 Сижу вот, смотрю картинки.Возвращаясь к гравюрам из книги херра Мюллера (Молитора в латинском варианте). Как известно, в разных изданиях гравюры различались
1489 год, Первая - издание Иоганна Отмара в Рейтлингене, вторая - Иоганна Прюсса из Страсбурга
Задумался — почему в Страсбурге не любили птичек;)
Зато оба варианта более наглядно намекают на смешанную форму болезни - и целится ведьма более наглядно в ступню, и «злые корчи» видны: «руки загибаются ладонями внутрь, пальцы корчатся» (Герхардт, 1883)
(этот чувак умер от эрготизма в начале ХХ века в Венгрии)
Задумался — почему искусствоведы так никогда и не задали себе вопрос: что у крестьянина с руками-то?
На карикатуре на антонитов, зарабатывающих на эффекте булочек со спорыньей
изображена, в общем-то, сущая правда.
Антониты часть мощей продавали, выдавая за святые (их-то владельцы действительно, можно сказать, мученики «небесного огня»), а часть развешивали на своих монастырях, что мы и видим на гравюре XVI века.
Grabado anonimo S. XVI. San Antonio invocado por los enfermos del Mal de los Ardientes.
Только вот что пока неясно. Кроме ручек и ножек, там еще и человечки (выкидыши?)
Информации об этой стороне деятельности ордена св. Антония практически нет.
Все это вместе считается вотивными ( ex-voto ) дарами. Опять немного непонятно.
«Любой посетитель мог видеть мумифицированные члены, напоминающие сухой лес, выставленные ex-voto в двери церкви аббатства.» - писала проф. Феррьер об отрубленных монахами конечностях. По сравнению с видом таких монастырей и замок Дракулы — детский теремок. Но зачем все-таки развешивали?
Вотивные дары существовали всегда, тут даже википедия пишет правильно: В католицизме они называются ex-voto. Их приносят в дар храму либо по данному обету, либо в благодарность. У христиан обычно было принято дарить после чего либо, задним числом. То есть сходил, например, в море удачно — подари церкви модель кораблика или картину. Лучше, конечно, деньгами — настаивали попы, но народ упорно тащил и кораблики:
(церковь Сёдерчёпинг)
Или вот, например, невольничий корабль «Сапфир» в церкви портового Ла-Рошель (середина 18 века).
— Спасибо, Иисусе, вернулись живы-здоровы, черномазых правда в трюме от дизентерии и цинги передохло процентов 60, но остальных продали с хорошим наваром, слава Тебе.
А Иисус радостно машет сверху ручкой и благословляет: так, мол, держать, ребята. Молодцы, спасибо за подарок. Выбирайте в следующий раз рабов пожирнее, обещаю — довезете процентов на пять больше.
— Слава Тебе, Господи!
вики -Ex_voto
Но общий тренд — все же благодарность божеству за что-то для себя хорошее. А свою ногу отвалившуюся дарить за то, что отвалилась — благодарить вроде как-то странно. Если только подарить в жертву Христу свою отпиленную руку, скажем, в благодарность, что ноги пока еще не отпали — это еще как-то понятно. Откупился, типа. Но все равно, кажется, еще должна быть причина.Или вот одна из самых известных гравюр Антония 15 века.
Антонитский крест «тау» на палке здесь похож на костыль (чем обычно и считается), отвалившиеся/отрубленные ручки и ножки — как обычно, но
опять то ли выкидыш, то ли альруан-мандрагор, то ли кукла. Что бы это значило?
зы.
Вот еще злобный антонит, отсечет вам ножки, если имущество ордену не завещаете;)
(Если завещаете — тем более отсечет, для ускорения получения) (1404 год)