Зачем Серёгу выкинули за борт?
basov_chukotka — 11.10.2018Мореходы народ суеверный, ибо море это стихия. Стихия не подвластна человеку, можно только снискать её расположение. И все чукотские мореходы от владельцев маленьких надувных лодок, до больших катеров с лошадиным табуном компактно спрятанным в корме, перед выходом на лиман молятся, шепчут, трогают, гладят, одним словом, совершают обрядовые действа, чтобы задобрить или расположить к себе Нептуна и его многочисленных аваторов. Выход - самый ответственный момент морского похода, это то, что зависит от человека. Здесь, на берегу ещё можно на что-то повлиять, дальше человек отдаётся на волю провидения, случая, стихии, бога.
Экипаж в лодках, отталкиваемся от берега, прогреваем моторы и плавно выходим на редан. Арктический поход начался.
На лимане почти штиль. Небольшое волнение только на фарватере. Первые километры позади. Делаем остановку за Алюмкой, небольшим островком, спариваем лодки и выпиваем за успешное начало экспедиции. Лиман, водоём своенравный, фактическое состояние на море в одном месте, совершенно не гарантирует тождественности в нескольких километрах от него. За косой Саламатова начинается неприятная зыбь. Помеха не серьёзная, но неприятная. Особенно для пассажиров. Скорость снижается, благодушное настроение начала путешествия сменяется нервозностью и дискомфортом. Всем приходиться работать мышцами, чтобы зафиксировать тело. Но тело на встречной волне фиксироваться категорически отказывается. Остаётся терпеть. Смирение и терпение - главные добродетели мореходов.
2. Первая остановка
3. Коса Николая. Заброшенная перевалбаза горняков
Спустя три часа высаживаемся на косе Русская кошка. Здесь тишь, да гладь. Настроение поднимает солнце и песчаные берега - курортные места. По просёлочной дороге, накатанной вездеходами и машинами и больше напоминающей степные края юга России, нежели Чукотку, отправляемся к моему давнему товарищу, смотрителю маяка Василию. Василий серьёзен и деловит, но гостям, как всегда рад.
Русская кошка - это водораздел, дальше мы выходим в открытое море. Как оно нас встретит? С берега всё выглядит довольно обнадёживающе. Шумно бьёт накат, но барашков на море нет. Хорошо на Русской кошке, но рассиживаться некогда, нужно спешить. По плану хотелось бы сегодня пройти ещё 150 км.
4. Коса Русская кошка
5. В кают-кампании
6. Смотритель маяка Василий
Первые морские километры проходят в тонусе. Привыкаем к морской волне. Она другая - длинная, пологая и впечатляющая. Потом, когда мы увидим другие волны, эти покажутся детскими, но это были мои первые морские волны. Слово "стихия" здесь воспринимается не литературно и образно, а на клеточном уровне. Страха нет, есть уважение и осознание. Чуть позже появляется азарт, когда начинаешь серферить с волны на волну.
Бесконечно долго тянутся морские километры. Сначала идём вдоль Русской кошки, которая растянулась на 20 км. Шумный прибой, чайки и... что это? Медведь? Нет, это труп моржа. И снова прибой, чайки и, как писали литераторы XIX века "унылые берега". Коса закончилась, берег стал обрывистым. Чуть прибавилость пейзажности, но кардинально картина не поменялась. На море действуют те же правила прекрасного, что и на суше - красоту создают горы. Но до скальных берегов залива Креста ещё далеко.
7. Коса Русская кошка с моря
8. Береговая линия
Это сладкое слово каботаж . Сидишь дома, рисуешь маршрут, строишь планы: поднялась волна на море, вытащил на берег лодку, сиди кури.. Раельность она немножко другая. Морская реальность. Море дышит прибоем. Дышит регулярно и сильно. Десантирование на берег, даже при относительно спокойном состоянии моря, это целая операция. Лодку начинает закидывать водой. Поэтому стараешься как можно реже выходить на берег. Но выходить нужно: сходить в туалет, размяться, да и просто сменить вид деятельности.
9.
10. Десантировались на берег
И снова в море. Справа по курсу, какой-то предмет. Подъезжаем, вытаскиваю из воды спасательный жилет. Жилет старый, потрёпанный, но ещё годный. На жилете краской написано "Серёга". В хозяйстве всё пригодиться, идём дальше. Заходим за мыс Низменный и попадаем в толчею. Самое неприятное состояние море - перекрёстные волны. Их ещё называют крестовыми. Трудно лавировать среди волн, которые накатывают и с носа, и с борта. Нам ещё повезло, что общее волнение на море не сильное. Страшно представить, что здесь происходит во время шторма. Идём, чертыхаемся. Минут через двадцать батя кричит в рацию: "Женя, выкидывай нахрен этот спасжилет". "Серёга" летит за борт. Да, мы завернули за мыс, а за каждым мысом "своё море", и мы как раз попали в место, где идёт спор воды. Обычная гидрология. Но с другой стороны неприятности начались после того, как "серёга" оказался в лодке. Суеверие? Да, чистой воды, но в море вера приходит ко всем. Пусть и с приставкой "суе".
11. Береговые артефакты
Тише не стало, но и не усилилось. Движемся не быстро, но уверенно - 20 км/ч. Проходим очередные мысы, крестовые волны стали слабже и не так противны, как возле Низменного. Вечереет. До запланированной точки сегодня не дойдём. Зато подошли к 180-му мередиану. Ничто на берегу не указывает на географическую и туристическую достопримечательность - линию разделения земного шара на восточное и западное полушарии, которая, ко всему прочему, является и географической линией перемены дат. Воображаемая линия станет местом нашей первой стоянки. Мы, на первой лодке, высаживаемся на берег и ждём остальных. Две лодки затормозились возле скал. На одной из лодок закончился бензин. Знак!
12. Здесь проходит 180-й меридиан
13.
Первый походный вечер. Палатки, костёр...Московский экипаж делает сюрприз: бате в торжественной обстановке вручают раритетные немецкие часы, мне адмиральский китель! Да-да, китель. Совершенно неожиданно и очень трогательно.
14. Посиделки у костра.
15. Очень символичный подарок - часы на линии перемены дат.
16. Вручение кителя
17. Вице-адмирал
Маршрутная карта
|
</> |