Зачем президент РФ унизил товарища Си Цзиньпиня?
new_rabochy — 27.03.2023 Теги: Си Цзиньпин21 марта В.В. Путин подписал с Си Цзиньпином документ о ядерных державах, которые «не должны размещать ядерное оружие за пределами национальных территорий». А 25 марта заявил о планах разместить таковое оружие в Беларуси. И тут мне вспомнились рассуждения Ибн Хальдуна 650 лет назад о естественной смене правящих трайбов в юго-восточных деспотиях.
Ибн Хальдун (1332-1406), человек необычайно пытливого ума, возможно оказался первым описавшим историю не как деяния пророков и царей, а в изменении социальных институтов, коммуникаций, структур потребления, стимулов для развития простого человека, справедливо полагая, что труд крестьянина, ремесленника и купца лежит в основе благоденствия. В объяснении природы возникновения человеческих мотиваций он нашел термин «асабия», близкий к гумилевской «пассионарности», иначе обозначаемой как «коллективная ответственность», «соседская солидарность». Такой трайбализм или клановость.
После прихода к власти новой знати (трайба) источники ренты
распределяются между членами клана. Неизбежно наступает период
престижного потребления, в котором низшие члены властной пирамиды
ориентируются на высших, пытаясь приблизиться к уровню
последних.
Ресурсы имеют ограниченные запасы, но при этом количество
приближенных к элите участников престижного потребления возрастает
через родню и детей.
Одновременно верховный правитель (султан) пытается избавиться от
всех тех, кто помнит его равным себе, начинается замена носителей
«асабии» на чиновников, чьей целью являются не идеологические
мотивы, а исключительно достижение материальных благ в обмен на
ревностную службу. То же происходит на всех «этажах» - так же
подвластные султану (эмиры) меняют своих вассалов, перераспределяя
блага в пользу новых подчиненных в обмен на их службу. Количество
подчиненных - тоже своего рода элемент престижа, более того, чем
дольше живет система власти, тем больше она обрастает
приспешниками, и там больше растут аппетиты власти в целом при
конечном количестве ресурсов. Власть пытается удержаться следующими
способами:
1.Начинает монументальное строительство бизнес форумов, стадионов, памятников, храмов — «правитель расходует свою энергию на строительство монументальных сооружений, гигантских строений, больших городов, и высоких построек».
2.Пытается повысить дипломатический престиж страны устраивая всякие саммиты и раздавая деньги зарубежным ломам «дары благородным посольствам из других держав и племен».
3.Одаривает наиболее рьяных приспешников. Награды и гранты сторонникам. Финансовая поддержка сми и ломов интернета.
4.Демонстрирует силу и благоденствие, тратя огромные средства на
выплаты воинам и часто формально увеличивая их число.
Информационная раскрутка мощи армии — цирконы, кинжалы, арматы,
пересветы и прочее гиперзвуковое чему «аналогов нет».
Цитата из выводов автора: «Правящий класс, достигший полной
монополии власти, с течением времени разрастается и увеличивает
свои потребности, что снижает его способность адекватно реагировать
на истощение общественных ресурсов, упадок хозяйственной
активности, обнищание и деградацию населения, утрату могущества. В
этих условиях попытки демонстрации мощи и благоденствия перед
внешними соперниками и своим населением, подкуп приспешников могут
отсрочить, но не могут предотвратить крах режима и смену
власти».
По схеме Ибн Хальдуна правящий трайб, когда-то сильный, постепенно деградирует, окружая себя роскошью и вороватыми лизоблюдами. Наступает геронтократия и неадекватность принятых решений. А затем приходит новый трайб, более молодой, смещая старцев и все повторяется. Русскую историю можно разделить на такие циклы. Допустим царя сменили сталинисты, а тех трайб «днепропетровских», затем «питерские». А значит придет какой-то новый. Уже чувствуется вялое подковерное шевеление.
По современным событиям вставлю текст из «Крымской войны» Тарле: «Гнусная, истинно варварская жестокость, с которой он расправлялся со всеми, в ком подозревал наличие сколько-нибудь самостоятельной мысли, палочная дисциплина в армии и вне армии, режим истинно жандармского удушения литературы и науки — вот чем характеризовался его режим. Ни русской истории, ни России вообще он не знал. Царь понятия не имел об истинном состоянии великой державы, которой обладал, и хотя знал о многих царивших в России вопиющих безобразиях и злоупотреблениях, но даже и не начал догадываться, до какой степени внутренний строй, который он считал своим долгом поддерживать самыми жестокими мерами, понижает боеспособность и внешнюю силу империи. Лишь к концу жизни его стало прямо удручать — моментами — неистовое казнокрадство, с которым он ровно ничего не мог поделать. Еще гораздо более невежествен был Николай во всем, что касалось западноевропейских государств, их устройства, их политического быта. Его неосведомленность вредила ему неоднократно. Он вступил в жизнь, почти ничего не зная, и упрямо не хотел признавать самой необходимости ученья. «Мне нужны не умники, а верноподданные», — этот афоризм он повторял неоднократно».
|
</> |