Забытый гений стимпанка
vikond65 — 20.11.2013 Американского изобретателя, предпринимателя и энтузиаста паровых двигателей Сильвестра Роупера можно назвать живым воплощением романтичной эпохи стимпанка. Сейчас его фамилия мало известна даже людям, интересующимся историей техники, однако его изобретения хорошо знакомы буквально всем. Одно из них - мотоцикл. Да, первый двухколесный экипаж с двигателем внутреннего сгорания, который я описал в предыдущей заметке, придумал и соорудил немец Готлиб Даймлер, но еще за 18 лет до его "Рейтвагена", в 1867 году в США ездили паровые мотоциклы, спроектированные Роупером, причем таких мотоциклов он сделал не менее десятка.На снимках внизу - подлинный образец роуперовского пароцикла и его современная действующая реплика.
Паровой двигатель мотоцикла имел два качающихся латунных цилиндра с золотниковыми механизмами и кривошипно-шатунными передачами на заднее колесо.
Сиденье одновременно являлось водяным баком, справа от него виден манометр давления пара. На вилке переднего колеса установлен тормоз с цепным приводом. Резиновых шин в 1867 году еще не было, поэтому колеса имели стальные обода.
Несмотря на громоздкий котел с угольной топкой, пароцикл Роупера выглядел на удивление легко и изящно, а его конструкция была продумана и рациональна. Таким же изяществом и грациозностью отличались все его экипажи, к примеру, вот паровой автомобиль, построенный Роупером в 1865 году. Он сохранился до наших дней и сейчас является самым старым автомобилем в мире.
А это сам Роупер в кабине еще одного своего паромобиля, построенного в 1870 году. Помимо колесных экипажей, он проектировал и строил скоростные катера и яхты, а также стационарные двигатели для промышленных предприятий.
Однако стимпанк символизируют не только паровые машины, но и получившее распространение в ту эпоху механическое многозарядное огнестрельное оружие. В этой сфере заслуги Роупера не менее значительны, чем в "паровых" технологиях. В 1866 году он запатентовал оригинальное револьверное ружье с закрытым барабаном на 4 или 6 патронов, а затем наладил его производство на собственном оружейном заводе. До середины 1870-х годов было продано около двух с половиной тысяч таких ружей с гладкими и нарезными стволами.
А в 1882 году Роупер совместно с компаньоном Кристофером Спенсером разработал и внедрил в производство то, что мы сейчас называем помповым ружьем или шотганом. Ружье Роупера-Спенсера с подствольным трубчатым магазином и перезарядкой путем передергивания цевья до сих пор пользуется огромной популярностью. На снимке - первый образец шотгана, выпускавшийся с 1882 по 1889 год.
К концу XIX века на смену паровым экипажам начали приходить бензиновые, однако Роупер, как истинный стимпанкер, не признавал двигателей внутреннего сгорания и оставался верен пару. В 1894 году он сконструировал и построил свой самый совершенный паровой мотоцикл, на котором регулярно совершал семимильные поездки от загородного дома до офиса и обратно со скоростью более 40 км/ч.
Мотоцикл Роупера образца 1894 года (деревянная обшивка котла и топки не сохранилась), внизу - его современная реплика на одном из американских авто-мотошоу.
В 1896 году Роупер решил выяснить, какую максимальную скорость способен развить его пароцикл. На кольцевой дорожке бостонского велодрома ему удалось разогнаться до 60 км/ч, но на третьем круге многочисленные зрители с ужасом увидели, что гонщик, до этого сидевший, пригнувшись к рулю, вдруг резко откинулся назад и схватился за сердце. Мотоцикл вильнул в сторону, вылетел с трассы и упал несколько раз перевернувшись. При такой аварии водитель не имел шансов уцелеть, однако вскрытие показало, что Роупер умер еще на ходу от обширного инфаркта. Ему было 72 года...
|
</> |