За кадром комедии «Волга-Волга»: Как Чарли Чаплин придумал название фильма и
vitas1917 — 06.01.20216 января исполняется 110 лет со дня рождения известной советской актрисы, народной артистки СССР, матери Андрея Миронова Марии Мироновой. Ее путь в кино начался с роли в знаменитом фильме «Волга-Волга». Эта комедия стала одним из самых любимых фильмов Сталина – он пересматривал его несколько раз и даже знал наизусть реплики героев. Любовь Орлова, исполнившая главную роль, утверждала, что название фильма ее мужу, режиссеру Григорию Александрову, подсказал сам Чарли Чаплин. Зрители не знали об этом, как и том, какие страшные реалии остались за кадром жизнеутверждающей комедии…
Кадр из фильма *Волга-Волга*, 1938 | Фото:
domkino.tv
Кадр из фильма *Волга-Волга*, 1938 | Фото:
domkino.tv
Фильм «Волга-Волга» стал третьей музыкальной комедией Григория
Александрова после знаменитых «Веселых ребят» и «Цирка», в которой
главную роль снова исполнила его жена и муза, знаменитая актриса
Любовь Орлова. Все эти комедии появились в период, который называют
«эпохой ложного романтизма» 1930-х гг., когда полное оптимизма кино
должно было проиллюстрировать сталинский лозунг «Жить стало лучше,
жить стало веселее». К тому моменту был открыт канал Волга-Москва,
что можно было продемонстрировать в фильме как одно из достижений
молодой Страны Советов. Тогда же, как писал режиссер Григорий
Александров, «появился лозунг «Биться за самодеятельность!»,
самодеятельному творчеству масс уделялось большое внимание».
Из-за всех этих факторов спустя время фильм «Волга-Волга» называли
пропагандистским, что, впрочем, не уменьшало его популярности у
зрителей.
Игорь Ильинский в фильме *Волга-Волга*, 1938 | Фото:
kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Волга-Волга*, 1938 | Фото:
kino-teatr.ru
В середине 1930-х гг. в СССР проводилось множество творческих
конкурсов и смотров самодеятельности. На одном из них Григорий
Александров встретил талантливую деревенскую девушку, которую ее
начальство не хотело отпускать в Москву на конкурс. Тогда у него и
родилась идея снять фильм о том, как два творческих коллектива
отправляются в столицу на олимпиаду художественной
самодеятельности, а им в этом препятствуют бюрократы.
Любовь Орлова в фильме *Волга-Волга*, 1938 | Фото:
culture.ru
Кадр из фильма *Волга-Волга*, 1938 | Фото:
vokrug.tv
Поначалу кинокритики встретили фильм «Волга-Волга» достаточно
прохладно. В газете «Кино» в 1938 г. писали, что «столкновение
сторонников классической и народной музыки выглядит надуманным и
раздутым», в другой газете это состязание называли
«нелепым, искусственным и наивным». Однако после того, как
в 1941 г. творческий коллектив, работавший над созданием фильма,
был удостоен Сталинской премии, интонации рецензий резко изменились
– в газетах появились десятки публикаций, в которых комедию
Александрова называли «веселым, смешным и жизнерадостным
произведением».
Любовь Орлова в фильме *Волга-Волга*, 1938 | Фото:
vokrug.tv
Кадр из фильма *Волга-Волга*, 1938 | Фото:
culture.ru
О том, как на самом деле «жить стало веселей», свидетельствуют
судьбы участников творческого коллектива. Работа над комедией
проходила в разгар Большого террора. Один из сценаристов фильма,
Николай Эрдман, незадолго до начала съемок вернулся из трехлетней
политической ссылки и был вынужден поселиться в Калинине, так как
проживать в больших городах ему было запрещено. Из-за этого
режиссеру приходилось ездить к нему для проработки сценария.
Оператор Владимир Нильсен не успел завершить работу над фильмом –
он был арестован, обвинен в шпионаже и через некоторое время
расстрелян. Один из директоров картины, Захар Дарецкий, тоже был
арестован и выслан во время съемок.
Николай Эрдман и Владимир Нильсен | Фото: domkino.tv,
kino-teatr.ru
По понятным причинам фамилии этих людей не упоминались в титрах в
числе создателей фильма. Актер Вениамин Смехов в своих
воспоминаниях привел историю, рассказанную ему Николаем Эрдманом:
«Да, когда фильм был готов и его показали Сталину, еще без
титров, то Гриша приехал ко мне, где я сидел, – в Калинин. И он
говорит: «Понимаешь, Коля, наш с тобой фильм становится любимой
комедией вождя. И ты сам понимаешь, что будет гораздо лучше для
тебя, если там не будет твоей фамилии. Понимаешь?» И я сказал, что
понимаю...».
Кадр из фильма *Волга-Волга*, 1938 | Фото:
vokrug.tv
Об этом писала и Мария Миронова: «Люди пропадали. Причем бывало
так: вы сидите втроем, вы и ваши хорошие знакомые. Один из них
рассказал анекдот. Ваш знакомый рассмеялся, а вы нет. На следующий
день знакомого нет. Кто из нас донес? Может быть, где-то
прослушивание было. У Менакера всегда портфельчик был в прихожей –
зубная щетка и все такое. Так что из нашей картины постепенно
исчезали люди. Доснимал, по-моему, уже Петров. Александров не был
очень смелым человеком, как вы знаете. И если бы он понял – я,
между прочим, об этом и тогда думала, – если бы он понял, может
быть, даже и не стал бы это снимать: сумасшедшая самодеятельность,
которая там была, – это же все пародийно».
Любовь Орлова в фильме *Волга-Волга*, 1938 | Фото:
kino-teatr.ru
После того, как Сталин ушел из жизни, фильм был отредактирован – из
него вырезали кадры с памятником Сталину на канале Москва-Волга и
все надписи, содержащие его имя. Тем не менее, даже в те времена,
когда этот фильм стали называть агиткой и госзаказом, у широкой
публики комедия продолжала пользоваться большой популярностью. Во
многом успех фильма был обеспечен музыкой Исаака Дунаевского,
который вместе с поэтом Лебедевым-Кумачом написал композиции,
названные позже песнями «на все времена». Несмотря на
пропагандистский подтекст, «Волга-Волга» действительно заряжала
оптимизмом, дарила надежду в трудные времена и вселяла уверенность
в том, что наша земля богата талантами.
Мария Миронова в фильме *Волга-Волга*, 1938 | Фото:
kino-teatr.ru
Конечно, своим успехом фильм был обязан и замечательным актерам,
без которых невозможно было представить ни одну комедию тех лет, –
Игорю Ильинскому, Любови Орловой, Владимиру Володину, Павлу
Оленеву, Всеволоду Санаеву и молодой Марии Мироновой, сыгравшей в
этом фильме свою первую заметную роль в кино. Правда, по ее словам,
при монтаже картины эпизоды с ее участием были сведены к минимуму.
Миронова предполагала, что режиссер принял такое решение, чтобы
никто не соперничал на экране с Любовью Орловой. Изначально ее роль
была большой, но молодая актриса играла так ярко, что порой
затмевала его жену, а прима должна была быть одна. В результате
роль Марии Мироновой стала эпизодической.
Мария Миронова в фильме *Волга-Волга*, 1938 | Фото:
kino-teatr.ru
Мария Миронова в фильме *Волга-Волга*, 1938 | Фото:
kino-teatr.ru
Любовь Орлова утверждала, что название этого фильма ее мужу
подсказал Чарли Чаплин. Когда Григорий Александров во время визита
в США отправился вместе с легендарным комиком на лодочную прогулку
по бухте Сан-Франциско, он решил исполнить для зарубежного коллеги
песню о Стеньке Разине («Из-за острова на стрежень…»). Якобы
Чаплину очень понравилась строчка «Волга-Волга, мать родная», и он
в шутку посоветовал режиссеру так назвать его следующий фильм.
Александрову понравилась эта идея, и он действительно по
возвращении в СССР приступил к съемкам комедии с таким
названием.
Любовь Орлова в гостях у Уны и Чарли Чаплина | Фото:
lubov-orlova.ru
Во время поездок за рубеж Григорий Александров и Любовь Орлова не
раз виделись с великим актером и поддерживали с ним приятельские
отношения. Чарли Чаплин часто приглашал их в Швейцарию, где
поселился, уехав из США. В одном из писем, отправленных из
Швейцарии, где режиссер гостил вместе с женой у Чарли Чаплина, он
писал: «31 июля 55 года. Четвертый день беседуем и живем с
очаровательным Чарли! Разговоры наши бесконечны. Тем так много, что
нет ни конца, ни края...».
Любовь Орлова, Чарли Чаплин и Григорий Александров | Фото:
lubov-orlova.ru
Кадр из фильма *Волга-Волга*, 1938 | Фото:
kino-teatr.ru
|
</> |