рейтинг блогов

За что осудили Иоанна Златоуста?

топ 100 блогов vl_sokolov31.01.2021

Пресвитер Иоанн, прозванный за свое красноречие Златоустом, родился в зажиточной семье и благодаря деньгами родителей получил хорошее образование: он учился у Ливания, лучшего языческого ритора своего времени. Говорили, Ливаний был так восхищен способностями Златоуста, что предлагал ему стать своим преемником, но Иоанн отказался и ушел в пустыню, где провел несколько лет, практикуя христианскую аскезу. 

За что осудили Иоанна Златоуста?

Вернувшись в Антиохию, Златоуст стал пресвитером и прославился как блестящий оратор. Когда в городе вспыхнул бунт из-за непомерных налогов, Иоанн сумел усмирить восстание всего несколькими проповедями.

В Константинополь его пригласили именно за красноречие, в качестве проповедника и красивой декорации к церковно-придворной жизни. Вместо этого на константинопольскую кафедру встал суровый и бескомпромиссный поборник строгой справедливости и резкий обличитель нравов. 

Иоанн был идеальным христианином и от других требовал того же. Замкнутый, недужный, с детства предававшийся суровым аскетическим подвигам, которые пошатнули его здоровье и расстроили желудок (во время епископства он мог есть только рисовый суп, запивая его теплым вином), и в то же время властный, не взиравший на лица, никого не слушавший и всегда стоявший на своем, Златоуст быстро восстановил против себя всех. 

Светские власти были недовольны тем, что он почти открыто обличал их в проповедях, не останавливаясь даже перед критикой самой царицы — жены императора Аркадия. Он упрекал Евдоксию за суетность, за роскошь, за торжества, которые она устроила в честь воздвижения собственной статуи прямо напротив храма Святой Софии. В своих проповедях он обыгрывал созвучие греческих слов евдоксия и адоксия – «благославие» и «злославие», – и сравнивал императрицу с пляшущей и беснующейся Иродиадой, которая требует голову Иоанна Крестителя.

Златоустом были недовольны все. Широкие массы недолюбливали его за то, что он не устраивал званые обеды, а всегда ел один, запершись в своих покоях; приезжие епископы – что он не устраивал им щедрых встреч; простые клирики – что не потакал их слабостям и не заступался за них перед светской властью, как делали другие епископы; вдовы – что их обвиняли в распущенности, богачи – в жадности. «Знаете действительную причину, почему хотят погубить меня? – говорил Златоуст в одной из своих проповедей. – Потому что я не распоряжался расстилать перед собой богатых и дорогих ковров, не хотел одеваться в одежды, шитые золотом и шелком, не любил потакать чувственности этих людей». 

Ревнителей церковных традиций раздражало, что Златоуст слишком вольно вел себя в церкви, разоблачался, сидя на горнем месте, ел во время службы какую-то пастилу, менял литургическую практику, распоряжался как хотел церковными деньгами (например, на украшения церкви пожертвовали мрамор, а патриарх его продал, чтобы помочь бедным) и рукополагал своих любимцев. В нем видели гордеца, человека заносчивого, надменного, сторонившегося людей. Однажды он даже приказал выгнать всех из бани, чтобы помыться там одному.

Недовольство разрасталось как снежный ком, обвинений становилось все больше. Появились какие-то вдовы, Марса, Кастриция и Евграфия, агитировавшие против Златоуста за то, что он осуждал их привычку молодиться и завивать кудри. Провинциальные епископы жаловались, что он лишил их сана (который они купили за деньги, чтобы избавиться от долгов). 

Севириан Гавальский обиделся на Златоуста из-за его друга и помощника архидиакона Серапиона, человека еще более принципиального и нетерпимого, чем сам Иоанн, который однажды не встал в присутствии Севириана, оправдываясь тем, что он его просто не заметил. 

Подозрительной казалась и связь Златоуста с Олимпиадой, женщиной богатой и настолько щедрой, что она раздавала подарки направо и налево, не разбирая, кто действительно нуждался, а кто просто пользовался ее добротой. Иоанн призвал ее к большей осторожности, и это вызвало новые обиды.

Как судили Златоуста 

Златоуст как-то сказал: «Никого я не боюсь так, как епископов». Интриги внутри Церкви были не менее изощренными, чем при императорском дворе, и велись столь же неразборчивыми средствами. 

Во главе противников Иоанна стоял александрийский епископ Феофил, который собрал свой собор из 36 египетских епископов и направил Златоусту требование явиться и оправдаться от выдвигаемых против него обвинений. Иоанн ответил, что готов придти на собор, если оттуда будут удалены его явные враги и противники, заранее считающие его виновным, в том числе сам Феофил и Акакий Верийский, открыто обещавший Златоусту «заварить ему кашу». Эти условия были отвергнуты, и собор Феофила начал судить Златоуста в его отсутствии.

Главным обвинителем на соборе выступил некий диакон Иоанн, которого Златоуст лишил сана за убийство. Диакон зачитал список из 29 пунктов, перечислив все прегрешения опального епископа против Церкви: избиение монахов, распродажа церковного имущества, избрание на церковные должности недостойных лиц (в пример приводился епископ Антонин, который якобы бы «ограбил гробницу»). 

На Златоуста снова навесили ярлык еретика и оригениста, припомнили ему все уничижительные слова, которые он говорил о духовенстве («бесчестные», «распутные», «ничтожные»), и заодно приписали ему заговор против епископа Севириана. Его обвинили даже в том, что он принимал женщин при закрытых дверях. «Говорят, что я возлежал с женщиной, – жаловался потом Златоуст, – но обнажите мое тело, и найдете, что тело, влачимое мной, не более как труп». После 12 заседаний собора патриарх был признан виновным по всем пунктам и лишен сана. Император Аркадий утвердил приговор и отправил Златоуста в ссылку. 

Вскоре после этого в столице произошло землетрясение, и напуганный император поспешил вернуть Иоанна обратно. В честь возвращения в городе устроили пышную иллюминацию, но Златоуст отказался вернуться в Константинополь, пока собор не признает его невиновным. Тогда народ буквально на руках внес его в храм Св. Апостолов, где Иоанн произнес одну из своих лучший речей. Толпа уже хотела идти топить в Босфоре Феофила, и ему пришлось бежать из города.

За что осудили Иоанна Златоуста?

Справедливость восторжествовала, но через несколько месяцев все началось сначала. Император сослал Златоуста по определению собора, значит, он не имел права возвращать его сам, а только по решению другого собора. В Константинополе снова собрался собор и осудил Иоанна уже за то, что тот незаконно вернулся на епископскую кафедру. Император приказал Златоусту удалиться из церкви, но тот ответил, что не может оставить храм, вверенный ему Богом, и подчинится только насилию. 

В субботу в девятом часу дня в храм ворвались фракийские солдаты и начали избивать прихожан. Иоанн был изгнан из церкви, вместе с ним ушла и его паства. За неимением храма прихожане стали собираться в банях, но их выгнали и оттуда; тогда они сбежали в предместье Константинополя. Наконец, Златоусту приказали отправиться в изгнание. Перед уходом он попросил свою паству не разжигать смуту в Церкви и признать законность его преемника. 

Вдогонку торжествующий Феофил написал против Златоуста сочинение, где называл его нехристем и Валтасаром. Святой Иероним, видевший в Златоусте разоблаченного оригениста, выразился о нем еще красноречивей: «Нечестивый, разбойник, святотатец, Иуда и сатана, которого достаточно не может наказать даже ад». 

Иоанн направился в ссылку сначала в город Кукуз в Армении, а потом еще дальше, в город Питиунт, расположенный в северном Причерноморье. По дороге, боясь гнева властей, никто из местных епископов не смел навестить опального патриарха или хотя бы облегчить его страдания из-за желудочных болей. 

Измученный продолжительным путешествием и степной жарой, Иоанн остановился отдохнуть в храме Св. Василиска возле города Команы, где ему в видении явился некий отрок и сообщил, что он скоро умрет. Солдаты пытались вести его дальше, но увидев, что он в самом деле при смерти, вернулись в храм, где он и скончался 14 сентября 407 года. 

Через несколько лет Златоуст, безо всяких постановлений и соборов, был реабилитирован сначала в Антиохийской, а потом и в Константинопольской церкви. Его мощи были привезены в Константинополь, а император Феодосий Второй, сын Аркадия и Евдоксии, во время похоронной церемонии склонился над гробом, прося прощения за грех своих родителей.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если подробно рассматривать вопрос, связанный с качественной и эффективной сушкой древесины, то лучше всего этим заниматься перед возведением дома из бруса . Специалисты настоятельно рекомендуют начинающим строителям обратить внимание на способ печной сушки. Дело в том, что если Вы ...
(с)Laura Ouimette ...
Для тех, кто еще не определился, как провести эти выходные, открывается неплохая возможность. 16 и 17 июня в Астрахани и Иркутске состоятся акции Kia Тура по России . Отличная возможность для любителей автомобилистов развеяться, я считаю. На ...
Во вчерашних телерепортажах одна из главных тем - информационная брошюрка для трудовых иммигрантов, выпущенная в Санкт-Питербурге. Раздули историю из вполне безобидной книжицы, в которой даются нормальные и правильные (судя по тому, что ...
#наулицезима Прошлый год, мы все в учебе, зимняя сессия... У Дворника в дворницкой постоянно куча народу! Ну так вот заведено. Можно приехать, когда хреново на душе и посидеть потрындеть... Вот и в тот год произошла вот такая история, точнее разговор! За чашкой чаю с медом сидели мы и ...