Юрий Любимов - Великий и Ужасный. Теперь только для актеров.
Виталий Третьяков — 29.06.2011Когда-то Юрий Любимов был одновременно Великим и Ужасным. Великим (некоторые считают, что преувеличенно) и уж во всяком случае самым смелым советским театральным режиссером. И Ужасным, ибо наводил ужас на советских бюрократов, при этом имея покровителей в числе их самих. А он сам ничего и никого не боялся.
Более того, будучи самым политическим театром СССР, таганка одновременно была и самым антисоветским театром СССР. Этот парадокс никак не могли понять хулители и противники Любимова - как такой театр мог существовать? Но он существовал. Значит, Любимов был Ужасным. Настолько Ужасным, что его боялись даже вожди СССР. А посему он был Великим (Тираноборцем, равным Тиранам).
Как Великий, Любимов защищал своих артистов, делал из них звезд, а их спектакли - легендарными. Известными и в стране, и - что редко бывало в то время - в мире.
Великому Любимову актеры прощали то, что он был Ужасным и для них. Без него они были бы беззащитны. Они это знали. За одно то, что у Любимова работал Высоцкий, и за то, что Любимов Высоцкого защищал, актеры Любимову прощали весьма пренебрежительное отношение к остальным актерам (которое он никогда особо и не скрывал).
Правда, и актеры тогда в Театре на Таганке были великие - Демидова, Высоцкий, Золотухин, Губенко.
Но теперь нет в театре тех великих актеров. Нет великих (гремящих на всю страну и на весь мир) спектаклей. Нет даже спектаклей, которые просто становились театральными событиями. Нет аншлагов. Нет слухов с придыханием "На Таганке ставят такое!"
Нет спектаклей, которые запрещают. Нет славы. И даже денег, которым слава хорошая замена.
А Любимов всё тот же - Великий и Ужасный. Когда уже можно всё - даже без величия и без нагнетания ужаса на подчиненных.
Но только теперь всё Величие и вся Ужасность Любимова давит не на членов Политбюро ЦК КПСС и Московский горком партии, а только на беззащитных актеров. А взамен - ничего. Даже денег.
Юрий Петрович Любимов (которого раньше актеры любовно называли
"Петрович" - с акцентом, как в фильме "Цирк", а теперь не знаю, как
называют) пережил свою Славу, своё Величие и свою Ужасность.
Пережил Цензуру, для борьбы с которой так нужны были Величие и
Ужасность. Вот и весь сказ.
Странно, что эта история тянулась еще так долго...