Юрий Анатольевич Кошелев

топ 100 блогов russos11.12.2017 На 91-м году жизни скончался ветеран Московского метростроя Юрий Анатольевич Кошелев.

Он отдал Московскому метрострою в общей сложности 40 лет, из которых 17 Юрий Анатольевич стоял во главе компании. На его долю выпали и годы расцвета, когда в семидесятых Мосметрострой был отмечен орденом Октябрьской революции за ввод в эксплуатацию Ждановско-Краснопресненского радиуса и тяжелые девяностые, когда он боролся за единство коллектива.

Мудрый управленец и талантливый инженер, изобретатель и творец с большой буквы! Он является примером для новых поколений метростроевцев. Великий оптимист с неиссякаемым чувством юмора.

Человек, который до последних дней не терял интереса к жизни, к людям. Таким Юрий Анатольевич Кошелев навсегда останется в нашей памяти. Скорбим вместе с его родными и близкими. Светлая память!

Свою подземную работу он начал на строительстве тоннеля на Сахалин, где он руководил сооружение первого ствола.

Юрий Анатольевич Кошелев

Слово Юрию Анатольевичу:

В декабре 1951 года я окончил МИИТ. Меня направили на работу в Строительство №6 МПС на остров Сахалин... Контингент строителей был сложный. Основную массу составляли досрочно освобожденные. Им также платили зарплату в зависимости от выработки, но строго в положенный срок. Единственное, чем отличались от тех, кто приехал сюда с воли, - это тем, что давали подписку о невыезде. На нашем объекте из пяти мастеров трое были из досрочно освобожденных… Меня назначили мастером основных работ. Дали в подчинение двенадцать бригад. Нам было поручено соорудить на берегу моря ствол шахты диаметром восемь с половиной метров и глубиной порядка восьмидесяти. А когда закончим, предлагалось сделать рассечки и начинать проходку тоннеля. Проходку первой шахты мы закончили в феврале 1953 года. Очень хорошо помню этот морозный день. Монтировали последнее кольцо всю ночь. Часов в 5 утра поднялись наверх. И тут нам устроили торжественную встречу. Приехал начальник материкового строительства Николай Иванович Котельников - толковый, знающий инженер и руководитель, а также Алексей Леонтьевич Яремчук - наш непосредственный начальник, бывший метростроевец, орденоносец, руководитель проходческой бригады, отличный мастер своего дела. Тут же у ствола шахты мне вручили ордер на комнату. Но в тех условиях это была очень приятная награда. А ребята получили большие премии. Но, и конечно, стол был накрыт соответствующий. Хотелось бы заметить, что на этой стройке очень ценился труд. О людях заботились, а было их тысяч десять, не меньше… Весной 1953 года умер Сталин. А спустя некоторое время стройку закрыли. Не свернули, не законсервировали, а именно закрыли. Вчера еще работали, а сегодня сказали: "Все, больше не надо". Проходку тоннеля мы так и не начинали. Хотя для этой работы все имелось: материалы, оборудование, техника и хорошие квалифицированные специалисты и рабочие. Многие утверждают, что крест на тоннеле поставила последовавшая после похорон Сталина амнистия - продолжить стройку было практически некому. Это неправда. Из наших восьми тысяч досрочно освобожденных уехало не более двух сотен. А остальные восемь месяцев дожидались приказа о возобновлении строительства. Мы об этом писали в Москву, просили и умоляли. Я считаю прекращение строительства тоннеля какой то дикой, нелепой ошибкой. Ведь в тоннель были вложены миллиарды рублей народных денег, годы отчаянного труда. И самое главное - тоннель действительно необходим стране…

Все, что осталось от того ствола...
Юрий Анатольевич Кошелев

Потом прошел путь от рядового инженера до начальника Московского метростроя. Первый раз начальником МосМетростроя он стал в 1972 году и проработал до 1976 года, когда ушел в министерство руководить «главком» (Главтоннельметрострой). Он снова вернулся в метрострой в 1986 году и руководил им до 1999 года, когда ушел на заслуженный отдых.

При его непосредственном участии осуществлялось строительство тоннелей БАМа, в том числе и одного из самых сложных в мире — Северомуйского. За 10 лет управления Главтоннельметростроем количество метрополитенов в стране увеличилось с шести до четырнадцати!

Юрий Анатольевич Кошелев

Трудно переоценить тот вклад, который Юрий Анатольевич внес в развитие подземного строительства. Он является автором шестидесяти свидетельств, среди которых метод сооружения тоннелей из монолитно-прессованного бетона, существенно снизивший просадку грунта и метод проходки с принудительным водопонижением, позволивший забыть о губительных для здоровья строителей кессонах.

Помимо Московского метрополитена участвовал в сооружении всевозможных спецобъектов.

Юрий Анатольевич Кошелев удостоен множества профессиональных наград ─ Герой Социалистического труда, Лауреат Государственной премии СССР в области техники, Заслуженный строитель РСФСР, академик Российской академии транспорта. Награжден орденами Ленина, «Знаком Почета» и «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, он ─ лауреат государственной премии СССР.

Юрий Анатольевич Кошелев

«Моя жизнь — вся метростроевская», — сказал он в одном из своих интервью. Ю. А. Кошелев начинал сменным инженером в ТО-6, был начальником участка, девять лет — главным инженером, год — начальником СМУ-6. Работал в то время на строительстве «Фрунзенской», «Таганской» (радиальной), на кессонном участке перегонных тоннелей между станциями «Ленинские горы»—«Университет». Именно личный опыт и заставил Юрия Анатольевича совместно со специалистами Метрогипротранса заняться поисками такого технического решения, которое бы полностью исключило кессон. Выход был найден — это так называемый метод проходки в обводненных неустойчивых грунтах с принудительным водопонижением и контурным замораживанием. Работа получила большое признание, в том числе и за рубежом.

Юрий Анатольевич Кошелев

Светлая память!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всегда полезно знать точное значение слов. Давайте посмотрим, что означает слово «ультиматум»: Ультима́тум (лат. ultimatum — доведённое до конца) — требование, связанное с ограничением времени, данного на его исполнение, а также с угрозой серьёзных последствий в случае его ...
В подмосковном поселке Салтыковка есть своя достопримечательность – огромный роскошный особняк миллиардера Владимира Брынцалова. От глаз любопытных его скрывает высокий забор и охрана с собаками. О том, что находится за забором, ходят ...
Я так и поняла, что что-то неладно: едем по МКАД, а прямо на нас летит большой самолёт. Никогда такого не видела, а ведь часто здесь езжу. Первый раз не успела снять. Едем дальше - опять летит. Вроде он же. И так - раз пять или шесть. Я, конечно, нащёлкала снимков. И мы с сыном так и ...
Пакет Кубка городов, содержащий множество "коломен" и неочевидных выборов, автор вопроса назвала двумя словами, начинающимися на одну букву. Напишите их абсолютно точно, несмотря на изрядное количество возможных вариантов. * * * Москва, похоже, ...
Намедни по-новому открыл для себя вокальную группу "Иль Диво". Канал "Культура" показал их полуторачасовое выступление  в Барселоне. Все ж таки иногда можно смотреть ТВ! Вокальное мастерство этой интернациональной команды весьма и весьма высоко. И при этом интересно, что один из ...