Йемен. Атака на министерство обороны
el_murid — 05.12.2013В Йемене боевики, переодетые в военную форму, атаковали сразу несколько армейских объектов в столице страны Сане. Нападению подверглось и министерство обороны, по разным сведениям, погибло несколько десятков человек.
Ответственность пока на себя не взял никто, но официальные власти обвиняют в нападении "Аль-Кайеду Аравийского полуострова".
В свое время одним из главных аргументов президента Салеха против своей отставки был тот, что только он способен справиться с террористами-радикалами. Похоже, что нынешние власти только подтверждают его слова.
При этом общая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Уже половина населения Йемена голодает, а это более 12 миллионов человек. В ближайший год к ним может прибавиться еще 5 миллионов. На этом фоне сельское хозяйство переориентируется на выращивание ката - слабого наркотика, употребление которого в Йемене всегда было частью национальной культуры.
Алкоголизм - болезнь, как известно, в первую очередь социальная. В Йемене запрещен алкоголь, но он с успехом заменяется катом - и более 75% населения уже "подсело" на него. При этом плантации ката высасывают и без того скудные водные ресурсы страны, забирая их у зернового земледелия - что вновь запускает новые круги голода.
Слабая государственная власть не может разорвать этот порочный круг, тратя все усилия на борьбу с радикалами, которые имеют бесконечную подпитку из опускающегося в нищету населения. Кроме того, теракты подрывают последние остатки экономики, что вызывает протест уже племенных шейхов, во многом живущих за счет перераспределения доходов из казны. Армия Йемена во многом создана по принципу племенного ополчения, и командиры имеют если так можно сказать, двойное подчинение - шейхам племен и центральной власти. Это создает еще один замкнутый круг проблем, не позволяющий власти обеспечить безопасность. Еще две проблемы страны - незатихающий мятеж повстанцев-хуси на севере страны и присутствие американских БПЛА как фактор полной неопределенности, который вносит дополнительный хаос в обстановку.
Наконец, главная проблема Йемена - противостояние Юга и Севера. Как только власть ослабевает, требование создания независимого Юга становится доминирующим фактором противостояния. При этом на Юге находятся три четверти скудеющих запасов нефти, газ, завод по сжижению в Бель-Хафе. Сепаратизм немедленно вспыхивает, стоит власти в Сане продемонстрировать свою слабость. Поэтому сводить события в Йемене исключительно к противостоянию власти и АКАП совершенно неверно.
Без крупного внешнего игрока, способного предоставить ресурсы властям Йемена и обеспечить безопасность в стране, выхода из ситуации нет. Саудовская Аравия объективно не заинтересована в стабильности в этой стране - сильный Йемен представляет угрозу для спорной пограничной области Асир, формально принадлежащей Королевству, но фактически населенной йеменцами.
В этом случае Йемен не менее объективно может быть заинтересован в Иране, как стране, способной помочь во внутреннем конфликте. Тем более, что значительную часть населения Севера представляют шииты-зейдиты, а на остальной территории шииты перемешаны с суннитским населением страны. Религиозный фанатизм никогда не был отличительной чертой жителей Йемена, хотя радикалы и жесткие ортодоксы присутствуют, однако в складывающейся ситуации коллапса религиозный фактор может стать основным - АКАП ведет борьбу не только с властью, но и с шиитами Йемена. Парадокс йеменской ситуации в том, что шииты-зейдиты с религиозной точки зрения представляют из себя шиитскую секту, во многом приближенную к суннизму - поэтому особых религиозных противоречий в Йемене нет.
Нет - но если они возникают, то в самом свирепом своем проявлении. В 2004-2010 годах шиитская группировка "Аш-Шабаб аль-Мумин" ("Правоверная молодежь" - не путать с сомалийской "Аш-Шабаб" - молодежным крылом фундаментального Совета исламских судов) вела ожесточеннейшие сражения как раз под религиозными лозунгами. Руководил восстанием шейх Хусейн Бадр Ад-Дин Аль-Хуси, провозгласивший создание имамата в границах Зейдитского имамата 900-1400 годов, включавшие и область Асир в Саудовской Аравии. Он потребовал от президента Салеха сдачи своих полномочий потомку пророка. Восстание с огромным трудом было подавлено, но не до конца. Саудовская Аравия была крайне обеспокоена этим мятежом и оказывала Салеху всю возможную помощь. Тем не менее и сейчас группировка "Аль-Хуси", названная в честь погибшего шейха Хусейна Бадра Ад-Дина, представляет серьезную угрозу на севере страны.
На сегодня клан президента Салеха продолжает сохранять весьма прочные позиции в стране. В частности, его сын Ахмет командует Республиканской гвардией, которая как и в Саудовской Аравии, является фактически племенным ополчением, представленным в основном лояльными Салехам кланами. Есть вероятность, что Салехи, познакомившись на собственном опыте в опасностях связей с США, могут начать искать опору в Иране, несмотря на противоречия с ортодоксальной доктриной теократии. Салех - убежденный сторонник светского пути, что для Йемена выглядит вполне логичным с его пестрым религиозным составом. Традиционные дружеские связи клана Салехов с Саудовской Аравией были поколеблены фактическим предательством Королевства в 12 году, и переориентация Салехов на другой источник силы не выглядит чем-то невозможным. Уже неоднократно в прессе появляются намеки на контакты иранцев с шейхами северойеменских племен, с бывшей йеменской номенклатурой.
Вполне вероятно, что обострение борьбы в Йемене приведет к тому, что действующая власть будет вынуждена конкурировать с отставленной в ходе революции номенклатурой - и в первую очередь, кланом Салехов (хотя там есть и элита еще более ранних времен разделенного на две части Йемена) - за благосклонность Ирана, который может существенно сдвинуть равновесие в этой войне.
Интерес Ирана к Йемену совершенно понятен и объективен - создание плацдарма противостояния с Саудовской Аравией на очень чувствительном для нее направлении. И события идущей войны в стране делают для иранцев такое развитие событий весьма перспективным.
|
</> |