рейтинг блогов

Японский репортерский магнитофон Sony EM1 в журнале Tape Recording (1961-й год)

топ 100 блогов nwc9821.11.2022 Японский репортерский магнитофон Sony EM1 в журнале Tape Recording (1961-й год)

Информации по репортерским магнитофонам Sony, в том числе о выпускавшейся с 1961-го года модели PT4/EM1 в интернете не так уж и много. Такое ощущение, что японцы немного стесняются своего прошлого применительно к этой области. Тем интереснее мнение англичан из журнала Tape Recording об этом хтоническом девайсе. Перевёл как можно ближе к тексту, выкладываю.
Итак, анонс в номере 6 от 1961-го года:
Японские магнитофоны.
Первые фотографии и подробности о новейшем репортерском магнитофоне Sony, представленном на Аудио Шоу.
В следующих номерах журнала мы надеемся опубликовать фотографии и краткие описания и других японских магнитофонов. Но вообще имейте в виду, дорогие читатели,  что мы не в состоянии ответить на какие-либо вопросы по этим устройствам. Подробную информацию об этих магнитофонах и о ценах на них вы можете получить у английского дистрибьютора, Tellux Ltd.
В последние годы было немало отчётов о существенном прогрессе Японии в области магнитной звукозаписи. Специалисты, побывавшие там, возвращались с рассказами о новинках и революционных идеях. В ходе последнего Аудио Фестиваля посетители могли увидеть и сравнить японскую, европейскую и американскую аудиотехнику. Это было очень впечатляюще, и результаты, как видится, весьма неплохи. Мы запросили у фирмы Sony несколько моделей магнитофонов для написания обзора, и получили заверения, что таковые будут предоставлены. А сейчас мы получили первый из них, Sony EM1, на фото.
Эти фотографии были сделаны нами в собственной студии перед отправкой магнитофона нашему штатному эксперту, A. Tutchings, и следует понимать, что других фотографий этого магнитофона  пока не будет. (Примечание переводчика: в связи с очень низким качеством сканов иллюстрирую перевод фотографиями магнитофона из своей коллекции)
Портативный профессиональный магнитофон
EM1 разработан для профессионального использования на радиостанциях и в новостных агентствах. Цена пока не определена, но, похоже, будет высокой. Судя по внешнему виду, магнитофон изготовлен и собран очень аккуратно, все органы управления легкодоступны.
Японский репортерский магнитофон Sony EM1 в журнале Tape Recording (1961-й год)
Слева направо: регулятор уровня, совмещённый с выключателем, переключатель воспроизведение-запись, индикатор разряда батарей и кнопка его включения, гнездо для контрольных наушников и микрофонное гнездо.
Японский репортерский магнитофон Sony EM1 в журнале Tape Recording (1961-й год)
Ручка справа предназначена для завода пружинного механизма, остаток завода пружины (т.н. запасённая механическая энергия) индицируется в прозрачном окошке над микрофонным гнездом. На прижимном ролике расположен стробоскопический диск, а в комплекте с магнитофоном поставляется метроном со шторками для настройки скорости. Винт регулировки скорости расположен\ слева от ручки завода пружины.
Блок электроники может быть легко извлечён из корпуса, для этого надо открутить два приборных винта по сторонам передней панели.
Японский репортерский магнитофон Sony EM1 в журнале Tape Recording (1961-й год)
Батарейки (6 «АА» для фотовспышек) помещаются в пластиковый батарейный блок, который крепится в специальном отсеке внутри корпуса, и может быть легко заменён за несколько секунд через откидную крышку на задней панели магнитофона.
Японский репортерский магнитофон Sony EM1 в журнале Tape Recording (1961-й год)
Долгоиграющий пружинный привод
Магнитофон имеет полностью транзисторную схемотехнику, на него могут устанавливаться катушки диаметром до 13 см. Для полного завода патефонного привода требуется 85 оборотов заводной ручки. Этого хватает примерно на 6 минут работы, однако указатель остатка завода пружины уходит в красную зону уже через 4 минуты.
Мы с интересом ждём подробного отчёта нашего эксперта, так как магнитофон на первый взгляд выглядит многообещающе. Он лёгкий и компактный. Пробная запись прошла довольно неплохо.
Продолжение в номере 8 от 1961-го года:
Отчёт A. Tutchings о магнитофоне Sony EM1
Судя по фотографиям, опубликованным в июньском номере Tape recording, Sony EM1 является статусной вещью. Когда я забирал магнитофон из редакции журнала, мой водитель такси был очень впечатлён и даже пару раз спросил меня, не надо ли остановиться где-либо по дороге к вокзалу. Он всё ожидал, что я возьму у него интервью. (Примечание переводчика: в то время на радио был очень популярен жанр уличных интервью) В поезде магнитофон так же привлекал много внимания, и только когда моя секция опустела, я смог приступить к, так сказать, полевым испытаниям. Я записал на катушку с лентой целый набор объявлений о станциях, звуках торможения и разгона поезда, перестука колёс для моей личной библиотеки звуков. Однако уже дома прослушивание на стационарном магнитофоне показало, что лента записана на более высокой скорости, чем 19 см/сек., и при воспроизведении всё звучит замедленно.
Скорость движения ленты
Это заставило меня воспользоваться аксессуаром, прилагавшимся к магнитофону – камертоном с двумя шторками.
Камертон колебался, шторки, закреплённые на его «рогах», сходились и расходились с частотой 120 Гц, и в щель между ними нужно было смотреть на стробоскоп на прижимном ролике магнитофона. Я подкручивал винт регулировки скорости, пока метки на стробоскопе не стали двигаться очень медленно. Это позволило довольно точно установить скорость воспроизведения в 19 см/сек. без применения специальной аппаратуры.  Метки на внешнем круге стробоскопа должны медленно вращаться по часовой стрелке, а на внутреннем – по часовой. Неподвижные метки на внешнем круге соответствуют замедлению на 1% от номинальной скорости, на внутреннем – ускорению на 1%.
Круглая стирающая головка – постоянный магнит. Он не имеет физического зазора, однако на половине окружности расположены 6 чередующихся полюсов, что позволяет полностью размагнитить ленту. Вторая половина окружности стирающей головки полостью размагничена. Головка соединена механической тягой с переключителем воспроизвдение-запись и поворачивается таким образом, что при воспроизведении она обращена немагнитной стороной к ленте. (Примечание переводчика: видимо, впоследствии эту кунсткамеру из конструкции убрали. У всех известных мне экземпляров PT4/EM1 стирающая головка не связана с переключателем воспроизведение-запись) Я обратил внимание, что на стирающую головку нанесена фосфорицирующая метка, позволяющая точно определить, в каком режиме находится магнитофон.
АЧХ
Я подал на микрофонный вход  набор тональных сигналов амплитудой 0,2 мВ. Измерения показали, что магнитофон не имеет частотной коррекции в режиме воспроизведения (примечание переводчика: интересно, как по-японски хуцпа?), а это означает, что выходное гнездо можно использовать только для подключения наушников в контрольных целях, а сделанную на этом магнитофоне запись следует воспроизводить на стационарном аппарате, чтобы получить качественный сигнал. Лента была переставлена на магнитофон, недавно настроенный по калибровочной ленте CCIR. Уровень записи оказался примерно на 6-8 Дб ниже, чем на калибровочной ленте, поэтому была проведена серия тестов, чтобы определить перегрузочную способность. Искажения в 3% были получены при входном сигнале в 1,5 мВ.
Уровень записи
Индикатор уровня в магнитофоне отсутствует, однако риск перегрузки возникает только при громких звуках и выкрученном на максимум уровне записи. (Примечание переводчика: впоследствии индикатор разряда батареи стал использоваться и как индикатор уровня) Если микрофон расположен как обычно, в 20-30 см. от интервьюируемого, сигнал на микрофонном входе составляет 0,2 мВ. Уровень записи при этом на 6 Дб ниже уровня тестовой ленты и на 20 Дб ниже уровня перегрузки ленты.  Так что можно было бы обойтись фиксированным положением ручки уровня, если бы не соотношение сигнал/шум.
Соотношение сигнал/шум
Вот так у меня и возникла основная претензия к данному магнитофону: соотношение сигнал/шум откровенно так себе для профессионального магнитофона этой ценовой категории. Обычно собственный шум магнитофона маскируется естественными шумами, воспринимаемыми микрофоном, но мы должны применять профессиональные стандарты к изделию этого класса. Если лента предварительно стёрта размагничивающим устройством, тракт записи магнитофона добавляет 10-15 Дб к уровню собственных шумов ленты. (Примечание переводчика: ап-ап-ап, воды мне, воды!) Точнее сказать трудно, т.к. шум имеет выраженную низкочастотную модуляцию. Если же использовать штатную стирающую головку, становится только хуже, из-за несовершенства её конструкции к шумам тракта записи добавляется отчётливо слышимый низкочастотный шум.
Суммарный уровень шума заметно увеличивается при воспроизведении записи на магнитофоне с хорошей АЧХ в НЧ диапазоне. Я попробовал несколько лент как английского, так и европейского производства, все они давали уровень шума на 3-6 Дб ниже, чем лента, входившая в комплектацию магнитофона. Высокочастотная часть шума, похоже, в основном является нижними гармониками тока подмагничивания, форма которого далека от синусоиды. Частота подмагничивания тут всего 30 кГц. Я дважды проверил это на стационарном магнитофоне, запустив его на скорости 4,75 см/сек, сигнал подмагничивания при этом воспроизводился, как тон частотой 7,5 кГц. Полагаю, что настолько низкая частота подмагничивания была выбрана, чтобы прописать ленту на максимальную глубину и тем самым компенсировать недостатки конструкции стирающей головки. Измерения показали, что всё не так уж и плохо, динамический диапазон составил 42-45 Дб от пикового уровня, тогда как правильно стёртая и прописанная лента обеспечивает динамический диапазон в 60 Дб при искажениях в 3%. (Примечание переводчика: вообще-то, это пиздец даже для начала 60-х, но эксперт был явно настроен доброжелательно к японцам) Если уровень записи будет установлен вблизи максимального, шум не так критичен, однако при записи, например, птичьих трелей сигнал будет изрядно подпорчен шумом.
Детонации
Прибор показал детонации менее 0,1%. Однако, взглянув на диаграмму детонаций, я было решил, что мой детонометр неисправен, т.к. видимые на диаграмме детонации были существенно выше, чем показывал прибор. Однако потом я понял, что на диаграмме видны низкочастотные детонации, вызванные работой механического центробежного стабилизатора оборотов пружинного механизма, и прибор их не фиксирует из-за малого времени усреднения. Увеличив время усреднения, я получил детонации в 0,35%, что, так-то, неплохо, но на записи пианино такие детонации будут хорошо слышны, что не соответствует спецификациям Hi-fi. Вообще магнитофоны с пружинным приводом имеют одну проблему: если маховик тонвала достаточно массивен для получения низких детонаций, то скорость движения ленты будет заметно меняться при любом перемещении магнитофона. С другой стороны, если маховик будет лёгким, получим то, что имеем в магнитофоне Sony EM1.
Штатный микрофон неплох, он имеет АЧХ 40 Гц…10 кГц с неравномерностью 4 Дб. Однако если микрофон держать в руке, при любом движении записывается заметный шум, создаваемый пружиной, навитой вокруг провода на выходе из микрофона. Шум можно заметно снизить, навернув провод на руку.
Согласно измерениям, АЧХ магнитофона довольно близка к стандарту CCIR. Стирающая головка на основе многополюсного постоянного магнита - слишком заманчивая идея, которая никак не может покинуть мозги разработчиков магнитофонов. Лучше бы вообще убрали стирающую головку, и стирали ленту заранее на размагничивающем устройстве. Это позволило бы избежать ухудшения параметров магнитофона за счёт шумов стирающей головки и низкой частоты подмагничивания. Значение коэффициента детонаций нормально для записи речи и звуковых эффектов, но высоковато даже для фоновой музыки.
Ещё одно маленькое замечание: катушки не фиксируются от прокручивания с помощью трёхлучевой звезды на центральной оси подкатушечников, как это принято. Фиксация осуществляется с помощью цилиндрического выступа на подкатушечнике, входящего в одно из трёх отверстий в бобышке катушки.
В наших палестинах такие отверстия присутствуют только на катушках диаметром 18 см., а в катушках диаметром 13 см. их делает всего одна французская фирма. Довольно неприятно узнать, что у вас есть катушки с плёнкой, но поставить их на магнитофон вы не можете.
Я дико извиняюсь, но не могу написать более благожелательный отчёт по данному магнитофону. В конце-концов, это недешевое профессиональное устройство, и нельзя допускать никаких компромиссов в применении к нему соответствующих стандартов.
A. Tutchings

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Весь интернет забит гаданиями про то, зачем укропы запретили полеты в некоторые аэропорты. Некоторые говорят о том, что боятся наших военных десантов ( хе-хе), другие о том, что будет разгружаться мируканская техника, которую погонят теперь из Штатов. Ну так могу успокоить общественность ...
Чего нужно избегать, чтобы ваш опорно-двигательный аппарат со временем не превратился в просто "опорный"? Правду не утаишь - зачастую мы перемещаемся исключительно для того, чтобы из лежачего положения перейти в сидячее. Немудрено, что при ...
Знаете такого человека, его зовут зовут Евгений, а фамилия у него Брюн? Евгений Алексеевич Брюн родился 5 октября 1950 года в Ленинграде. В 1973 г. окончил Хабаровский государственный медицинский институт. В 1987 г. возглавил отдел наркомании Московского НИИ психиат ...
В воскресенье нас, отдел дизайна фирмы http://www.mish-mish.co.il , вызвало начальство и отправило в отпуск до начала следующей недели из-за проблем с деньгами. В воскресенье нам объявят - или мы продолжим работать или получаем увольнительное письмо. В любом случае надо готовиться искать ...
    Одинаковое наказание рублем – мера в высшей степени несправедливая, для России. Пример Когда в Москве, бизнесмена штрафуют за не пристегнутый ремень на 500 рублей – его фактически отпускают безнаказанным.  А когда, ...