Япония. Прогулки по токийскому заМКАДью (Часть I)
bentkovsky — 09.10.2010Городок, где я живу, находится в 25 километрах от Нихонбаси - географического центра Токио. Проживает в нем 327 324 человека. Выглядит он так:
На горизонте виднеется гора Цукуба. Это японское Сколково. Там сосредоточены все ведущие научно-исследовательские центры и институты Японии. Сколько себя помню, японцы обсуждают тему перевода туда всех государственных учреждений Японии, т.е. перенесения столицы Японии из Токио в Цукуба. Даже экспресс-линию туда протянули недавно. Доехать из Токио теперь можно за 30 минут. Но пока так ничего и не решили. Чиновники упираются изо всех сил.
Дома японцы лепят как попало, не особенно вдаваясь в архитектурные изыски: не до жиру - быть бы живу. Между домами могут затесаться заводы, фабрики, рисовые поля...
Солнечных батарей на крышах пока мало: примерно 2-3 штуки на 10 домов. Правда, в последнее время власти взялись за эту проблему по-взрослому, и лет через 5-7 подавляющее число домов будет работать на солнечной энергии.
И вся эта хрень без промежутков и зазоров тянется сплошным потоком до самого Токио. Единые планы городского строительства может и существуют, но их никто не видел. За муниципалитетами числится только инфраструктура. Все, что вдоль дорог, - частная собственность. Чтобы проложить где-то кусочек новой дороги, городским властям приходится долго и нудно договариваться с каждым отдельным японцем. А японцы - люди упертные. Пример - аэропорт Нарита: уперлись 5 или 6 семей, не захотели переезжать на новое место, и пришлось государству строить объездные пути для самолетов. Самолеты и сегодня пробираются к взлетно-посадочной полосе какими-то очкурами, петляя между домами противных крестьян. Более того, эти крестьяне еще и настояли на том, чтобы самолеты с 23:00 до 6 утра не мешали им спать и не снижали надои у коров.
Так и в нашем городе: столбы электропередач приходится ставить чуть ли не посередине дороги. Частники в этом похожи на наших панфиловцев: тоже стоят насмерть и тоже руководствуются лозунгом: "Ни пяди родной земли!" Поэтому у государства даже нет возможности построить нормальные тротуары: людям приходится ходить по проезжей части дороги. Но даже несмотря на это число жертв дорожных происшествий не превышает в Японии 5000 человек в год против наших 30 000 при сплошной тротуаризации страны (естественно, там, где есть дороги).
Кстати, хотя Япония в 45 раз меньше России по территории, асфальтированных дорог в ней в 2,5-3 раза больше (у нас так толком никто и не знает, сколько их: одни говорят - 512 тыс., те, что понаглее - 590 тыс.). Поэтому мне с большим трудом удалось отыскать в Японии незаасфальтированный клочок земли.
А лужи показались настолько родными, что я невольно начал озираться, как бы из-за угла не выскочил "мерс" и не окатил меня с ног до головы. Но, увы, японцы при виде пешехода у лужи останавливаются и ждут, пока тот пройдет. Мне к этому не привыкнуть никогда!
Если у нас в ходу "лежачие" полицейские, то у японцев они стоячие, но из фанеры. Поначалу их пугаешься и даже хочется сбросить скорость, как они просят. Но потом привыкаешь, и когда проезжаешь мимо, так и подмывает открыть окно и крикнуть: "Дурилка картонный!" За полицейским виднеется бензозаправка. Обычный бензин на ней (92-й, наверное, по нашему) стоит 129 иен за литр, высокооктановый - 139. Дизельное топливо - 109 иен (за доллар вчера просили 81 иену). На заправке также написано: "селф", т.е. заправляйтесь сами, лакеев нет! Это означает, что если раньше, когда ты к ним заезжал, из будки высыпала дюжина дармоедов и начинала бесплатно протирать окна, вычищать пепельницу, дарить тебе какую-то хрень и заполнять машину ароматизированными шариками, то теперь, когда в целях сокращения непроизводственных расходов их всех турнули, пистолет и тряпку бери сам.
Продолжение след.