Японцы спустили на воду подводную "Теслу" - на батарейках, мы сделали это еще
nosikot — 09.10.2018Церемония спуска на воду НАПЛ "Орью" 4 октября - 11-й ПЛ типа "Сорю"
Казалось бы рядовое событие - корабль не головной и не последний в серии - как минимум еще 2 заложены и 1 планируется к закладке в этом году. Ввести в строй "Орью" планируют в 2020 году.
Новшество в другом - в ГЭУ лодки, я уже о нем писал -
- если предыдущие лодки типа "Сорю" были классическими НАПЛ - помимо ДЭ ГЭУ имели по 4 двигателя Стирлинга (шведская лицензия) с 40 т жидкого кислорода на борту, то тут их нет, а обычные аккумуляторные батареи замены на Li-Ion !
Якобы размеры, в/и (надводное - 2.900 т, подводное - 4.200 т, длина - 84 м) и даже стоимость ПЛ (540 млн. долл. - но в йенах выросла на 20%!) от этого не изменились, по ТТХ ясности нет, предположительно
- 800 миль 4-узлового хода
- 3 ч на полной скорости - 20 уз
Это все относится к подводному ходу на батареях!
Кроме того, конечно, гораздо более быстрая зарядка
Считать ли эти ПЛ НАПЛ или обычными ДЭПЛ - вопрос определения...
В этой связи хочу напомнить о нашем проекте ракетных (П-5/6) ДЭПЛ 651 - 16 кораблей были построены в 1960-68 гг, причем одна из них модернизирована по пр. 651Э -со вспомогательной ЯЭУ (т.н. "яйцо Доллежаля"), но интересует нас не она - первые 3 получили собранные из китайского сырья серебряно-цинковые батареи "30/3" (в ходе стр-ва поставки, по известной причине, прекратились, ТТХ упали, поэтому и пытались что-то изобрести типа 651Э...), так вот на китайском серебре ПЛ (надводное в/и 3.200 т, подводное 3.750 т, длина 86 м) имели следующие ТТХ (в скобках - остальные лодки серии на обычных АБ):
- 810 миль 2,8-узлового хода (350)
- 1 ч 40 мин полного хода - 18,1 уз (1 ч на 14,5 уз)
Как видим весьма сходные ТТХ с новейшими японскими!
Иное дело, что те серебряные батареи выдерживали примерно 100 циклов, требовали быстрой замены и без поставки китайского серебра по "бросовым" ценам эксплуатация вылетала "в копеечку"... Можно ли довести ту идею с современным уровнем технологий "до ума" и нужно ли это - вопрос...
А рынку li-ion батарей предрекают дальнейший взрывной рост - и стр-во ПЛ на них только добавляет "масла в огонь"...
Где "они" возьмут столько кобальта - понятно через бандитов в Конго/Заире, а кроме того, на примере "Самсунга" многие помнят и др. отрицательные св-ва этих батарей...
|
</> |