Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

топ 100 блогов periskop09.01.2013 В предыдущей части мы шли по дороге из Тосмаре в Каросту и смотрели попутно полузаброшенные советские гарнизонные жилгородки. А сейчас мы пройдёмся в основном по той местности, что южней Морского Собора - там, где видны следы имперской Либавы. Она довольно резко отличается от советской Лиепаи и поражает некоторыми своими приметами. Заодно поближе посмотрим и сам этот монументальный собор, и уникальный либавский мост через Канал.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала
Советская Лиепая и русская Либава ушли в Историю...


2. Но сначала немного о Морском Соборе.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

Закладка и начало строительства - июнь 1900 г. Освящение - 22.08 (по стар.ст), 04.09 (по нов.ст) 1903 г. состоялось в присутствии Государя Императора Николая II и его семьи. Проект и общее руководство строительством осуществил Василий Антонович Косяков, известный архитектор из Петербурга. Собор построен Российским военным ведомством. Собирались пожертвования. Главным жертвователем стал Император Николай II с царской семьёй. Контуры храма напоминают корабль. Якорь в основании креста - символ надежды в бурном житейском море.

[...] Внутри собор поражает объемом, заполненным светом. Вместо привычных для храмов такого масштаба колонн, собор имеет четыре дугообразные перекрещивающиеся арки, удерживающие свод с куполом и центральный барабан. Такое архитектурное решение позволило значительно увеличить внутреннее пространство и обеспечило возможность видеть богослужение, находясь в любой точке храма.
(отсюда)

В принципе, судьба Лиепайского морского собора отчасти похожа на судьбу его кронштадтского коллеги. В годы войны - пункт ПВО немцев (в Кронштадте - пункт корректировки огня РККА), после войны - матросский клуб (в Кронштадте - кинотеатр и концертный зал). Однако лиепайский собор, несколько меньшего масштаба, не разгораживался на два яруса, и богослужения в нём возобновились раньше, в декабре 1991-го.

Знаменит собор также тем, что тут происходил молебен моряков 2-й Тихоокеанской эскадры перед выходом их из Либавы в дальний поход на Тихий океан, который кончился через полгода Цусимой.

3. Собор с западной стороны - где вход. Интересно так же то, что ниже главного креста - есть ещё и якорь.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

4. Жилгородок охватывает собор с северной стороны, южная же сторона затронута позднейшими стройками лишь немного, бережно и до сих пор сохранила неповторимый имперский колорит. Как видите, ввиду жесточайшего денежного голода на инфраструктуру жители используют для оформления дворов разные импровизированные решения.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

5. Вот ещё пример. Ладно, возвращаемся к собору.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

6. Подходим к скверу перед ним с западной стороны.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

7. Величественный вход.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

8. Внутри сьёмка была запрещена, а я, каюсь, поленился идти к батюшке и обьяснять про себя, пытаясь испросить благословение на неё. Поэтому щёлкнул наудачу с поворотного экрана пару кадров, и больше не пытался. Собор весьма нестандартной архитектуры изнутри - две пары плавно изогнутых полуколонн огибают пространство сверху и на потолке обе пары перекрещиваются, оставляя пространство для барабана... впрочем это надо видеть.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

9. Взгляд от собора на юг - куда, почти до Канала, ведёт широкая эспланада.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

10. Рядом, слева от перспективы - проход к памятнику. Хорошо, что я знал про его существование где-то около собора, а так легко и пропустить. Так что имейте в виду.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

11. Памятник поставлен в память моряков Второй Тихоокеанской эскадры. Как мы помним по истории, их одиссея закончилась трагически близ берегов Кореи.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

12. Надписи - на "гос"языке и на русском.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

13. Сами же либавские перспективы реально поражают: высаженные в строжайшем порядке и интервале деревья на прямых, как стрела, широченных улицах, разрослись за век с небольшим и сейчас представляют собой очень величественное зрелище. Особенно разителен контраст с руинированными и заброшенными зданиями советской и имперской эры.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

14. Ну и конечно, в этих зелёных перспективах затаились красивые здания начала XX века. Увы, я не знаю ни их истории, ни их первоначального назначения.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

15. Вид на собор от ближнего перекрёстка.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

16. Есть и заброшенные имперские здания.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

17. Отстатки лепнины, капитальная отделка - всё говорит о том, что это были нерядовые здания. Если учесть то, что в Либаве 1914 года проживало около 110 тысяч чел. - то для Империи это был город масштаба и значения Владивостока. Тогда они были примерно равнозначны, при этом Либава была планировочно и архитектурно устроена лучше. Потом, конечно, судьбы двух городов радикально разошлись путями.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

18. Вокруг зданий везде сохранялось достаточное пространство для широких аллей и зелёных насаждений.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

19. Кое-где попадаются и немногие реновированные здания той эпохи.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

20. Выходим на ещё одну перспективу, вторую, что южней собора.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

21. Посмотрим вдаль, на запад. И тут такая же невероятно зелёная и строгая перспектива. Деревья высажены рядами и на фиксированных интервалах.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

22. Дальше уже начинаются дома поскромнее.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

23. После третьего пересечения, ближе к каналу, стоят уже сталинки. Послевоенные. Они скромные - так как роль Лиепаи в СССР была намного скромней, чем Либавы в поздней Империи.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

24. А южная перспектива от Собора сохраняется строгой, прямой и зелёной. Видны следы регулярного и строго соблюдавшегося плана застройки. Удивительно, что несмотря на две мировых войны, две оккупации и перемены хозяев земли всё это сохранилось до сих пор.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

25. Дальше, около канала, регулярность теряется и начинается умеренный хаос, мешанина скромных одноэтажек.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

26. До канала парадная эспланада немного не доходит и там уже по лесу разбегаются более скромные дороги.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

27. А мы выходим на берег канала. Он довольно широкий и сделан по уму: бетонные откосы, а наверху среди сосен проложена твёрдая тропинка, тоже бетонированная.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

28. Вдали, на выходе в аванпорт, стоит красивый мост 1906 года постройки, спроектированный по эскизу Гюстава Эйфеля (полагаю, должны знать, кто это такой).
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

29. Вообще, масштабы произведённых в начале XX века гидротехнических работ просто поражают. Выбросили на эти дела гигантские суммы денег, чтобы создать такие сущности. Вдали слева - экс-стоянка судов Гидрографической службы ВМФ СССР, справа - работает маяк.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

30. Теперь идём по тропке к мосту. Он разводной, и обе фермы при разводе поворачиваются на 90 град.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

31. Его судьба тоже весьма интересна: построили в 1906-м, аккурат после поражения России в русско-японской войне. В 1915 наступающие немцы его повредили, и он долго - до 1932 г. - простоял недействующий. Потом власти Первой республики ввели его в строй, однако через 9 лет, при обороне советской Лиепаи, в июне 1941-го он опять был повреждён. Восстановлен после войны и долго служил пропускным пунктом на вьезде в закрытую военную часть Лиепаи. В 2006-м в него врезался грузинский танкер, и его снова ремонтировали. В 2009-м он обрёл первоначальный облик.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

32. Въезд на мост. Я тут некоторое время стоял и думал, пересечь ли мост и смотреть Северное Предместье, или продолжать осматривать Каросту. В итоге второй вариант победил, несмотря на постоянную морось, и я стал смотреть кварталы западней Морского Собора.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

33. За мостом - вид на аванпорт и молы. Именно там в сентябре 1904 г. (северней фарватера, на кадре - правей) собиралась эскадра для похода на Тихий океан.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

34. Однако прямой путь по берегу тут преграждает водолазная школа. В отличие от других советских сущностей, она была востребована и постсоветской Латвией, и сейчас работает.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

35. Переходим улицу близ моста и идём на север.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

36. Либавские "военно-морские аллеи" меня не переставали поражать, своей мощностью!
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

37. Ещё сталинка на пути.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

38. И опять - монументальная зелёная и идеально ровная перспектива! Вот это меня там более всего удивляло.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

39. Ещё, останки имперской Либавы. Тут меня издали окликнули местные гопники, но я не стал вступать с ними в беседу, а уверенно пошагал дальше.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

40. Дверь ведёт сейчас в никуда. Интересно, куда она вела 110 лет назад?
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

41. К госпиталю я не пошёл, тем более что он остался в ведении военно-морских сил Латвии, и территория была частично перегорожена. Так что опять свернул на восток, к собору.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

42. Вон он, впереди. А за ним, чуть левей - и автобусное кольцо "тройки". Раз уж я не пошёл по мосту, то уеду снова этим же путём.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

43. Обхожу дом, а дальше пустырь и автобус.
Янтарно-Висленский вояж: ч.26, Имперская Либава, от Собора до Канала

В целом, поход по Каросте вверг меня в состояние задумчивости, почти на сутки, пока я не покинул Лиепаю. Очень уж тут депрессивно.
Много интереснейших объектов осталось не осмотрено, а к пяти вечера начало ощутимо темнеть - так что придётся сюда вернуться. Но уже более толково - в компании тех, кому также интересна военно-морская история, и на целый день. За три часа на такой территории не много можно успеть, увы.
Когда-нибудь ещё приеду...

Продолжение следует


Янтарно-Висленский вояж
...
25. Лиепайский трамвай
26. Лиепайская ВМБ: осколки двух империй
27. Имперская Либава: от собора до канала
28. Лиепая: окрестности Торгового канала

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не секрет, что США обеспечивает своим гражданам высокий уровень жизни ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО благодаря притоку спекулятивного капитала в страну. Объем притока составляет 0,5 трлн. долларов в год. Если этот поток спекулятивного капитала вдруг исчезнет, то экономика США сократится на 25%. Уровень ...
Ну что же, я посмотрел My Little Pony: A New Generation (фильм-интродукцию к новому, пятому поколению поньков, являющемуся теоретически отдаленным продолжением четвертого)... и мои ...
В 1927 году из Америки в СССР возвращался молодой человек, вызывавший оторопь у таможенников. Одетый по заграничной моде, отлично говоривший по-английски, он вез с собой медицинское оборудование, купленное на деньги, которые ему заплатили за операции в крупнейшем госпитале США. От ...
Всем лодку казанку посоны! Там потоп, много машин потонуло.  Чуть меньшая жопа на площади трех вокзалов. Это на трех вокзалах ...
Начался второй игровой день 1 тура на "Кубке Африканских Наций" который ...