На новый 2023 год,
вернее на Рождество, у меня было два события: я получила свою
любимую бумажную «Новую Газету» и с ней потрясающую
«Рассказ-газету» с дивными статьями и журналистскими
расследованиями. Я упивалась этим чтением — почему-то это оказалось
важнее, чем чтение дорогих моему сердцу книг. Аккомпанементом был
«1984» Оруэлла, захотелось перечитать в свете повестки дня.
Я редко последнее время играла в родном театре — мой новый
спектакль «Первый хлеб» закрыли с приходом нового руководителя
«Современника», а легендарный «Крутой маршрут» — память о Галине
Борисовне Волчек, — забросили, не упоминают, забыли, хотя за 30 лет
(!) он стал гораздо актуальнее, чем во времена премьеры. Странно?
Он опять собирал полные залы зрителей. Смыслы, вложенные Гинзбург,
режиссёром Волчек и актёрами вспыхнули с новой силой.
«Я не успела проститься с моей сценой»
novayagazeta — 10.03.2023 Лия Ахеджакова написала личное ответное письмо соучастникам «Новой газеты».В феврале, узнав о том, что последний спектакль с участием Лии Ахеджаковой был снят из репертуара «Современника» якобы из-за поступающих писем от «взволнованных граждан», «Новая газета» обратилась к сообществу своих доноров. Мы предложили им поддержать Лию Ахеджакову, написать ей открытки, и пообещали передать их любимой актрисе. Мы получили тысячи откликов и вручили их Лии Меджидовне, сверстав в книгу. Сегодня получили от нее ответ, вот он.
В интернете к тому
времени уже появились «требования трудящихся» отменить спектакль с
участием Ахеджаковой.
Последнее время «сетевой трибунал», по меткому диагнозу Муратова, был возмущён по поводу моей нелюбви к Родине.
Позвонил мне новый
руководитель театра «Современник» Ю. Кравец, совсем недавно
сменивший главного режиссёра Виктора Рыжакова, сказал, что театр
завален письмами трудящихся с требованием убрать со сцены любимого
театра актрису Ахеджакову. Сказал, что департамент культуры
поддержал его в решении убрать меня из репертуара, и что мне 13
февраля уже не надо играть «Джин» — замена. Исходя из хорошего ко
мне отношения, он посоветуется с председателем худсовета, может тот
придумает какую-нибудь пьесу и какого-нибудь режиссёра, чтобы
занять меня, пока суть да дело.
А перед этим событием отменили наш спектакль (антреприза) по
пьесе Л. Улицкой «Мой внук Вениамин» в Питере, да и все театральные
площадки России отказались принимать этот спектакль, который мы
играли в Америке, Германии, в Израиле, в Белоруссии, по всей
России.
Режиссёр, за роль в
фильме которого «Изображая жертву», я получила «Нику», Кирилл
Серебренников и «Новая Газета» бросили клич: поддержите артистку
Ахеджакову! Такого потока любви, сочувствия, уважения никогда не
было в моей жизни! Пишут люди со всего мира, мои зрители, пишут
«наши» люди, которые населяют Земной шар. Может дело в Рязанове, в
его безусловном авторитете, и он меня защищает своим именем.
Пишет Украина — из Запорожья, из изувеченных Бахмута и
Мариуполя, Белоруссия, Прибалтика, Казахстан, из Грузии, Армении,
Швейцарии, из Америки, Канады, Германии, Израиля, Сербии, Москвы,
Питера, Самары, Якутии, Урала, Сибири…
И такие судьбы! Какое бесстрашное осмысление истории нашей многострадальной Родины, страх за детей, боль за Украину, за Белоруссию: письмо поддержки от человека, прошедшего через известное место на Окрестина — адрес, который мы не забудем никогда, письмо из страны, которую я всю объездила со своими спектаклями, из страны, где есть смертная казнь.
Спасибо, родные мои, спасибо Кирилл, спасибо «Новой Газете»! Как мне дороги — ваша поддержка, ваша любовь, ваша память о фильмах, спектаклях, актёрах, режиссёрах… Иных уж нет, а те — далече…
Я не успела
проститься с моей сценой. Моя дорогая, любимая сцена — ты мне
давала возможность исповедаться, объясниться в любви людям, которых
я люблю, ценю, уважаю, какие драматурги! Какие режиссёры! Какие
партнёры! Когда мы с Богданом Ступкой играли в Киеве в театре
Франка «Старосветские помещики» Гоголя, Богдан сказал мне:
«Поздоровайся со сценой, она будет тебе помогать». И каждый раз,
когда я ступала на киевскую сцену, я говорила: «Здравствуй, Сцена!
Я постараюсь не подвести тебя».
Прощай, моя дорогая. Держись. Мы, артисты, тебя любим и
помним. Долгой жизни тебе!
И ещё, спасибо тебе, моя любимая «Новая Газета»!!! Я хочу
тебя поддержать, я верю в тебя — ты лучшая была, есть и
будешь.
Лия
Ахеджакова
|
</> |