Вторая Екатерина Великая. Окончание

топ 100 блогов sergeytsvetkov31.05.2021

В январе 1783 года Дашкова получила престижный пост директора Петербургской академии наук (её бессменным президентом на протяжении 53 лет, с 1746 года, был Кирилл Григорьевич Разумовский, последний гетман Украины). Должность президента была учреждена сразу же по основании Академии, а затем закреплена в её первом уставе, утверждённом в 1747 году Елизаветой Петровной. Президент обладал широкими полномочиями, в том числе по присвоению звания академика. Фактически Разумовский руководил академией лишь до 1765 года. Из-за проблем со здоровьем Разумовский обратился к Екатерине II с просьбой освободить его от должности, но она не была удовлетворена. Для управления Академией наук был создан институт директоров. Предшественниками Дашковой на должности директора были: граф Владимир Орлов (1766–1774) и поэт Сергей Домашнев (1775—1783).

Вторая Екатерина Великая. Окончание

Академия наук

Предшественник Дашковой довёл Академию до плачевного состояния: для финансирования научных проектов не было ни копейки. Так что выбор императрицы пал на бывшую подругу не случайно — неподкупность Екатерины Романовны была притчей во языцех при русском дворе. В своей инаугурационной речи Дашкова пообещала «заботиться о славе и процветании Академии, не использовать служебное положение для себя и не позволять другим», чем произвела сильное впечатление на членов Академии.

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук.

За 11 лет работы княгиня привела в порядок хозяйственную часть академии, рассчиталась со всеми её долгами, расширила библиотеку, обновила типографию, отправила несколько научных экспедиций в дальние уголки империи. С лёгкой руки Дашковой увидели свет 43 части сборника «Российский театр», а также полное собрание трудов Ломоносова.

Сама Екатерина Романовна любила минералогию. Собственную коллекцию минералов, стоимостью 50 тысяч рублей, она подарила Петербургскому училищу Академии наук.

«Она учит каменщиков класть стены, помогает делать дорожки, ходит кормить коров, сочиняет музыку, пишет статьи для печати, знает до конца церковный чин и поправляет священника».

Леди Кэтрин Вильмот о Е. Дашковой в роли Президента Академии

Дашкова увеличила число студентов-стипендиатов академии с 17 до 50 и воспитанников академии художеств — с 21 до 40. Несколько молодых людей отправлены были для довершения образования в Гёттинген, где находился один из самых знаменитых университетов Европы.

Вторая Екатерина Великая. Окончание

Дашкова-академик

Екатерине очень нравился литературный вкус Дашковой, но главным образом ей импонировало желание Дашковой возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы. В октябре 1783 года по инициативе Екатерины Дашковой была создана Императорская Академия Российская, а она сама становится её президентом. В отличие от Академии наук, новое учреждение должно было сосредоточиться не на точных, а на гуманитарных науках, в первую очередь на исследовании русского языка. Устав Академии, или «Краткое начертание» был разработан самой Дашковой: «Главный предмет Российской Академии состоять должен в обогащении и очищении языка российского и в распространении словесных наук в государстве».

По назначении директором Академии наук Дашкова в своей речи выражала уверенность, что науки не будут составлять монополию академии, но «присвоены будучи всему отечеству и вкоренившись, процветать будут». С этой целью каждый год в течение всего лета при Академиях организовывались публичные лекции. Посетить их бесплатно мог любой желающий. Чтобы заинтересовать профессоров в чтении лекций и привлечь слушателей, на следующий год после вступления в должность Дашкова увеличила содержание всем профессорам и открыла три бесплатных курса: математики, геометрии, естественной истории. Дашкова принимала самое активное участие в публичных чтениях, предлагала в них те или другие изменения и снабжала аудиторию различными научными пособиями.

Дашкова учредила при Российской Академии целый департамент переводчиков, которые переводили на русский язык лучшие произведения мировой литературы. Дашкова сама активно трудилась в качестве переводчика.

Вторая Екатерина Великая. Окончание

Главным же трудом Академии, созданным под руководством Дашковой, стал первый толковый словарь русского языка, включавший в себя свыше 40 тысяч слов: «Словарь Академии Российской, словопроизводным порядком расположенный». На его создание ушло шесть лет. Сама Дашкова занималась словами на буквы Ц, Ш и Щ и собрала их больше семисот. Она взяла на себя объяснение понятий, «имеющих отношение к нравственности, политике и управлению государством».

«Словарь Академии Российской» был высоко оценён Пушкиным, который в 1836 году вспоминал слова Карамзина: «Полный словарь, изданный Академией, принадлежит к числу тех феноменов, коими Россия удивляет внимательных иноземцев. Наша, без сомнения, счастливая судьба во всех отношениях есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями».

Вторая Екатерина Великая. Окончание

Да, в том головокружительном прыжке к вершинам европейской культуры и просвещения, который совершила Россия на рубеже XVIII—XIX веков, есть немалая заслуга и Екатерины Романовны Дашковой.

29 ноября 1783 года в доме директора Петербургской Академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой состоялось заседание недавно созданной Академии словесности в весьма представительном составе: Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин, митрополит Гавриил и др. Собрание уже близилось к концу, когда Дашкова, написав слово «ioлка», спросила: правомерно ли изображать один звук двумя буквами? И не лучше ли ввести новую букву «ё»? Доводы Дашковой показались убедительными, и вскоре её предложение было утверждено общим собранием академии.

Вторая Екатерина Великая. Окончание

Сама графика новой буквы, кажется, была заимствована из французского алфавита. Все мы знаем, например, автомобильную марку Citroën. Однако у французского ё совсем другие функции.

Так родилась самая молодая буква в русском алфавите.

Новаторскую идею княгини поддержали выдающиеся деятели культуры. Державин первым начал использовать букву ё в личной переписке и впервые употребил её при написании фамилии — Потёмкин. Правда, в число типографских литер ё попало только в 1795 году при наборе в университетской типографии книги поэта Ивана Дмитриева «Мои безделки». Первым словом, над которым зачернели две точки, стало слово «всё», за ним последовали слова: огонёк, пенёк, безсмёртна, василёчик.

Впрочем, настоящую известность новой букве придал Н. М. Карамзин, который в первой книжке издаваемого им стихотворного альманаха «Аониды» (1796) напечатал слова «зарёю», «орёл», «мотылёк», «слёзы» и первый глагол с буквой ё — «потёк». Однако в своей «Истории государства Российского» Карамзин букву «ё» не использовал.

Таким же частным почином пытались найти букве ё место в алфавите. В 1860-х гг. В.И. Даль поместил ё вместе с буквой "е" в первом издании «Толкового словаря живого великорусского языка». В 1875 году Л.Н.Толстой в своей «Новой азбуке» отвёл ей 31-ую клетку, между ятем и буквой э.

Впрочем, её использование в типографском и издательском делах было связано с некоторыми трудностями. Поэтому официально буква ё вошла в алфавит и получила порядковый номер 7 только в советское время — 24 декабря 1942 года. Однако ещё многие десятилетия издатели продолжали употреблять её только в случае крайней необходимости, да и то преимущественно в энциклопедиях.

В результате буква «ё» исчезла из написания (а затем и произношения) многих географических названий — Пёрл-Харбор, Кёнигсберг, Кёльн и др., а также фамилий: кардинала Ришельё, философа Монтескьё, поэта Роберта Бёрнса, микробиолога и химика Луи Пастёра, математика Пафнутия Чебышёва (в последнем случае даже изменилось место ударения: ЧЕбышев; точно так же свёкла стала свеклой). Мы говорим и пишем Депардье вместо Депардьё, Рерих (который чистый Рёрих), Рентген вместо правильного Рёнтген. Кстати и Лев Толстой на самом деле Лёв. Вспомним, например, эпиграмму на Льва Пушкина (авторство точно не выяснено), где его имя рифмуется со словом «плов»:

Наш приятель Пушкин Лёв

Не лишён рассудка,

Но с шампанским жирный плов

И с груздями утка

Нам докажут лучше слов,

Что он более здоров

Силою желудка.

Как и герой Толстого в «Анне Карениной» — русский дворянин Лёвин. Как вспоминал Аполлон Григорьев, Толстой гневно втолковывал типографам, что еврей Левин держит аптеку в Одессе, а его толстовский Константин Лёвин — это помещик-землероб.

И наоборот, часто букву «ё» употребляют в словах, где она не нужна. Например, «афёра» вместо «афера», «бытиё» вместо «бытие», «опёка» вместо «опека». Первый русский чемпион мира по шахматам на самом деле звался Александром Алехиным и очень возмущался, когда его дворянскую фамилию писали неправильно, "простонародно" - Алёхин.

А вообще, буква "ё" содержится в более чем 12 тысячах словах, примерно в 2,5 тысячах фамилиях граждан России и бывшего СССР, в тысячах географических названий.

В последние годы ряд авторов (ныне покойный Александр Солженицын, Юрий Поляков и другие), некоторые периодические издания, а также научное издательство «Большая российская энциклопедия» публикуют свои тексты с обязательным употреблением дискриминируемой буквы. Поддержим их, друзья, и расставим, наконец, все точки над ё. Пусть ё станет и моё, и наше!

«Чем больше в языке графических знаков, тем легче он при чтении, так как каждое слово становится характернее, индивидуальнее, приобретает определённую физиономию...»

Академик Д. С. Лихачёв

Вторая Екатерина Великая. Окончание

Памятник букве Ё в Ульяновске

После французской революции отношение у власти к печатному слову меняется. Под суд попал Александр Радищев, а брат княгини, Александр Воронцов, покровительствовавший Радищеву, вынужден уйти в отставку.

Успешная деятельность по управлению русской наукой завершилась для Екатерины Дашковой новой опалой. Она в очередной раз не сочла нужным скрывать своё негативное отношение к фавориту императрицы — её последнему возлюбленному Платону Зубову. Фаворит, в свою очередь, постарался настроить Екатерину Великую против подруги. Повод представился в 1795 году, когда издательство Академии наук опубликовало трагедию Якова Княжнина «Вадим Новгородский». Императрица усмотрела в этом произведении пропаганду революционных идей, так как трагедия содержала много стихов, критиковавших самодержавную власть. В результате по высшему повелению трагедия была изъята и сожжена.

Однако княгине удалось объясниться с императрицей и оправдаться в её глазах. В том же 1795 году письменное прошение Дашковой об увольнении и двухгодичном отпуске для поправления дел было частично удовлетворено, и княгиня, продав петербургский дом и рассчитавшись с большей частью долгов, выехала из Санкт-Петербурга и жила в Москве и своём подмосковном имении Михалково, оставаясь при этом руководителем двух Академий.

В ноябре 1796 года она узнала о смерти Екатерины II. «Умереть в эту горькую минуту было бы слишком большим счастьем. Судьба бережёт меня для более черных дней: я осуждена видеть падение и бедствие России в той же мере, в какой она была доселе счастлива и велика».

А в декабре получила уже указ Сената об увольнении её со всех должностей. Павел I не мог забыть, какую роль в дворцовом перевороте играла Екатерина Дашкова, и повелевает отправить её в бессрочную ссылку в имение Коротово под Новгородом «впредь до нового распоряжения».

Только при содействии императрицы Марии Фёдоровны и письменного прошения на имя императора Дашковой разрешено было вернуться в своё имение в Калужской губернии, а потом и в Москву, где она жила, не принимая более участия в литературных и политических делах.

С деятельной жизнью было покончено навсегда.

Современники судили о ней по-разному — кто с восхищением, кто с завистью, а порою и в откровенно враждебном тоне. Одним она представлялась, прежде всего, женщиной честолюбивой, которая «добивалась первого места при государыне, даже желала заседать в Совете» (Г.Р. Державин). Другие полагали, что «она была бы на своём месте во главе государства, или занимая пост генералиссимуса или министра сельского хозяйства» (Кэтрин Вильмот).

В 1801 году, когда после очередного дворцового переворота на трон взошёл Александр I, встал вопрос о том, кто возглавит Академию наук. Академики были единодушны — лучше, чем Екатерина Дашкова, кандидатуры быть не может. Это, конечно, лучшая оценка её деятельности на посту директора.

Вторая Екатерина Великая. Окончание

В преклонных годах

Однако Екатерина Романовна, которой было уже под шестьдесят, ответила решительным отказом. Возможно, посчитала, что для российской науки уже сделала всё, что могла. А быть может, решила, что на её век императорских милостей и опал уже достаточно.

Вторая Екатерина Великая. Окончание

Троицкое

Последние годы своей жизни она провела в своём имении Троицкое в Калужской губернии, которое она привела в образцовое состояние. Дашкова не только лично вела хозяйство своих имений (что не было редкостью в XVIII веке, так как многие дворянки сами занимались управлением своими имениями), при этом обладала предпринимательским талантом (что уже было редкостью для дворян) и к концу жизни сумела значительно увеличить своё состояние.

Вторая Екатерина Великая. Окончание

Троицкое, реставрация

Тем не менее современники отмечали редкую скупость княгини. Говорили, что она собирала старые гвардейские эполеты и рассучивала их на золотые нити.

Закат был омрачён семейными несчастьями, тяжёлыми отношениями с дочерью Анастасией и неожиданной смертью в 1807 году в возрасте 44 лет сына Павла.

Вторая Екатерина Великая. Окончание

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова с сыном Павлом и дочерью Анастасией в Шотландии. 1777 г.

Анастасия (1760—1831), получила блестящее домашнее воспитание, в 1776 году вышла замуж за бригадира (военный чин) Андрея Евдокимовича Щербинина, «во всех отношениях достойного жениха», как казалось Дашковой. Но Анастасия не оправдала надежд матери и выросла скандальной, расточительной женщиной с дурным характером. «Я была убеждена, что моя дочь была главной участницей в расточительстве мужниного состояния», напишет княгиня в своих мемуарах. Впоследствии, отношение между Екатериной и ее дочерью ещё более усугубятся. «Мучительница моя, безбожная дочь!..» — яростно восклицала Дашкова в одном из предсмертных писем. В 1807 году Екатерина Романовна лишила дочь наследства и запретила впускать к себе даже для последнего прощания.

Павел (1763—1807), московский губернский предводитель дворянства. Был женат с 14 (25) января 1788 года на неродовитой и нетитулованной дочери купца Анне Семёновне Алфёровой. Супружество Павла Михайловича не было счастливым, и супруги недолго жили вместе. Видимо, справедливо замечание современника, писателя-мемуариста Ф. Ф. Вигеля о том, что князь Дашков «долго не задумался, взял да и женился, не быв даже серьёзно влюблён». Екатерина Романовна не желала признавать семью сына и свою невестку увидела впервые только после смерти сына в 1807 году, спустя 19 лет после их свадьбы.

Свободное время она посвящает написанию мемуаров под названием «Записки». В них она изложила свои мысли о счастье, о России, о просвещении: «Образование ведёт за собой свободу...»

«В заключение скажу, что я со своей стороны делала все доброе по силам своим и никому не сделала зла... Я исполнила свой долг так, как в состоянии была понять его. С честным сердцем и чистыми намерениями я вынесла много сокрушительных ударов, и, если бы не поддерживала меня безупречная совесть, я, конечно, пала бы под ними. Наконец скажу, что я смотрю на свою близкую смерть без страха и тревоги».

Е. Дашкова, «Записки», 27 октября 1805 года

Екатерины Романовны Дашковой не стало 16 января 1810 года. В возрасте 66 лет. Была погребена в храме Живоначальной Троицы в селе Троицком в Калужской губернии. Мирская слава проходит быстро — уже в конце XIX века никто точно не знал, где именно похоронена первая женщина — руководитель Академии наук. Лишь в 1999 году учёным и энтузиастам удалось обнаружить её усыпальницу. 22 октября 1999 по инициативе руководства Московского гуманитарного института имени Екатерины Романовны Дашковой практически полностью разрушенное надгробие на её могиле было восстановлено и освящено архиепископом Калужским и Боровским Климентом.

Вторая Екатерина Великая. Окончание

В своих записках княгиня Дашкова называет Екатерину II — Екатерина Большая, а себя Екатерина маленькая. Но сегодня мы вправе утверждать, что Россию вели к славе две великие Екатерины.

Вторая Екатерина Великая. Окончание

Дашкова Е. Р. (фрагмент памятника Екатерине Великой в Петербурге)

Вторая Екатерина Великая. Окончание

Памятник Екатерине II

______________________________________________

Звякнуть пиастрами в знак одобрения и поддержки 

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр! 

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Вторая Екатерина Великая. Окончание

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня хочется вспомнить об увлечении, которое во времена моего детства было очень сильно распространено. Не было класса в школе, в котором бы кто-то этим не увлекался. Речь идет о филателии - коллекционировании почтовых марок. Я бы не сказал что это было модно или престижно, скорее ...
Фото: © drugoi 09.05.2011, Россия | Сегодня, как обычно в «неюбилейные» годы, прессу собирали на Ильинке. В 7:30 фотокоры и видеооператоры получили карточки с номерами своих пулов (справа, слева от главной трибуны, в центре и у Покровского собора) и сели в ...
Зьявіліся Выхадныя рэґлямэнтныя табліцы Попісу люднасьці РБ 2009 . Мяне цікавяць тамака прадусім табліцы 5.8. — 5.11., дзе ўрэшце пададзеныя зрэзы ўсіх нацыянальнасьцяў водле роднай, ужытковай, іншых моваў, ґендэру й вясковасьці/месьціцтва . ...
Джонатан Котт взял последнее большое интервью у великого Леонарда Бернстайна в ноябре 1989 года. Оно было опубликовано в журнале Rolling Stone в номере за 29 ноября 1990. Несмотря на большой объём, это не полный текст разговора с дирижёром. В 2013 году вышла книга Dinner with Lenny: The ...
Там в соседнем посте всплыло в некоторой связи. Так я просто в качестве доступной образовательной науч-поп картинки одной из частей паззла, для желающих  узнать, а как они все-таки устроены внутри, оставлю здесь. Желающие сверх того могут и сами покопаться в спецлитературе, им такие ...