Вся современная теория западной музыки без в-бонов
lex_kravetski — 16.07.2023 Пока специалисты спорят, сколько лет человеку надо, чтобы понять теорию музыки — пять или двадцать, — я решил помочь человечеству и изложить всё то содержательное, что есть в текущей версии этой теории, в тексте, прочтение которого по моим оценкам должно занять примерно пять минут.Плюсы:
- Вы можете сэкономить от пяти до двадцати лет.
- Изложенная тут версия даже несколько более общая, чем вы
услышите за пять–двадцать лет, а потому у вас будет больше
возможностей.
- Не нужно что-либо заучивать и постоянно преодолевать.
Минусы:
- Очень мало непонятных, но красивых слов — гораздо тяжелее
почувствовать или показать себя Элитой.
- Версия — более общая, а потому попирает традиции. В
консерватории вам за такое могут и руки не подать.
- Не нужно что-либо заучивать и постоянно преодолевать, а потому несчитово.
В общем, если для вас означенные плюсы перевешивают означенные минусы, то…
- Всего существует двенадцать нот, которые циклически повторяются
до бесконечности в обе стороны. То есть после двенадцатой ноты
снова идёт первая, но уже со вдвое большей частотой звука. И так с
какой ноты вы бы ни начали отсчёт. Блок из двенадцати соседних нот
называется «октава» (это — единственное красивое слово, которое
понадобится дальше).
- Разбейте произведение на фрагменты. Для каждого фрагмента из двенадцати возможных нот выберите пять-семь, которые более-менее равномерно заполняют октаву. Внутри этого фрагмента играйте преимущественно эти ноты — в том числе, в разных октавах.
Уже готовые наборы вы можете подсмотреть в софте и справочниках под именем «тональность».
- Вы можете разбить каждый из фрагментов на фрагменты поменьше.
Для каждого такого «микро-фрагмента» выберите две–пять нот —
преимущественно из числа тех пяти–семи, которые вы выбрали для
текущего «макро-фрагмента». Лучше всего выбирать ноты, которые идут
«через одну». Например, 3-я, 5-я, 7-я, 2-я ноты из выбранных семи
для текущего макро-фрагмента. 2-я в этом случае будет уже из
следующей октавы.
- В микро-фрагменте играйте преимущественно выбранные для него две–пять нот (их тоже можно играть в разных октавах). Если вам вдруг захотелось сыграть ещё какие-то, то предпочитайте ноты из текущего макро-фрагмента. И уж совсем редко играйте те ноты, которые не вошли ни в микро-, ни в макро-фрагмент.
Уже готовые наборы вы можете подсмотреть в софте и справочниках под именем «аккорд».
- Разбейте каждый макро-фрагмент на равные промежутки по времени.
Старайтесь начинать и заканчивать каждую ноту на стыке двух
промежутков. Если хочется сыграть больше нот за то же время, то
любой из промежутков вы можете ещё раз разбить на равные
промежутки.
- В каждом макро-фрагменте у вас может быть более одной версии
разбиения по времени: один набор нот вы играете по одной версии
разбиения, а другой — по другой версии. Чаще всего такое
наблюдается для двух разных инструментов, играющих одновременно,
или для двух рук при игре на клавишных.
- Те ноты, которые кажутся вам особо важными на этом промежутке
времени, играйте громче, а остальные — тише. Чем менее важная нота,
тем тише.
- Пользуясь вышеописанными рекомендациями, перебирайте комбинации
нот, пока не найдёте ту, которая кажется вам прикольной.
- Если в текущей комбинации вам уже что-то нравится, то
попробуйте оставить это что-то, а другую часть комбинации
изменить.
- Имеет смысл подбирать комбинации нот не для всего произведения
сразу, а фрагментами. Это чем-то похоже на разбиение устной и
письменной речи на отдельные абзацы и фразы.
- «Фразы» и «абзацы» можно повторять — с вариациями и без. Как
подряд, так и через какое-то время.
- Фразы могут накладываться друг на друга и, таким образом,
некоторое время звучать одновременно.
- Подберите клёвое звучание для инструментов, которыми всё это
исполняется. Если звучание инструмента можно менять прямо на ходу
(а обычно можно), то меняйте его время от времени. Аналогично можно
менять и инструменты.
- На некоторых инструментах можно сыграть какой-то спецэффект —
стук, скрип, присвист, вибрацию и т.п. Иногда вставляйте их —
особенно в начале фраз или в конце фраз и долго звучащих нот.
- Обязательно добавьте эффекты постобработки — особенно реверберацию, компрессию и эквалайзер. От этого сильно зависит восприятие конечного результата. Компрессией и эквалайзером добиваются разборчивости звучания каждого инструмента, а реверберация делает звук более масштабным.
Всем спасибо, все свободны.
doc-файл
|
</> |