Вспомнить о совести - вспомнить Василия Шукшина | Совесть - закон законов

топ 100 блогов Сообщество «Совесть - закон законов»09.01.2013

 Вспомнить о совести - вспомнить Василия Шукшина | Совесть - закон законов

Чтобы вспомнить о совести, нужно вспомнить Василия Макаровича Шукшина.

Василий Шукшин был нашей совестью. Совестью как частью непонятного даже нам самим, высшего сознания. Хотя бы потому, что его голос, как и голос совести, мало кто слышал. А он звучал. Он подспудно пробуждал и будоражил душу.

«В обществе, вообще говоря, вопрос совести должен стоять высоко и дорого, и когда наши современники утрачивают так или иначе остроту этого вопроса или идут на какие-то компромиссы, они у нас же на глазах должны получить, обрести своеобразную оценку этому. Мы на этом должны учиться…»

«Нельзя себя утерять, утратить как человека, потому что так или иначе придёт за это расплата».

«Кто бы ни был, – комбайнер, академик, художник, – живи и выкладывайся весь, без остатка, старайся знать много, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным – это будет завидная судьба. А когда будешь таким – помоги другим. Я знаю, как это нелегко, я, может быть, тоже размечтался… Очень хочется, чтобы это так и было».

По убеждению Василия Макаровича, именно «…большая совестливость нашего народа, его неподдельное чувство прекрасного не даёт окончательно оторваться от силы земли, от нравственных народных корней, от простой красоты храма, душевной песни, иконы, Есенина, милого Ваньки-дурачка из сказки».

Он часто повторяет фразу, заменяющую лучшие афоризмы и нравственные постулаты: «…правда совестлива, а совесть правдива». Фраза принадлежит не ему, но он следует ей всею душою.

«Человек, начиненный всякими правилами, но лишенный совести – пустой человек, если не хуже».

В творчестве Шукшина совесть звучит как «нравственная основа, нравственная крепость», которую нужно обнаружить в себе, чтобы не погибнуть. Однако совесть только как голос отвлеченной высшей истины не могла бы потрясать наши души. И в самой душе, в её глубинной и вечной основе заложено божественное зерно высшей правды, высшей нравственности. Поэтому в совестном акте на вселенский вопрос-импульс: «Правильно ли живешь, человек, не потерял ли своего достоинства и чести, выполнил ли свой долг?» – резонирует сначала только часть души с хранящимся зерном духа, и свет устремления к совершенному освещает, словно рентген, все самые потаенные ее уголки, обнаруживая всё недостойное и усиливая всё нравственное. Волны стыда обжигают душу, осознающую скверность каких-то поступков. Однако раскаяние, ориентированное на исправление, спасает от этого нестерпимого огня.

Как высший закон Совесть есть сила, преображающая земное бытие и творящая судьбу всего человечества и каждого человека в отдельности. В этой духовной силе сливаются воедино сила любви  и сила подвига, сила  познания  и сила творчества. К живущему по совести приходят не только волны угрызения, когда он уклоняется от духовно верного пути, но и волны светлой радости и творческих озарений, когда путь его верен. 

Шукшин считал, что если в человеке живет правда, если он руководствуется в жизни совестью, то он – настоящий интеллигент, и очень хотел, чтобы таких людей было больше. Он пишет: «интеллигент – это мудрость и совестливость... а также способность сострадать чужим страданиям. Это горький, мучительный талант. Это, очевидно, и сдержанность и тактичность». По его взгляду, интеллигентность – «это неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется – для созвучия – «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «Что есть правда?», гордость… и – сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если все это в одном человеке – он интеллигент. Но и это не все. Интеллигент знает, что интеллигентность – не самоцель».

Шукшин первый, кто обратился к образу Матери – Совести. Этот образ начинает проявляться в фильме «Калина красная» в эпизоде встречи Егора Прокудина со своей старой, забытой матерью. Совесть жжет душу бывшего уголовника таким мучительным огнём, что он не только проклинает себя, но и обращается к Богу, прося у Него прощения. Вина перед матерью трансформируется в его душе в вину перед Богом как высшим нравственным законом. Еще более определенно эта идея находит свое развитие в задуманном Шукшиным сценарии, где события завершались бы такой сценой: идёт суд. На скамье – подсудимый. Входит Мать. Судья спрашивает: «Вы кто?». – «Я Совесть», – отвечает Мать. «Чья? Его?», – показывает судья на подсудимого. –  «И ваша тоже», – отвечает Мать. Это – гениальный образ. Как важно, чтобы мы научились видеть в совести любовь и мудрость великого женского начала – Матери, Матери Мира. Как хотелось бы, чтобы Мать – Совесть смогла войти не только в суд, но и в кабинеты всех министров и чиновников, а главное – в сердца всех людей. Жизнь преобразилась бы к лучшему, если бы мы взяли за правило руководствоваться в жизни не только законами, инструкциями, личными материальными интересами, но и Совестью.

У каждого человека может наступить момент, когда он на собственном опыте увидит целесообразность жизни по совести. Лишь тогда ему откроется его настоящая жизнь, наполненная более возвышенным и радостным смыслом и содержанием, откроется «чувство пути».

Сегодня в России выявляется очевидная закономерность: чем меньше у человека совести, тем больше у него денег, и тем успешнее его политическая карьера (за отдельными исключениями). «Деньги совести не имеют» – афоризм, приписываемый не действующему, а предыдущему «лидеру нации». Сами денежные купюры, несомненно,  совести иметь не могут. Дефицит совести порождает дефицит справедливости. И бессонное радение наших лидеров за повышение благосостояния народа оказывается фикцией и особой формой издевательства над людьми. Можно сказать, что деньги совести не имеют только потому, что её не имеют те, кто обязан заботится о достойном уровне жизни её граждан. Становится привычным нонсенс, когда у учителя нет любви к детям, у врача - милосердия к больным. Такой же нонсенс, когда у политика нет совести, а значит, нет и ответственности перед народом и перед будущим страны. И вот, когда власть становится бессовестной, появляются бессовестные законы, бессовестные реформы, бессовестной становится культура и вся наша жизнь.  Известный режиссер Карен Шахназаров как-то назвал то, что происходит в наши дни,  культурной деградацией. Сейчас вполне можно говорить о деградации духовной. Катастрофически нам не хватает людей нравственной силы и масштабов Шукшина.

(Использовались цитаты из исследования В.Н. Изразцова)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я очень люблю читать ЖЖ за завтраком, обедом и ужином. Часто наталкиваюсь на pora_valit и поражен тем, какие стереотипы в головах у людей. Я сначала подумал - кремлеботы, а потом зайдешь в журнал – вроде нормальный человек, а такую хрень написал.  ...
Меня тут уже стращают нещадно, что я пропала совсем. Ну вот так бывает, да. С Новым годом вас всех! И с наступающим Рождеством! А чтобы вы не скучали, вот вам две давние рождественские истории. Я как елку наряжаю, всегда вспоминаю эту) На ...
Чудеса библейского масштаба творятся в Пскове! Дело в том, что сегодня около 17:00 поступила информация о том, что горит военная часть под Псковом. В свою очередь начальник отделения по воздушно-десантной подготовке 76-й дивизии Александр Измайлов заявил, что на территории их части не н ...
Прогулялся вчера вечером по Сиреневому бульвару. Наблюдал такую картину. Цветущая сирень. Народ ломает сирень охапками! Аж хруст стоит. (Несколько человек вчера видел с большими букетами.) Кусты все обломаны, слава богу, они большие, и народ не может дотянуться до верхушек. Каждому, конечн ...
Что-то он сегодня многословен. Затишье?.. - Все же мне кажеться нужна разъяснительная работа.Просто подъезжать с мегафоном к блокпосту и разъяснять ребятам что надо сдаваться в плен и ехать в Крым на работу на виноградниках до конца войны.И ничего постыдного в таком поступке нет.Они не ...