Все хорошо, прекрасная маркиза, или *****цать лет спустя

топ 100 блогов priestal28.07.2012 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. (Мф. 12, 33)
Эти слова из сегодняшнего литургического чтения Евангелия как раз повод вернуться к недавнему посту в ЖЖ отца Агафангела, нашедшего одобрительные отзывы в том числе и от людей, которых я считаю близкими мне по духу. Поэтому тут же потянуло ответить, но решил выдержать паузу, чтобы не наговорить чего-нибудь сгоряча. Ведь я прекрасно понимаю, что настроение бывает разное, все мы люди, мне тоже очень хочется “позитива”, а потому порой видишь его там, где хочется, а не там, где он есть.
Но все-таки настораживает, что настроение это не совсем мимолетное, раз нашло такой одобрительный отклик.
Главный мотив сообщения о. Агафангела можно свести с известной мудрости: “если долго сидеть на берегу речки, то непременно мимо тебя проплывет труп врага”... То есть если не бузить и спокойно ждать, то все, чего мы хотим, придет само собой... Через “*****цать лет”. Это “*****цать” вообще блестящая находка, достойная премии синодального информационного отдел. Оно как бы и не рано и не поздно... В обозримом будущем, но то ли при нашей еще жизни, то ли уже после... По крайней мере, не завтра, не через пять, не через десять лет, когда еще будут помнить обещанное и могут спросить. Как минимум двадцать. А там уже новое поколение, и ему уже можно заново обещать очередные *****дцать лет. Это напомнило мне, как на епархиальном совете, вердиктом которого мне запретили публицистическую деятельность, один из “маститых” потоиереев эдак “по-дружески” мне посоветовал: “Если у тебя есть какие-то мысли, то пиши лучше в стол, а потомки потом оценят: скажут - а может он был и прав...” Мол, только не сейчас. Прав ты или нет, главное - не порти нам малину. А после нас хоть реформы, хоть потоп, вот только сейчас не надо ничего трогать, ни на что покушаться. И чуть что - “мы еще не готовы”. Негатив в церкви? Так сколько же лет под прессом! Нужно время стать на ноги. Да-да, в точности то, что мы читаем у о. Агафангела. Как ни жаль, но это всего лишь старый избитый тезис иерархической бюрократии. Всегда очень удобно валить на прошлое и на всякого рода “последствия”.
Кстати, тоже напомнило. Три года назад побывал я в Абхазии, и там руины на каждом шагу и всеобщая разруха объясняется аналогичным образом: была же война, не все сразу... Помню, на вокзале в Гаграх, разбитом так, что казалось, будто бомбардировка там была еще вчера, разговорился я с милиционерами, поначалу принявшими меня за грузинского шпиона. В ответ на мое изумление от увиденного они привычно отреагировали: что ж вы хотите, была ж война, и пообещали: приезжайте к нам через год - не узнаете. Я приехал через два года. И везде и всюду нашел все ту же разруху, ели не большую. Ничего не делается, мужики лениво поигрывают в нарды, но все уверены - вот пройдет время и все устроится. У них тоже ожидание своих *****цать лет. А между после войны прошло уже почти двадцать лет, за это время в СССР после войны уже запустили человека в космос. Еще интересно то, что разруха, объясняемая последствиями войны, в том числе и там, куда не долетел ни один снаряд, а вызвана она большей частью грабежом и растаскиванием всего подряд местным населением.
Вот и у нас так: прошли уже первые двадцать лет и даже больше в церкви. А мы все зудим: был же такой пресс, не так легко от него освободиться, нужно время... Не спорю, время нужно... Но, как известно из физики, пройденый путь определяется не только временем, но и скоростью движения. Если она не равно нулю, то хоть какой-то путь должен был бы пройден. А если мы за двадцать лет не сдвинулись с начальной точки, а то и откатилсь назад, то как нам надеяться на дальнейшие двадцать и далее *****цать лет? С какой стати? Где хотя бы проблеск какой-то тенденции, чтобы можно было надеяться, что она при дальнейшем ускорении, всепри все большем освобождении от пресса приведет к желанным реформам, к желанному обновлению, простите за нехорошее слово, церковной жизни? Если мы будем, - возвращаясь к аналогии с Абхазией, - лениво двигать нарды на солнецепеке и растаскивать все, что еще осталось, то каким образом и чьими руками будет расчищен весь хлам, построены дома, устроены дороги и т. д.? За эти двадцать лет “церковного возрождения” что было сделано, кроме усиленного расширения сети обслуживания религиозных потребностей?
Возмем хотя ы самый простой аспект - богослужебный. Самый простой, потому что не связан напрямую ни с какими комерческими или властными интересами, это не общину возрождать, отношения внутрицерковные менять, как-то все более-менее наглядно. Достаточно лишь серьезно обсудить уже имеющиеся предложения, а не замалчивать и не отмахиваться от них. И не надо никого принуждать, а только лишь какие-то резонные предложения обработать и утвердить как допустимые в качестве эксперимента. Вроде бы для этого существует у нас даже Синодальная богослужебная  комиссия. И что же она выдала за эти двадцать лет? “Господи, спаси благочестивыя” да фразу диакона на Великом входе передали иерею. Гора родила мышь. Если вообще что-то родила, учитывая что подобные “реформы” ну не вносят ни малейшего вклада в пользу лучшего осмысления службы, даже в масштабах мыши. А можно было бы, например, даже “ничего не привнося нового”, просто, допустим, официально разрешить иерею вслух читать “тайные молитвы”, и без заглушения хором, что наблюдается сейчас даже если батюшка и рискует их читать. Сколько бы это дало для разумения прихожанами смысла Евхаристии и осознанного в ней участия. Напротив, если большая часть прихожан не только не слышит и не знает содержания этих молитв, но даже не подозревает об их существовании, то можно ли вообще говорить об их участии в Евхаристии?
Отец Агафангел проводит параллель с дореволюционным состоянием церкви. Для сравнения в той же богослужебной сфере достаточно открыть "Настолную книгу" Булгакова. Думаю, каждому священослужителю бросается в глаза обилие там ссылок на всевозможные решения не только центральных, но и епархиальных властей по всякого рода "недоуменным вопросам".
Но современных “власть придержащих” в церкви все эти "мелочи" не волнуют. Побольше бы приходов, а с ними прихожан, а сними доходов. Приходы и епархии все более коммерциализуются. Главное - чтоб был доход. Всячески поощряется строительство новых храмов, за это настоятелю-строителю прощаются “мнозие грехи”, закрываются глаза на любые нестроения и “чудотворения” на приходе. Потому что новый храм это новая точка по сбору доходов. Побольше прихожан, а какие они там будут, что будут понимать и во что верить, это уже последний вопрос. И даже лучше, чтоб меньше понимали, а то еще от излишнего понимания начнут “лезть не в свое дело”, а нам это надо? И прихожане все больше и больше свыкаются с навязанной им ролью пассивного потребителя “религиозных услуг”. А священник в храме все больше напоминает в лучшем случае рационального и расторопного стряпчего в лавке, а в худшем - советского торгаша с бессмертным лозунгом “вас много, а я одна”. И вдруг на этой почве возьмут да и появятся "самоуправляемые монастыри и финансово прозрачные епархии". Откуда? С какого, извините, бодуна? С какой стати из этого все более "худого дерева", что признаем даже самим фактом желательности реформ, возьмется "добрый плод"? Из какой "доброго сокровища"  будет в конце концов вынесено то доброе, часть которого упоминает, а еще больше предполагает отец Агафангел?
Из всего упомянутого можно ожидать разве что только "женские брюки в храме". Я даже удивляюсь, что это еще как-то тормозится. Ведь при существующей тенденции логично ожидать устранение   всех лишних препонов на пути к свечному киоску. А то, что кто-то еще может пожертвовать дополнительным доходом ради своих каких-никаких, но принципов, пусть  незамысловатых и не приветствуемых нами, напротив, вселяет надежду.
Все сказанное, конечно, не значит, что вообще не осталось в церкви островков "доброго". И среди этого доброго в том числе и отец Агафангел и все, что он делает. Но если эти островки будут благодушествовать в надежде, что они сами как-то через ******цать лет сольются в непотопляемый материк, то вряд ли они этого дождуться. От апостола Павла и до наших дней Царство Божие, как известно,  усилием берется.
О всем прочем, то есть  "сращивании церкви и государства" в российской империи и ныне, ну и о другом, чего коснулся о. Агафангел, скажу отдельно. А то и так "много букафф", да и на службу пора:)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В 2010 году в России разрешенная норма содержания алкоголя  в организме человека (промилле) при управлении автомобилем была отменена, несмотря на то, что она была одной из самых низких в мире. Сейчас, через два года, стоит признать, что ...
Вентиляционные шахты любого здания - прекрасное место, чтобы спрятаться. Во-первых, ни одна сволочь не подумает Вас там искать, а во-вторых, можно ползать решительно по всему строению. Новости по телевизору всегда показывают нужный ролик именно ...
Под катом фоточки. Фоточки не мои, я себе стою в пробочке в личной мафынке хотя бы в тепле и играю в пасьянс. Пока сотни терпил отмораживают йайки в минус двадцать и ждут у моря погоды (как в прямом, так и переносном смыслах). Теперь представим, что мечта йуных хипстеров и пропитых ...
Подходит дочка Алсу к маме в загородном имении: - Мама, почему люди такие злые?! Почему они столько гадостей мне в сетях пишут? - Потому что люди тебе завидуют. Как мы их называем? Правильно - чернь, толпа, сброд, стадо. Если их не наказывать, они начинают сильно хотеть, чтобы и мы жили ...
В общем, стала очевидцем одного занятного процесса, который меня удивил. Я человек из тундры, да) Путь к метро пролегает через Ходынскую площадь, а значительная часть прихрамовую территории обнесена забором. Так вот, вижу стоит мужчина и рисует на заборе всякую непотребщину. Рисовал ...