Возможна ли толерантность в Украине?

топ 100 блогов 04.05.2015

   Как на мой взгляд, сегодня этот вопрос не менее важен, чем борьба с коррупцией и евроинтеграция. Но что можно вложить в него? Можно ли сказать, что в Украине отсутствует толерантность? Скорее – присутствует проблемы «переходного периода».

   Вспомните, как Моисей водил 40 лет евреев по пустыне. Это весьма поучительная притча. У каждого человека есть возрастные «периоды» в жизни. И как бы не менялись обстоятельства жизни, детство и юность у многих ассоциируется с чем-то хорошим. Первые годы зрелой жизни запоминаются активностью в выборе (работа, друзья, новые места, семья). Во многом остаются внутри идеалы и привычки…

   Что происходит в Украине? Да и не только в ней. СССР просуществовал гораздо более 40 лет. Нет в живых тех, кто помнит расцветающую на глазах Российскую империю, блестящую культуру, образованных и высоко-патриотичных офицеров, уровень доходов рабочих, меценатство промышленников, силу купеческого слова… Когда-то нежелание отказаться от всего этого повело цвет нации на борьбу в гражданской войне с теми, кто решил уничтожить их жизнь и их ценности (включая и моральное «уничтожение» георгиевских наград). Но новые идеи победили…

   Практически не осталось тех, кто помнит насильственную коллективизацию, голодовки по всей стране, репрессии и концлагеря, «врагов народа» и рабский труд бесправного народа…

   Лишь война заставила партию взглянуть на народ иначе. Да и народ «посмотрел» «в Европах», как живут люди при капиталистах… Тяжесть войны, утрат, остались во многих семьях. И если не такая уж и большая часть России была оккупирована, то нет такого города или села в Украине, которые бы не перенесли ужасов бомбежки, разрушений, «зачисток», угонов населения на работы в Германию, оккупации и презрительных штампов в биографии граждан «во время войны находился на оккупированной территории».

   Послевоенные годы давали надежду, на глазах шло восстановление страны. Гонка вооружений поднимала науку и технологии. Смена политики партии со смертью Сталина позволила забыть о репрессиях и лагерях, легче вздохнули крестьяне. Именно эти годы подъёма стали временем рождения основной массы сегодняшних пенсионеров.

   Но уже рождённые в конце шестидесятых и начале семидесятых рассказывали анекдоты про шепелявящего Брежнева (хотя это было связано с тяжелым ранением в челюсть на Малой земле), слушали Высоцкого и Севу Новгородцева, скрипя сердцем, сотый раз конспектировали работы классиков марксизма-ленинизма, гонялись за пластинками «западных» исполнителей и джинсами. СССР ещё оставался «своим», обжитым домом. Но дом этот, с коммунальными квартирами, требовал ремонта или сноса. И когда начал трещать его фундамент, некоторые вспомнили, что когда-то жили в отдельных домах, что они в состоянии построить СВОЙ, новый дом. И СССР не стало…

   Но есть и ещё одно «наследие» партии. Понимая, что «классовая борьба» закончилась в стране еще до войны (физическим уничтожением «врагов»), надо было как-то решать национальный вопрос. Ведь от него никуда не деться. Во многом помогла в этом война. Люди в окопах не разбирались, кто какой национальности. Смесь патриотизма и страха тридцатых гнала их на пулемёты. И пускай «не без исключений», но война (и идеологическая работа) сумела дать народам некую дружбу. А после войны партия занялась и массовым «перемешиванием» народов. Военные не служили на одном месте больше пяти лет (обычно), после ВУЗа никто не мог сказать – куда тебя распределят, всесоюзные стройки, поиски денег на севере - всё это, как муку, замешивало людей в единое тесто «советского народа».

   Но, не получилось. Причин много, и обсуждать их не хочется. Мы столкнулись с фактом – СССР УМЕР. Во многом, благодаря 12 июня – Дню принятия Декларации государственного суверенитета РСФСР… И хотя это всех повергло в шок, именно это событие заставило многих подумать о своём доме. 16 июля аналогичную Декларацию приняла УССР. В Беловежской пуще лишь «выписали справку» о кончине больного. На карте мира появились новые государства.

   Государства – это не только территории. Это и люди. Многим пришлось делать выбор – оставаться там, где они учились и жили, работали и служили, или возвращаться в «свою» страну. Одно дело – после учебы вернуться к родителям. Другое – бросить квартиру и работу в Москве или Питере. Здесь нет одного рецепта. И никого ни в чем нельзя винить.

   Но, кроме географии, главное, что должен был решить для себя человек – остался ли он в прошлом, или он начинает строить будущее? А вот это – вопрос возраста.

   Как, прожив основную часть активной жизни в СССР, сказать, что вся жизнь прожита зря, что ценности, с которыми ты жил – неправильные? Но а как тем, кто родился после СССР, рассказывать, что сегодняшний день – ерунда по сравнению с временами СССР?

   Появляется конфликт возрастов. И, как наглядно показал Моисей, этот «конфликт» можно решить только одним способом – естественным… Временем…

   Что мы имеем в Украине? Украинцы всегда были одним из самых «затребованных» народов в СССР. Большинство генералитета и аппарата ЦК были украинцами. Тюмень и север, Дальний Восток и Средняя Азия… Не было такого уголка, где ни работали или ни служили бы украинцы. Но для многих из них «дом» и родители были в Украине. Была и другая «волна». Хотя на западной границе после операции «Висла» (насильственное переселение в 1947 году украинцев из Польши в Украину и выселение поляков и евреев (многие из которых поехали в Палестину строить Израиль) в Польшу) граница с ПНР практически разделила народы, внутри СССР никто, естественно, таких «перемещений» не делал. И с учетом того, что в обескровленную после войны Украину, приехало много русских (кто-то – восстанавливать промышленность, а кто-то и «замещать» выселенных крымских татар), а на территории республики дислоцировалось огромное количество войск и мощнейший Черноморский флот, огромное количество «оборонки» и объектов «союзного подчинения», то и в Украине образовался «нехилый» микс. Да и 4 из 14 военно-политических училищ МО СССР располагались в Украине (в том числе, в Донецке и Симферополе)…

   Украине досталась очень сложная «этнографическая» ситуация. Кроме разнообразного национального состава (не надо еще и забывать про евреев и греков, поляков и гагаузов, венгров и татар…), в Украине сосредоточилось достаточно мощная «группировка» преданных делу партии военных пенсионеров. Ведь далеко не каждому моряку удавалось уйти на дембель в Севастополе, а не в Североморске или Петропавловске-Камчатском…

   Первые годы «расставания» не особо затрагивали «прошлое». Была серьёзная кооперация. Люди свободно ездили к родственникам, работать, просто путешествовать. Но постепенно ситуация начала меняться. Всё чётче начали вырисовываться «индивидуальные» различия стран. Непомерно выросли транспортные расходы. У государств появилась разная идеология. Да это и понятно. Украина позиционирует себя, как независимое государство украинцев, а Россия остаётся многонациональной федерацией, которой по-прежнему надо управлять национальным вопросом. В Украине появились новые «старые» герои, а в России появился новый «старый» гимн…

   Вполне естественно, что различия в идеологии государств (или во внутренней политике) всё больнее наступают на память о прошлом «рожденных в СССР», все сильнее влияют на национальные чувства представителей разных народов. Можно понять Россию, в которой главная задача – показать равноправие наций в РФ. И Россия делает большую ошибку, говоря о «русском мире», ставя его выше отношений с бурятами или дагестанцами. Возможно, это не так заметно, но эта проблема будет только нарастать. Сильно ошибается и Украина, «давя» «старый мир». Понятно, что «рожденных в Украине» с каждым днём становится всё больше. На 1 Мая на демонстрации в украинских городах выходили уже не десятки тысяч, а сотни или даже десятки демонстрантов-пенсионеров… Но именно эта проблема вызвала конфликт в Украине.

   Понятно, что события в Украине – это последний «всплеск активности» тех, кто «живет прошлым». Уже через пять-десять лет сами собой уйдут в прошлое и красные флаги, и советская символика, которая будет продаваться антикварами вместе с символикой других эпох. Но стоило ли так «ускорять» события? Стоило ли вызывать такой протест?

   В Украине выросло новое поколение. И оно справедливо хотело своего места под солнцем. Хотело своих правил и своих идей. И новое поколение победило. Но всегда ли надо «добивать» противника? Ведь «милосердие» может превратить врага в союзника.

   Начнём с языка. Абсолютно понятно, что в Украине должен быть украинский государственный язык. Но есть два «но».

   Первое. Есть много людей, «рожденных в СССР», которые в силу независящих от них обстоятельств, не изучали украинский язык. И еще можно понять необходимость изучения французского, если ты всё бросаешь и едешь жить во Францию, но никто этого не делает в старшем возрасте. А уж если ты здесь родился и ехать тебе, собственно, некуда, то насильственное изучение языка невозможно. Хотя тут есть маленький момент. Язык бывает устный, а бывает и письменный. Если я свободно понимаю польский или беларуский, то это вовсе на означает, что я могу на них что-то написать… Увольте… Такую же картину имеем и в Украине. Я очень сомневаюсь, что есть люди, прожившие в независимой Украине более 20 лет (а телевидение, радио, пресса и в УССР всегда присутствовали на украинском языке, кстати, на куда более чистом) и не понимающие язык. Но когда им говорят, что они должны пользоваться только украинским языком – это вызывает естественный протест. И хотя таких слов нет в Конституции (там развитие русского языка отмечается отдельно), толкование некоторых высказываний ярых сторонников (что не есть государственной политикой) украинского воспринимаются именно так.

   Второе – русский язык исчезает из школьных программ. Возможно, на каком-то этапе это вещь нужная. Практически все дети начали свободно разговаривать на украинском. Часто замечал, как дети из русскоязычных семей между собой общаются уже украинскою мовою. И это нормально. Но уже лет через пять надо подумать о возвращении русского языка (наравне с английским) в школьную программу. Хотя бы для того, чтобы дети в Украине могли писать на русском не хуже русских (хотя, куда уже возможно хуже…). Знание любого языка только обогащает человека. А его исчезновение из школьных программ тоже «пугает» или вызывает чувство досад у русскоязычного населения. Хотя многие сегодня отдают своих детей именно в украинские школы.

   И вот вопрос – если в парламенте и на телеканах спокойно разговаривают на русском языке, любая организация принимает письма на русском языке (отвечают, правда, на украинском), то зачем вообще заострять на этом внимание? Всё идёт своим чередом. Введите факультативом русский язык в школах и «забудьте» языковый вопрос на несколько лет…

   Та же картинка с остатками советского прошлого. Ну хотят пенсионеры пару раз в году празднично одеться, выйти на улицу, пообщаться со своими «сверстниками», вспомнить годы юности (а им таки есть что вспомнить) – какого черта молодняк в балаклавах лезет вырывать у них из рук эти флаги и бить стариков? Слава богу, что в этом году всё обошлось более-менее мирно – спасибо милиции. Да, есть ещё те, кто любит Сталина и СССР, Путина и Россию. Так что, перестрелять их, или в тюрьму посадить? Обычно, это уже очень пожилые люди, у которых осталось в голове пару мыслей и убеждений. И исправить их НЕВОЗМОЖНО. Выделите им место и время, отгородите их от остальных – пускай люди порадуются солнышку и своим воспоминаниям. Я им вообще пароход бы организовывал. С портретами Ленина, Сталина и Путина, красными флагами и песнями советских лет. Почему все считают, что присматривать за парализованными стариками, которые ходят под себя – дело благородное, а потерпеть их воспоминания – недопустимо? Кого они уже могут сагитировать? Рожденных в Украине, тех, кто стоял на Майдане или вернулся из АТО? Старикам и детям надо уметь прощать… А мы их зачисляем в «стан врагов». Смешно и стыдно…

   Странно, хотел поговорить о проблемах толерантности в Украине, а кроме перечисленных проблем русского языка (смешных) и советских праздников, больше «проблем» и не вижу… Все народы спокойно живут вместе. В Закарпатье можно встретить названия улиц на венгерском, но они всегда рады туристам и называют себя украинскими венграми. Крымские татары, с которыми у Украины всегда были очень непростые отношения, называют Украину своей родиной, и все нормально воспринимают татар-журналистов или артистов… Активно живет польское землячество. Миллионы армян чувствуют себя в Украине, как дома, давно выучив украинский язык… Хасиды десятками тысяч приезжают на свой Новый год в Умань на могилу Цадика Нахмана, а в центре Киева стоит памятник Шалом Алейхему (Шолему Рабиновичу), в скверике возле которого днем сидят мамы с колясками, а вечером молодежь попивает пиво. Возможно, мало кто знает, но достаточно часто Русский культурный центр в Киеве на Подоле проводит замечательные концерты и потрясающие выставки, на который полно посетителей. Ибо и Россия бывает разной… У нас спокойно учатся вьетнамцы и негры. У нас давно чеченцы перестали ассоциироваться с рекетом или беззаконием. У нас сосуществует множество церквей, представители каждой из которых участвовали в общих молитвах на Майдане. У нас нет никакого деления на западную, центральную, южную и восточную Украину, разве что в прогнозе погоды по телевизору. А те «различия», которые обусловлены процентным составом и политической ориентацией пенсионеров, тают на глазах. Молодежь живет своим будущим, ассоциируя себя с большим единым миром.

   Очень жаль, что много россиян так и не хотят раскрыть глаза. И даже не столько на украинскую действительность – сколько на СВОЮ жизнь, на своё будущее, на своё место в мире… Да, у России – свой путь. Она должна строить страну, «удерживая» федерацию и решая национальный вопрос народов, живущих на своих исторических территориях. В Украине эта задача не стоит. У русских в Украине есть Россия, у греков – Греция, у венгров – Венгрия… У Украины одна задача – построить такой общий дом, в котором представителям всех народов, живущим в Украине, этот дом был бы не менее родной, чем «историческая родина». Такие же задачи у всех европейских стран. И нам с ними по пути. И никто не говорит, что путь России – неправильный. Он просто ДРУГОЙ и не подходит больше ни одному государству сегодня. Пытаться навязать ей другой путь – глупость. Но и в России говорить, что все живут «не по тем правилам» - неправильно. Главное не путь – а цель. И если цели у нас будут общие – добрососедство, процветание и кооперация – то именно это и есть главное.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я прочитал на форуме, что вся Миннесота сейчас забита белыми лебедями. - У ...
Колоссальные успехи Китая в развитии экономики поражают многих, особенно его рывок в последние годы и практически выход на первое место в мире по развитию своей экономики и ...
Моя уверенность в том, что промыть мозги можно только обывателям, несколько поколеблена. Газета Челябинский рабочий на 3-й странице 37 номера публикует нечто вроде интервью с этим "юношей со взором горящим", который, видите ли, решил немножечко помочь украинцам поубивать друг друга. Са ...
Папа римский Бенедикт ХVI принял решение отказаться от престола. Как сообщает итальянская газета Corriere sella Sera, причина ухода — ухудшение здоровья. Соответствующее заявление глава Ватикана сделал на латинском языке, выступая на церемонии ...
. Начну с того, что все «угрозы» в адрес путинской России, звучащие из-за рубежа, выглядят откровенно смешно. На то, чем угрожает или может угрожать нынешней ...