Воздушный бой: почему побеждают израильские асы

топ 100 блогов shaon20.08.2021 В военной авиации принято удостаивать почетного звания «ас» летчиков, сбивших в воздушных боях пять или более вражеских сверхзвуковых реактивных самолетов. Таких летчиков в израильских военно-воздушных силах больше сорока человек.

Но время не стоит на месте - развитие авионики и ракетного оружия кардинально изменили воздушный бой: теперь речь идет не о воздушной схватке в ближнем бою, сегодня летчик-истребитель готов поражать цели за десятки и сотни километров.

Израильская школа воздушного боя идет в ногу со временем и успешно готовит летчиков-истребителей к воздушным сражениям 21 века

Воздушный бой: почему побеждают израильские асы
Патч 101 Squadron истребительной авиации ВВС Израиля



Все права на текст принадлежат Александру Шульману(с) 2007-2021
© 2007-2021 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора – запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.


Александр ШУЛЬМАН

Воздушный бой: почему побеждают израильские асы


Этот воздушный бой, в котором выдающийся израильский летчик-ас Гиора Эвен (Эпштейн) сбил четыре вражеских самолета, вошел в анналы истории боевой авиации. 20 октября 1973 года звено майора Г.Эпштейна прикрывало с воздуха израильские войска, форсировавшие Суэцкий канал и, несмотря на ожесточенное сопротивление врага, стремительно продвигавшиеся в глубь территории Египта.

В воздушном бою майор Г.Эпштейн сбил вражеский МиГ-21, однако у летчиков его звена заканчивалось горючее и он приказал им вернуться на авиабазу. Сам он принял решение продолжить «свободную охоту».
За дальнозоркость (он видел цели за 44 км, тогда как обычный летчик видит на дистанции в три раза меньше) Эпштейна прозвали "Соколиный глаз"
Оставшись один, он издалека обнаружил группу вражеских МиГов-21.
Несмотря на явное численное превосходство врага, Г.Эпштейн решает атаковать.

42,63 КБ
Полковник Гиора Эпштейн (Эвен), 17 сбитых сверхзвуковых реактивных самолетов врага типов МИГ-21, Сухой-7, Сухой-20. Признан самым результативным летчиком-истребителем реактивной авиации на Западе


Выполнив воздушный маневр, он расстреливает из пушки зазевавшийся вражеский МиГ-21 и тот взрывается в воздухе. Г.Эпштейн обнаруживает у себя на хвосте пару МиГов-21.
Г.Эпштейн резко уводит свой самолет и ракеты проходят мимо.

Теперь Г.Эпштейн сам выбирает свою жертву – он садится на хвост проскочившего мимо него самолета и в упор расстреливает его из пушек.

Очередная пара вражеских МиГа пытается «зажать» самолет Г.Эпштейн. И Г.Эпштейн атакует – в момент, когда самолет врага перевернулся на спину, Г.Эпштейн выпускает короткую очередь по кабине пилота – и вражеский самолет штопором врезается в землю.

Небо полностью очистилось – ни МиГов, ни струй дыма, ни парашютов, вообще ничего. Четырех сбитых в одном бою вражеских МиГов вполне достаточно.

За день до этого, 19 октября 1973, Гиора Эвен-Эпштейн сбил еще четыре вражеских истребителя МиГ-21, Су-7, Су-21. Таким образом, Гиора Эвен-Эпштейн стал единственным летчиком в истории, которому за 46 часов удалось сбить 8 реактивных самолетов противника.

Бригадный генерал Гиора Эвен (Эпштейн), выдающийся представитель израильской школы воздушного боя, является самым результативным летчиком-истребителем в мире – на его боевом счету 17 сбитых в воздушных боях реактивных сверхзвуковых самолетов врага типов МиГ-17, МиГ-21, Сухой-7, Сухой-20.
Свой счет воздушных побед Эпштейн открыл 6 июня 1967 года во время Шестидневной войны, когда он сбил Су-7.
Во время Войны на истощение в 1969-70 Эпштейн сбил МиГ-17, Су-7 и два МиГ-21.
Особо отличился Эпштейн во время Войны Судного Дня 1973 года.
С 18 по 20 октября 1973 года он сбил вертолет Ми-8 и восемь самолетов: два Су-7, два Су-20 и четыре МиГ-21.
24 октября 1973 года, Эпштейн сбил еще три МиГ-21 к западу от Большого Горького озера.

Воздушный бой: почему побеждают израильские асы
Полковник Ифтах Спектор. На его боевом счету 15 реактивных самолетов врага, сбитых в воздушных боях

ПРичины столь выдающейся результативности такого мастера воздушного боя, каким является бригадный генерал Гиора Эвен (Эпштейн) специалисты ищут и в том, что он обладал воистину ястребиным зрением - он видел цели на расстоянии в 44 км, что в три раза выше остроты зрения обычного человека, и в том, что свою армейскую карьеру он начинал инструктором парашютно-десантной подготовки - на его счету более 700 прыжков с парашютом.

Но главным, конечно, является его высочайшее летное мастерство, профессионализм, отвага и чутье летчика-истребителя.

За десятилетия войн и вооруженных конфликтов в израильских частях истребительной авиации накоплен уникальный опыт ведения воздушных боев против всего многообразия типов вражеских самолетов, что позволяет говорить о израильской школе летчиков-истребителей со своим своеобразным почерком ведения сражений в воздухе.

Воздушный бой: почему побеждают израильские асы
Полковник Иехуда Корен. На его боевом счету 12 реактивных самолетов врага, сбитых в воздушных боях

Израильская школа воздушного боя признана лучшей в мире – на счету израильских асов 686 сбитых в воздушных боях вражеских самолетов.

Основы этой школы были заложены еще в начале 50-ых годов, когда подполковник Менахем Бар, командир первой эскадрильи реактивных истребителей Хель Авир, строго и придирчиво отбирал будущих пилотов своей эскадрильи. Уже тогда он обратил внимание на молодого летчика лейтенанта Яакова Нево, только что закончившего курсы пилотов.

Яаков Нево, никогда не мечтал о карьере летчика. В авиацию он попал случайно, в 1950 году призывная комиссия военкомата совершенно неожиданно для него дала направление на учебу в летной школе. Вместе с другими молодыми пилотами из эскадрильи Менахема Бара он осваивал первые реактивные самолеты «Метеор» и «Супермистер», поступившие на вооружение израильских ВВС.

Яаков Нево тщательно анализировал пилотажные приемы и маневры пилотов в учебных и реальных воздушных боях, обобщал полученный опыт и предлагал новые тактические и пилотажные приемы. Свои теоретические открытия Яаков Нево проверял в воздушных схватках. В ходе Синайской кампании 1956 года Яаков Нево сбил в воздушных боях три МИГа, это стало лучшим подтверждением его теоретических построений.

В начале 1957 года Яаков Нево написал 77-страничное наставление «Ведение воздушного боя», в котором изложил свои идеи и практический опыт летчика-истребителя. Этим наставлением заинтересовалось командование Военно-воздушных сил, и вскоре труд Яакова Нево стал настольной книгой для поколений израильских летчиков-истребителей.

Воздушный бой: почему побеждают израильские асы
Подполковник Дрор Хариш. На его боевом счету 12 реактивных самолетов врага, сбитых в воздушных боях

Воздушный бой: почему побеждают израильские асы
Подполковник Исраэль Бахарав. На его боевом счету 12 реактивных самолетов врага, сбитых в воздушных боях

Секрет израильских асов приоткрыл полковник Авраам Шалмон – опытнейший боевой летчик, на счету которого 15 сбитых вражеских МиГов (в их числе два русских МиГ-21, сбитых в воздушном бою 30 июля 1970 года; пилот одного из них капитан Николай Юрченко погиб, второй капитан — Георгий Сыркин, спасся на парашюте) :
« В воздушном бою важно выйти на кратчайшую дистанцию к самолету врага и тогда его уничтожение гарантированно. Для этого достаточно в совершенстве владеть приемами высшего пилотажа и обладать железной волей к победе и отвагой. Но главное оружие летчика-истребителя – это его голова, способность схватывать ситуацию и мгновенно принимать верное решение».

В Хейль Авир существует весьма жесткий отбор летчиков в эскадрильи истребительной авиации. Только люди с незаурядным летным талантом и бойцовскими качествами могут претендовать на получение этого почетного звания.

Воздушный бой: почему побеждают израильские асы
Полковник Иаков Рихтер. На его боевом счету 11 реактивных самолетов врага, сбитых в воздушных боях

Характерен пример с летчиком-истребителем Эхудом Ханкиным. В 1969 году он, тогда юный лейтенант, в составе группы израильских летчиков был направлен в США, где на авиабазе в Калифорнии им предстояло освоить самолет «Фантом». Полученные знания закреплялись в учебных воздушных боях с опытными американскими летчиками, участниками войны во Вьетнаме. И победа в этих схватках всегда сопутствовала израильскому пилоту.

Американцы недоумевали – каким образом не имеющий боевого опыта юный летчик, каким был Эхуд Ханкин, берет верх над тамошними асами, и сами же отвечали: - на это способен только прирожденный воздушный боец. Это мнение Эхуд Ханкин подтвердил в воздушных боях над Суэцким каналом, в ходе которых он сбил шесть вражеских самолетов типов МИГ и Сухой.

Высочайший профессионализм позволяет израильским летчикам с честью выходить из самых сложных ситуаций, когда практически нет шансов на спасение. 17 октября 1973г. при атаке батареи ПВО в районе Суэцкого канала русской ракетой СA-3 был повреждён израильский "Фантом". Осколки пробили кабину и раздробили кисть руки пилота лейтенанта Ранана Неемана.

Командование приказало пилотам катапультироваться. Однако лейтенант Нееман , вследствии ранения потерявший возможность управлять самолётом, решил не покидать повреждённый самолёт, а попытаться вернуться к своим.

Штурман, лейтенант Йорам Ромем , принял на себя управление самолётом и вывел его из под огня. Управляя самолётом одной рукой лейтенант Нееман сумел посадить его на базе ВВС Рафидим.

Воздушный бой: почему побеждают израильские асы
Бригадный генерал Одед Маром. На его боевом счету 9 реактивных самолетов врага, сбитых в воздушных боях

Небывалый случай в истории авиации произошел 1 мая 1983 года в небе над пустыней Негев – израильский летчик-истребитель смог посадить сверхзвуковой реактивный самолет ...с одним крылом. Это только в песне поется «На честном слове и на одном крыле...» - в реальной летной практике потеря крыла самолета означает неминуемую гибель самолета и его экипажа.

В этот день проходил учебный воздушный бой пары F-15 против пары Скайxоков. Пилот самолета F-15D N973 из 106-й эскадрильи капитан Цви Недиви в ходе выполнения атакующего маневра внезапно столкнулся с одним из Скайхоков А-4N N374 из эскадрильи "Летающее Крыло".

Пилот Скайхока катапультировался. А F-15D, потерявший при столкновении правое крыло, свалился в штопор.
Пилот F-15D Капитан Цви Недиви получил приказ с пункта управления полетами немедленно покинуть самолет, однако пилоту удалось выровнять самолет и посадить самолет с одним крылом на авиабазе Рамон.

Командование Хейль Авир ознакомило с этим случаем фирму Макдонелл-Дуглас,производитель самолета F-15D. Там поначалу отказались в это верить, поскольку управление самолетом с одним крылом аэродинамически невозможно, что подтверждается компьютерными моделированиями. Однако ознакомившись с фотоматериалами, американцы признали, что на такой подвиг способен только «адски хороший пилот».

Воздушный бой: почему побеждают израильские асы
Бригадный генерал Ран Ронен. На его боевом счету 8 реактивных самолетов врага, сбитых в воздушных боях

Впрочем, развитие боевой авиации не стоит на месте и сегодня на смену самолетам, оснащенным ракетами и пушками ближнего боя, приходят системы оружия нового поколения.

Майор Элад, возглавляющий подготовку летчиков-истребителей, говорит, что воздушные бои на коротких дистанциях уходят в прошлое. Современные системы оружия позволяют пилотам наносить удары с расстояний в десятки километров, не видя глазами свои цели. Если в прошлом победы в воздушых боях достигались за счет мастерства пилотирования летчиков, то в воздушных боях 21 века решающее значение имеет совершенное владение системами авионики, такими как радары, ракеты, приборы обнаружения и наведения на цели.

Сегодня летчик, наряду с высокой маневренностью, должен в совершенстве владеть электронными системами ведения воздушной войны и мгновенно определять, какой тип своего ракетного вооружения необходимо использовать для поражения выбранной цели.

Майор Элад отмечает: « Современный воздушный бой требует от летчика обрабатывать огромное количество информации, непрерывно поступающей от различных электронных систем самолета и выбирать самые эффективные средства для поражения цели. Даже самый выдающийся летчик ничего не добьется, если он не способен управлять этим информационным потоком»

Самолеты израильской истребительной авиации сегодня оснащены сложнейшим ракетным вооружением, позволящим уничтожать цели за десятки, а то и сотни километров. Можно назвать управляемые радаром ракеты AMRAAM, действующие по принципу “выстрелил – и забыл» - после пуска их ведет радар до поражения выбранной цели. Их дальность увеличивается на больших высотах, где разреженность воздуха заметно уменьшает трение, влияющее на полет ракеты.

Воздушный бой: почему побеждают израильские асы
Бригадный генерал Моше Мельник. На его боевом счету 9.5 реактивных самолетов врага, сбитых в воздушных боях. 27 июня 1979 г. Мельник сбил сирийский МиГ-21, он стал первым лётчиком в мире, который сбил самолет на F-15


На более коротких дистанциях израильские летчики используют тепловые самонаводящиеся ракеты «воздух-воздух», такие как Python 5, реагирующие на тепло, выделяемое двигателями самолетов противника. Запущенная с борта самолета ракета управляется радаром до того момента, пока она «не почувствует» тепло двигателя самолета-врага. Дальность таких ракет может достигать десятков километров.

Несмотря на то, что уже более тридцати лет не происходило воздушных боев и современные технологии и вооружения полностью изменили традиционные представления о воздушном бое, он по-прежнему остается основой боевой подготовки летчиков-истребителей ВВС Израиля – более половины учебного времени летчики-истребители оттачивают свое мастерство в воздушных схватках самолетов различных типов. В Израиле считают, что только в таких «рукопашных схватках» летчик-истребитель становится настоящим профессионалом воздушной войны.

В израильских ВВС общепринятым является проведение учебных воздушных боев между эскадронами истребительной авиации, летающих на самолетах различных типов.

Учебные схватки ведутся без всяких скидок и победителем становится тот эскадрон, чьи летчики лучше проявят свой воинственный дух и «собьют» самолеты «противника», пытающиеся атаковать наземные цели.

Примером такого тренировочного воздушного боя является традиционная схватка летчиков эскадрона «Рыцари оранжевого хвоста», летающих на самолетах Суфа (F-16I)против летчиков эскадрона «Молотобойцев», летающих на самолетах Raam (F-15I).

Сценарий таких учений позволяет отработать основные задачи истребительной авиации, такие как перехват истребителей противника и защита наземных целей. Майор Зив, заместитель командира эскадрона «Рыцари Оранжевого хвоста», считает, что на таких учениях летный и технический состав эскадронов получает замечательный опыт ожесточенной воздушной войны без всяких условий и скидок. «Мы отвечаем ударом на удар»

Летчик эскадрона «Молотобойцев» лейтенант Рон говорит: « Это отличный опыт схватки с равным противником, летающем на самолете другого типа. Каждый самолет имеет свои преимущества и наша цель уравнять их в схватке. Победа достигается вашей творческой способностью сделать нечто неожиданное для противника»



https://www.iaf.org.il/

Воздушный бой: почему побеждают израильские асы Flag Counter

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
*Стефани вошла в комнату и сняла обувь. Комната была мягко говоря мрачноватой, но в то же время довольно скромной. Неко оглянулась и позвала* Элеанор, ты идёшь? ...
Предложите кусь на карман, метра полтора, если параллелограмм, или 1.3м по короткой стороне, если прямой отрез. До 2000. Могу предложить на обмен кашемировую Индию, 2м. Или градацию на ирландском льне fani_art Небесную лисичку, 3.6м. Тогда можно и дороже, но моя доплата опять же не больше ...
Неделю назад на ребенке 4,5 лет нашли клеща, как оказалось, зараженного болезнью ...
© Алексей Орлов * Орфография и пунктуация автора бережно сохранены. ...
Раз уж вчера в сфере косметологии стартовал новый сезон, да и количество читателей в последнее время резко увеличилось, думаю, самое время устроить френдомарафон. Итак, дорогие френды, читатели, пациенты и те, кто просто шел мимо. Давайте поделимся друг с другом (а заодно и со мной:) ...