Вот мчится поезд — красота...
mishemplushem — 30.11.2022 Теги: Павловский…стучат колеса – тра-та-та. Дениска у Драгунского был в восторге от железной дороги, и я ее люблю до ужаса, но накопился ряд вопросов.
Как мы помним, будет еще одно лето, и, я надеюсь, все снова двинутся в наши пригороды. Давайте же взглянем на электрички и вокзалы.
Поезда
Обычные пригородные электрички – лотерея. Вот такое может выпасть:
Это я в Сестрорецк поехал, туда всякие комфорты и ласточки от нас не ходят. Сел, осмотрелся, не поверил своим глазам, и правильно сделал: встал, вынес тушу в тамбур, заглянул в соседний вагон, а там тоже не Ласточка, но и не разруха.
Но поезд-то был пустой, а если бы в популярное время ехать? Вот то-то и оно. Таких вагонов, как тот, что подвернулся первым, в принципе не должно быть, они еще хуже советских, помните, с желтыми деревянными сиденьями. Постепенно они вытесняются нормальными, но пока, повторяю, как повезет.
Поэтому при наличии возможности выбираем Комфорт или Ласточку.
- Ты где сейчас? – спрашивает меня по вотсаппу иногородний
друг.
- Да вот, двинулся в Павловск на Ласточке.
- Медведь… Дюймовочка?!
Дюймовочке было бы всяко просторнее, но что в Ласточке объективно хорошо: более или менее удобные сиденья, всегда чисто, есть куда положить и повесить вещи, есть где зарядить телефон. Для интроверта (меня) важно, что граждане не сидят визави и не пялятся друг на друга, кресла расположены друг за другом, и на каждой спинке есть откидной столик. Теоретически существует туалет. Ласточка еще и идет довольно шустро, до Новгорода – три часа с маленьким хвостиком, до Выборга - два.
Моя личная любовь – кнопочки на дверях. Так как не все еще привыкли, время от времени раздается объявление, увещевающее: «Чтобы осуществить посадку и высадку, необходимо нажать на кнопку». Не все, правда, принимают это к сведению, многие ждут, пока из-за спины протянется нетерпеливая рука и всё устроит.
Проводники вежливые, контролеры приветливые, здороваются и желают счастливого пути.
Электричка Комфорт - в этом же роде, оборудована немного попроще и ходит поближе. На Ласточке едем в Выборг, Ораниенбаум и за пределы области, на Комфорте — в Пушкин и Павловск.
Что по-прежнему плохо:
На спинках сидений не предусмотрен кармашек, чтобы пихнуть туда бутылку, разнообразную мелочевку, телефон, киндл. Это неудобно, потому что пространство сильно ограниченное, и если соседнее место занято, то есть рюкзак на него не поставишь, приходится класть его на полку, а нужные в дороге вещи как-то распихивать или ими жонглировать.
Сиденья потенциально неудобные. Они и при рождении не гамбсовские кресла, но в перспективе у них наблюдается тенденция отвисания вниз. Отчего-то мне не кажется, что их будут заменять в авральном порядке.
Наличие туалетов в Комфорте и Ласточке громко заявлено, но по факту рассчитывать на них не рекомендуется. Их по два на поезд: в первом и последнем вагоне. Еще раз: не по одному на вагон, а по два на весь состав. В Новгород ехал как раз в вагоне с туалетом: в проходе всю дорогу стояла очередь. С моей точки зрения, это равносильно их отсутствию.
Ласточка, конечно, идет быстро, но, например, на обратном пути из Новгорода она подолгу стоит, то в Чудово, то еще где. Можно выйти подышать, посмотреть на котов, но если дорога в ту сторону занимает три часа, то в обратную – больше четырех.
С вентиляцией не всё благополучно. В Ласточке работает кондиционер, причем настолько хорошо, что даже в первом вагоне в воздухе не витает никаких намеков на присутствие туалета, но лично мне всё равно жарковато и душновато. В Комфорте есть возможность без труда открыть окно, но тут два подвоха. Первый – в массе своей наши сограждане против притока свежего воздуха, а препираться по этому поводу с матерями семейств у меня кишка тонка. Второй – однажды в самую жарищу пассажиры в едином порыве открыли всё, что можно, тут же прибежала проводница с криком:
- Да что вы, люди, творите, кондиционер же работает! – и их пришлось закрыть.
Дальше ехали как в бане. Впоследствии ездил с действительно работающими кондиционерами, но – см. Ласточку – жарковато, душновато: настраивают на средние по больнице температурные пристрастия, а они, как по мне, сильно завышены.
Вокзалы
Что безусловно хорошо: повсюду – удобные терминалы для продажи билетов. Народ пока им не очень доверяет, предпочитает живых кассиров, поэтому терминалы обычно свободны. С остальным сложнее.
К Балтийскому и Финляндскому вокзалам претензий нет. Они работают на пригороды, и всё организовано как надо: информация, туалет, зарядки, пожрать, посидеть.
Если же с вокзала отправляются еще и поезда дальнего следования (Витебский и Московский), начинается дичь.
Заключается она в том, что всё пригородное (пассажиры, платформы с поездами и кассы с терминалами) отделено от чистой половины, подобно самоубийцам за клабдищенской оградой. Надо, не заходя в такое привлекательное здание вокзала, тащиться куда-то за угол, во двор, где турникет напрочь отрезает тебя от благ цивилизации, в числе которых скамейки, туалеты, еда и табло с расписанием. Предполагается, очевидно, что пригородный пассажир должен являться точно к отправлению и с билетом в зубах стрелой лететь на свою электричку, безо всяких там глупостей, а приперся раньше времени – ну что ж, топчись в пустоте.
Лестницы. Это вообще финиш. Вот что имеем на Витебском вокзале:
Я не исключаю, что как-то можно попасть на пригородную платформу и через историческое здание (помню, сам несколько лет назад проникал), но, во-первых, там тоже лестницы, а во-вторых, никаких указаний на это нигде не видать.
Вот Ланская — так и видишь бабушек, с мешками и
узлами сумками и рюкзаками потянувшихся на дачу:
Опять же, я не проверял – вдруг там есть удобный подход? Но, например, у нас на Яхтенной его нет. Понесло бабушку за город – пусть тащится по надземному переходу. Сорок шесть ступенек вверх, сорок шесть ступенек вниз, а про гипотетический лифт потом отдельно расскажу. И назад так же, с кабачками и смородиной.
В Павловске лестницы еще хуже. Там сложился примечательный обычай – ставить турникет в устье подземного перехода между платформой и вокзалом. Вот вышли граждане из поезда, и давай толкаться у входа на лестницу. Или наоборот, совсем плохо: намылились успеть на электричку, а турникет там, на вершине, близ которой все давятся на узких крутых ступеньках, у кого-то не читается билет, кому-то разъясняют, каким местом его прикладывать, кто-то перепутал платформы и ломится назад - бабушку, бабушку не задавите; куда, цветы помнёте; осторожно – дети!!!
И под финал -
Безобразие
На конечных станциях Ласточка подается на платформу заранее, где-то за час, о чем извещает табло, с указанием платформы и пути. Двери же он открывает ровно за полчаса до отхода. Нет, ничего такого, типа уборки, за этими дверями целые полчаса не делается, вагон весь просматривается сквозь окна. То есть как минимум полчаса состав стоит просто так, с закрытыми дверями.
А билеты на него продаются без указания мест. В некоторых Ласточках есть по два вагона с фиксированными местами, но оформлять такие билеты надо заранее, долго и муторно. А так все просто в терминалах или кассах цапают билет, и в поезд. Поэтому те, кто хочет сидеть, приходят заблаговременно. Те, кто очень хочет – сильно заблаговременно. И образуют живые очереди у закрытых дверей поезда.
И это, по-моему, какой-то позор.
Вот эта очередь, с бабульками, детьми, да вообще – состоящая из людей, вынужденная под финал прекрасной поездки в Ораниенбаум или Выборг стоять хоть под дождем, хоть под солнцем у закрытых дверей – это позорище, стыдоба.
Ну не подавайте поезд, пока он не будет готов принять пассажиров, а раз уж подали, так откройте, изверги, двери сразу! Невозможно, постыдно, отвратительно – формировать очереди из живых людей перед закрытыми дверьми. Если на то есть какая-то неведомая мне причина – надо думать о том, как разрешать ее логистически и организационно ко всеобщему удовольствию, а не успокаиваться на том, что люди у нас и не к такому привычные, как-нибудь перетопчутся.
Об одном удивительном эпизоде, который породило такое положение вещей, расскажу в продолжении этой темы.
***
Пост относится к циклу «Будет еще одно лето»:
Ораниенбаум конфиденциально
Лабиринт (Павловск)
Ранее:
Веселое имя: Пушкин
Обстоятельства времени, места, образа действия...
(Новгород Великий)