вот какие печальные, но поучительные вещи случаются...
red_atomic_tank — 26.10.2017 ... когда критик сам себя запирает в клетке субъективного представления о жанре.Очень красивый и назидательный психологический этюд несоответствия объективной реальности субъективному ожиданию (ни слова про орков, хехе).
А ведь всего то надо было - выйти за рамки проштампованного "попаданчество - это о том как спасают Матушку-Расею!".
Кстати, там в комментариях Боря пообещал разоблачительный опус. Ждем, ждем! Боря, жги, мы в тебя верим.
__________________________________________________________
Оригинал взят у madcat2 в Подзадолбали меня тут похвальными отзывами на один трешак.
Оговорюсь сразу на случай, если упоминаемые литераторы вдруг понабегут: опус этот я читал по мере его написания (благо, автор так же у меня во френд-ленте есть), это было давно, перечитывать нет никакого интереса и поэтому говорить мне, что «в тексте было не так» бессмысленно. Так же бессмысленно сообщать, что о каких-то ключевых изменениях логики, физики, агрономии etc было сообщено мелким шрифтом в трех словах «в другой главе».
Вот честное слово, по прочтении эпилога «Серпа…» как-то сама собой нарисовалась параллель с любовным сериалом о балетной труппе с театром. Вымышленными, ессно.
Вот представьте: всем прекрасно знакомый театр с балетом, который, как известно, через пару лет разорится, разосрется и сгорит нафиг. Труппа с поименно известными примами, режиссерами, администрацией и подтанцовкой. О каждом написаны горы книг и сняты километры кинопленки. Наша фантастическая история о том, как все могло быть не так, начинается с того, что в труппу приходит новая, никому не известная балерина. Она юна, чиста, офигенно талантлива и главное – знает, что их всех ждет в мрачном будущем. Через три серии она поднимается из кордебалета к именным ролям, через пять – становится примой, через восемь – еще и режиссером! Она начинает работу по постановке «Лебединого озера», которой заткнет за пояс всех конкурентов и вытащит труппу к светлому будущему. Владелец театра во всем ей помогает, красиво ухаживает и даже в офигительно трогательной сцене просит ее стать ему женой, опорой в жизни и матерью общих детей. И тут она на репетиции поскальзывается на банановой кожуре. Перелом позвоночника и выкидыш! В следующей серии владелец театра распродает заготовленные декорации, выгоняет всех талантливых артистов, найденных героиней, дарит наработки по спектаклю конкурентам и уезжает в Ниццу с любовником. Слово «Конец» всплывает на фоне весело горящего театра с бомжующей алкоголичкой - бывшей ГГ. Да, это была внезапно последняя серия!
«Чо?!?» вахуе вопрошает зритель. Дык, отвечает автор: вы же прекрасно знаете, что владелец театра был стопроцентным педерастом. Вот! Кто мы, чтобы идти против правды? И разорились они неспроста: всем известно, что владелец влез в долги к мафии, спустил деньги налево и за ним таки пришли. И вы всерьез думаете, что это «Леебдиное озеро» им бы помогло? Вот смешные! И чего вы к банановой кожуре привязались? Вот прыгните на нее как балерина, я посмотрю, что вы сломаете! И, да, вот вам новый сериал: все те же, все там же, но теперь героиня пойдет совсем другим путем, она будет ставить «Спартака»! «Да ты издеваешься, б..дь!» - предсказуемо отвечают зрители.
А теперь вернемся от совершенно вымышленного сериала к реальному тексту.
Если вы беретесь писать в определенном жанре – придерживайтесь его до конца. В общем случае нельзя перед самым финалом менять любовно-производственный водевиль на трагедию или типовой попаданческий «нагиб истории» на чернушное «всепропальство». Это один из признаков того, что история не «рассказана хорошо», как пытается утверждать сосед-тоже-писатель, а запорота. Кто-то скажет «эксперимент»? Современное искусство и прочий перформанс? Я вас умоляю… У меня тут в соседнем зале была выставка с мастер-классом по ебле собак, вот это – «эксперимент и современное искусство». И при всем моем отвращении к людям, желающим влиться в те ряды, «Серп…» - просто пример того, как запороть историю, в последний момент перепрыгивая куда-то не туда. Это, конечно, не один из пролистанных мною фанфиков по Поттеру, заканчивающийся словами «…но тут началась Третья мировая война и на Хогвартс упала трехмегатонная водородная бомба…», но близко к тому.
Почти о том же, но с другой стороны: выписывая долго и упорно типовую схему обогащения и развития ГГ для того, чтобы разорить его буквально телеграфными строчками в финальных главах, вы делаете ошибку. То же с семьей и отношениями. Это та же «ядерная бомба на Хогвартс». Да, это возможно, но задача писателя – рассказать правдоподобную историю о том, почему это произошло. Упоминание политэкономии и качестве управления РИ начала ХХ века как необходимой и достаточной отмазки не выдерживает никакой критики. Собственно, именно эта ошибка и вызвала параллель со сменой половой ориентации хозяина театра. Именно так оно прописано и обосновано в тексте.
И о «политэкономии» как палочки-выручалочки финала. Товарищи писатели, хвалящие роман, а как давно у нас признали классического «бога из машины» признаком высокого качества работы? Я как-то упустил этот момент в литературоведении.
Ковыряться в мелочах, я полагаю, смысла вообще нет. По сравнению с вышеизложенным совершенно не важно, насколько неправдоподобно описаны «любовные», «военные» и «производственные» линии. Они именно что типовая залипуха книжки про «попуданца с промежуточным патроном».
А теперь о том самом «важном нюансе», который с одной стороны объясняет всю ту хрень, что написал автор, а с другой, нафиг обесценивает все претензии читателей. Ну и заодно дает ответ на вопрос, почему я воздерживался от обсуждения сего опуса до сих пор.
Попаданцы ущербны. Книги в жанре альтернативной истории с ними – не просто ширпотреб, они – трешак по большей части. Жанр в целом, и его герои в частности вызывают презрение – это нормально. Часто презрение вызывают авторы – это тоже нормально, хотя и социально порицаемо. «Не пиши х..ню» - говорили же им. «Серп…» же – особенный в этом ряду текст. Книга, рожденная презрением к целевой читательской аудитории. Построенная по схеме «вот щас они втянутся, а тут мы их хуякс – и в говно!» Их, читателей, а не героев своего романа. И именно поэтому почти весь текст собран из типовых, привычных и любимых читателем кубиков, как замок для маленьких детей, который автор затем пинком разрушает, чтобы послушать, как дите будет биться в истерике. Таки, возможно, «Серп…» - перформанс, и все ошибки, сливающие роман - запланированы. Типа, «так надо». Тем более, что ходят слухи о том, что это «особый проект, априори непонятный быдланам, для которых написана книга» и «срыв покровов в третьей части».
И ведь автор даже не скрывал свое отношение к читателям. В обсуждении глав – так вообще... Но тут есть маленькое «но».
Трудно сказать, чего хотел добиться автор. Читатель ведь не знает, какой конь-цепт родился под рюмку чая на посиделках группы писателей. Текстом-то он его до читателя не донес, если не считать тем концептом то самое «… и тут мы этого читателя раз – и в говно». А вот добился того, что те, кто читал автора раньше, на предложение очередной книги лишь брезгливо пожимают плечами: «данунахуй». Презрение к жанру переросло в презрение к читателю этого жанра, и автор бросил себя на алтарь, высказав это презрение СВОЕМУ читателю. Отличный план, ящитаю. Теперь оставайся, товарищ, со случайными связями с теми самыми «мимо проходящими». Друзья-писатели тебя поддержат, объяснят, что «это читатель теперь такой, сцуко, пошел… а ты молодец, пеши дальше в том же духе». А вот диалог с Читателем уже бессмысленнен.
ЗЫ я читал много историй про попаданцев, есть такой грех за мной. Статистическая выборка более чем репрезентативна, так вот: как только автор АИ-опуса с попаданцем любым способом проговаривает, что «пишет ликбез» - все. Это гарантия того, что написанное так или иначе обернется говном. Не было ни одного случая, опровергающего это наблюдение, и «Серп…» им также не стал. Собссно, причина очевидна: автор заявляет свое завышенное самомнение и дальше лажает, не понимая этого. Ведь пусть ты специалист, все знающий о культурной жизни периода – ты облажаешься в военно-технических вопросах; спец в военно-технических – напишешь дикую ересь про экономику, социальные отношения или психологию. И так далее, ибо специалист подобен флюсу, а роман будет требовать описания «не твоих тем». Ну а «специалист во всем» через страницу будет вызывать смех у людей, реально работавших по каким-то вопросам того времени своей клоунадой. Ведь от вопроса "и вот это - ликбез?!?" автору уже никуда не деться. Впрочем, скорее всего его не озвучат, ибо диалог бесперспективен.
И ведь рецепт не быть автором говна прост – помни, что среди читателей навалом людей, лучше тебя знающих тему, и НЕ ВЫЕБЫВАЙСЯ! Автору, предлагающему развлечься, простят если не все, то многое. Малограмотному «ликвидатору безграмотности» не простят ничего. Ибо нехуй.
ЗЗЫ Полное название опуса, если вдруг вы не знали: «Серпом по недостаткам», он есть на Самиздате. Но поверьте, если вы его не читали – не читайте, незачем тратить время. Даже в этом проклятом богами жанре есть вещи намного качественнее и интереснее.
|
</> |