Первый был во Франции, где архитектор Луи Ле Вё спроектировал
увеселительный Дворец Трианон-де-Фарфор в Версальском парке.
Подобно знаменитой китайской пагоде в Нанкине, Дворец был украшен
голубовато-белой фарфоровой крышей или, скорее, свинцовыми
пластинами, окрашенными под фарфор.
После того, как Людовик XIV мог представил миру свой
Дворец, все остальные Короли и Принцы захотели такой же.
По всей Европе были спроектированы многочисленные
увеселительные Дворцы в китайском стиле или, по крайней мере,
какие-то беседки. Немецкие правители сделали все, чтобы воссоздать
французскую модель Дворца, а в Германии китайский стиль получил
хорошее и основательное распространение.
Сказочный чайный домик расположен в Потсдамском летнем Дворце
Сан-Суси. Он был построен Фридрихом Великим в середине XVIII века
как садовый павильон. Великолепное здание является исключительно
красивым памятником, сочетающим экзотический китайский стиль и
европейский рококо, который был также на пике моды в середине XVIII
века.
Сказочный чайный домик украшен пальмами и фигурами, которые играют,
едят, пьют и танцуют.
В середине XVIII века, в период рококо, интерес к Китаю достиг
высшей точки. Интерьер не был чисто китайским по своему выражению,
что не следует воспринимать как невежество среди современных
архитекторов и экспертов по дизайну интерьеров. Идея китайского
ансамбля заключалась не в точном копировании, а скорее в создании
творческой постановки экзотического идеала. Таким образом, чаще
всего получалась смесь рококо, шинуазри и импортных китайских
деталей. Особой популярностью пользовались картины и дверные
накладки с китайскими сериями французского мастера Франсуа Буше,
чьи картины стали источником вдохновения для всей Европы.
Le Jardin Chinois
Чтобы придать помещению правильную обстановку, стены Дворцов
покрывались импортными китайскими бумажными обоями, желательно с
рисунком красивого сада.
Мебель украшалась китайскими орнаментами или производилась по
оригиналам из далекого Королевства. Консольные столы конструировали
так, чтобы драконы и китайские фигурки появлялись на поверхностях
зеркал. Импортная бамбуковая мебель стала трендом, как и мебель и
предметы искусства с лаковой отделкой.
Фигура в оправе зеркала одета в одежду китайского
стиля
Датский консольный стол
французский секретер
Даже в неоклассицизме конца XVIII века Китай продолжал
вдохновлять. Один из прекрасных образцов находится в романтическом
парке Лизелунд в Дании. Небольшой увеселительный Дворец
Лизелунд был построен для знатной четы Антуана и Лизы де ла
Кальметт, которые в конце XVIII века были популярны при Дворе. Один
из Салонов, оформленных в неоклассическом стиле, украшен мотивом в
китайском стиле с изображением обезьяны на бамбуковой ветке,
несущей прекрасную историю. Антуан родился в Лиссабоне, который в
1755 году пострадал от сильного землетрясения. Обезьяна, которая
жила в их семье, спасла семью своими предупреждающими криками, и
поэтому Антуан решил увековечить ее в своем прекрасном
увеселительном Дворце. (семья переехала в Данию в 1759 году).
Придворный архитектор Йозеф Кристиан Лилли (1760-1827)
отвечал за дизайн увеселительного Дворца Лизелунд.
Один из самых красивых образцов увеселительных Дворцов -
Китайский Дворец в Дроттнингхольме, который тогдашняя
Королева Ловиса Ульрика получила в подарок на
день рождения в 1753 году. Вечером Монаршая чета прогуливалась к
недавно построенному деревянному Дворцу, который был открыт
Кронппринцем Густавом в костюме китайского Принца. На красной
бархатной подушке он нес золотые ключи от Дворца своей матери. В
1763 году по чертежам Карла Фредрика Аделькранца (1716-1796 гг.)
был построен новый Китайский Дворец из камня, который сохранился до
сих пор.
Ловиса Ульрика была младшей сестрой Фридриха Великого и ей
очень нравился сказочный чайный домик брата. Это послужило поводом
для создания Китайского Дворца к ее дню рождения. Первый деревянный
увеселительный Дворец простоял всего 10 лет, сильно пострадав от
гниения.
Поскольку летом Дворец стал излюбленным местом Монаршей четы,
они решили построить новый Китайский Дворец из камня, и он
существует до сих пор. Это одно из лучших произведений шинуазри и
памятников XVIII века в Европе .
Одна из самых очаровательных комнат - малиново-красная комната
(комната Сидды), которая служила кабинетом Королевы. Вышивка
аппликаций на вставке из шелка была сделана Ловисой Ульрикой и ее
придворными дамами.
Декоративное искусство и архитектура XIX века также были
вдохновлены китайским культурным наследием. Все, от фарфора до
мебели и целых домов, приобрело формы и украшения в китайском
стиле.
Жемчужина архитектуры XIX века до сих пор находится в Тиволи в
Копенгагене - знаменитый Театр пантомимы 1874 года с характерным
китайским стилем.
Архитектор - Вильгельм Далеруп, который также приложил
руку к созданию Королевского Театра.