ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ПРЕЗРЕНИЕ (1963)

топ 100 блогов cambria_191909.09.2024 загл.jpg




Так бывает. "Они сошлись. Волна и камень".

Непокорный молодой гений французской "новой волны", брехтианец, социалист и провокатор Жан-Люк Годар - и миллиончик (почти) долларов продюсера Карло Понти.

Такого бюджета у Годара раньше не бывало.

Правда, надо было делать не своё и что хочешь, как он привык, а экранизировать книгу.

Годар, само собой, книгу облил презрением:
"Роман Альберто Моравиа  - это милое вульгарное чтиво для поездов.
Но именно из таких романов часто получаются самые лучшие фильмы".


И тут тоже так вышло.

Получилось кино, где каждый всё понимает по-своему и видит нечто своё.
Просто удивительно, насколько все по-разному воспринимают то, что там происходит.

А самое лучшее кино именно то, которое не объяснить словами.
Когда не очевидно
, "чему учит эта книга".

"Чтиво для поездов", естественно, всегда про женщину и про любовь:

плакат.jpg



Сюжет простой, но это как сказать.

Писатель Поль Жаваль (Мишель Пикколи) соглашается доработать сценарий некоего фильма про Одиссея  для американского продюсера  Джерри Прокоша.
Вот он сидит и дорабатывает:



писатель.jpg




Поль с молодой женой Камиллой недавно въехали в роскошную - не до конца, но очень дизайнерски обставленную - квартиру.
За которую ещё платить и платить:


билет.jpg





Потому выгодное предложение американца очень кстати.

Самоуверенный, энергичный, изрядно вульгарный продюсер Прокош (Джек Пэланс) – воплощение Голливуда, который и притягивал, и вызывал омерзение у Годара:


прокош.jpg





Прокош проявляет интерес к Камилле:


машина.jpg




Но всё вполне в рамках приличий – "ничего такого".
Ни страсти, ни харрасмента.


Однако Камилла из-за пассивности мужа в этой ситуации и из-за того, что он старается с продюсером сработаться (ипотека!), испытывает к Полю презрение:


нет.jpg




Такова завязка.

Мужское-женское Годара (да и Карло Понти) всегда интересовало.
Но не до такой степени, чтобы этим ограничиться.

Потому история писателя, который подгоняет под голливудский стандарт сценарий фильма об Одиссее, вылилась в большое кино о кино.

Оно о вечно лгущем, но единственно верном взгляде на мир. Стеклянным глазом камеры.

И на наших глазах не только сценарий пишется, но и само кино снимается:


кино.jpg




А главное, режиссёр этого фильма в фильме - Фриц Ланг.

Да, тот самый Фриц Ланг, который снял некогда "Нибелунгов", "М" и "Метрополис":


етрополис.jpg




Тогда, в 1920-е, он бы таким:


ланг.jpg






Теперь - в 1963 году - это спокойный старец.
Играет самого себя. Под своим собственным именем:



лангг.jpg





И это меняет всё.

Ведь одно дело писать про Одиссея для дежурного ноунейма, другое – для гения.

Гения, который уже прошёл все девять кругов Голливуда, сумев и в голливудских колодках снять выдающиеся фильмы и показать неукротимый нрав (нрав сочли скверным).
Которому в Америке дали денег, но так и не дали вернуться к  прежней дерзкой свободе.

Фриц Ланг уже всему знает цену:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ПРЕЗРЕНИЕ (1963) vlcsnap-00011_39_0.jpg




И потому он вполне может работать даже с дубоватым Прокошем.
Он знает: кино это режиссёр.

А Одиссея для Ланга не про шашни.
Она о силе судьбы.

Судьбу – богов - олицетворяют раскрашенные, как было принято у древних, античные статуи.
Бесстрастные и грозные:

боги.jpg





И Годар с этим согласен.
Он даже мелькнул в роли помощника высоко ценимого им Ланга.

Ну, а Ланг согласился сниматься в этом фильме, потому что ценил Годара.

Во время съёмок Годар записал интервью с Лангом и назвал его "Динозавр и дитя".
Динозавр – это Ланг.
Дитя, стало быть, Годар.

Дитя на съёмках:



годар.jpg





Продюсер же всегда думает иначе – что именно он главный.

Не только Прокош из фильма, но и реальный продюсер "Презрения" Карло Понти:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ПРЕЗРЕНИЕ (1963) carlo-ponti-5_cr.jpg





Понти мечтал  об ответе Голливуду, который тогда буквально наводнил Европу своими фильмами.
Мечтал том, чтобы всё было наоборот - чтобы этот его фильм смотрели в Америке.

Потому выбрал и роман про любовь, и модного француза-режиссёра.
Это должно было быть дорогое продюсерское кино.
И постер сделали в стиле китч:



постер.jpg




Потому-то Понти не пожалел на фильм миллион (почти) долларов.

Впрочем, половина этого миллиона ушла на гонорар Брижит Бардо.
За который она сделала всё, что могла.

То есть полфильма снималась нагишом:


ковёр.jpg




Плыла в море нагишом:


голая.jpg





Или ходила нагишом, но пикантно задрапированной:


они.jpg





Но эта роль считается лучшей в её карьере.

Кажется, она не вполне понимала, что играет, а это всегда даёт непредсказуемо впечатляющий результат.

Нет здесь в Бардо её привычной эмоциональности и бушующих вольных стихий, нет отчаянной непосредственности.
Только презрение.



унитаз.jpg





Бесконечные сцены выяснения отношений ничего не проясняют:
- Ты меня презираешь? Почему?
- Ты не узнаешь этого никогда.


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ПРЕЗРЕНИЕ (1963) dfec1b192e2c9dc2d05df26f3c03d507.jpg





У Камиллы/Бардо привычка богини к невозмутимой наготе и полная самодостаточность:


постель.jpg





Эта блондинка с копной спутанных волос из презрения вдруг надевает строгий чёрный парик:


зеркало.jpg





И глядит из этого мрака мстительными глазами Эринии:



брю.jpg





Она с другой планеты.
Где нет никаких Гомера и Фрица Ланга. Да и Годара.
Или они есть, но не значат ровно ничего.

Есть только она, и она полна презрения:



злая.jpg





Она прекрасна, что называется "без извилин" - и дальше по тексту.

Да о любви ли это кино?
Или о том, что никакой любви не существует?


Мы не знаем, как и почему Камилла любит Поля.
Если это и было, то до того, как мы её впервые увидели.


Поль любит Камиллу? Пишут, что да - и "ревнует", но это не так.
Он только мучается и изводится оттого, что его презирают.


Этот странный человек в шляпе:


он.jpg




Разгар итальянского лета, а он всегда в этой дурацкой шляпе:


билет.jpg





Даже моется в ней (тут он только собирается принять ванну, но потом и принимает её – в шляпе!)


ванна.jpg





Обычное дело – комплексы, начало облысения.

Правда, считается, что он носит шляпу в подражание Джеймсу Дину.
Но где "бунтарь без причины" Дин, а где этот задумчивый покладистый человек:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ПРЕЗРЕНИЕ (1963) 1920x (6).jpg




Ему нужна Камилла, но в жизни мужчины всегда есть не только женщина.

Насколько Камилла раскованна и безусловна в своём презрении, настолько Поль  старается одеться "по шейку" – ну, и эта шляпа.
Драма же:


нагота.jpg





Что до любви, то её недостаток заметила не только я.
Но и Карло Понти в своё время.


Потому, когда  всё уже было готово, он распорядился доснять эротический эпизод, когда пара ещё вместе и счастлива.

Если кино о смерти любви, то должна же быть где-то и сама любовь?

Годар на это требование рассердился и в состоянии крайнего раздражения таки эту сцену снял.
"Получите, распишитесь!"


Эта сцена открывает фильм и очень знаменита:


секс.jpg





Камилла и Поль (он наконец без шляпы; её, наверное, уже сдали на склад).

Она выжимает из него похвалы своим лодыжкам, коленям, бёдрам и т.д.

Поразительно, насколько по-разному эту сцену воспринимают.
Для кого-то она нежна и трепетна, для кого-то крайне черства. Для кого-то это буржуазная объективация женского тела, для кого-то единение душ.


Вот и весь фильм такой. Не дважды два четыре.

При этом чрезвычайно красивый.
Порой почти медитативный.
Душевная морока героев на фоне благородной обшарпанности послевоенной Италии.


Красоты Капри в античной незыблемости моря и неба:


съёмка.jpg





Об обшарпанности.

Тут есть то, что я так люблю – прекрасные локации. Те, что сами по себе герои, сами по себе отдельная партия в полифонии  сложно замешанного кино.
Которое при этом не выглядит сложным.


Во-первых, студия "Чинечитта" под безжалостным солнцем, вся  в воспоминаниях о помпезных пеплумах ушедшей эпохи:


чинечитта.jpg





Во-вторых – из той же эпохи Муссолини – Красный дом на Капри:


вилла.jpg




То есть вилла писателя Курцио Малапарте, построенная в 1937-1942 г.

Это странное здание на неприступном утёсе (если поднимутся волны, сюда не попасть – причала нет).
Оно напоминает ковчег, застрявший в скалах.

Или угрюмый форт, который мнит себя неприступным.
В нём даже окна – бойницы:



окно.jpg





Или древнее святилище с широкой лестницей, ведущей к площадке для кровавого заклания.
Почти как в "Метрополисе":



лестн.jpg




Впрочем, это всего лишь лестница в солярий:


эспланада.jpg






А от воды к дому ведут 99 крутых ступеней:


увы.jpg





Но здесь ещё и снимается тот самый фильм про Одиссея.
Подходящее место. Лишённое всякой утилитарности, быта и уюта.


Здесь и завершается история нелюбви.

Отсюда бежит Камилла, снедаемая презрением – а продюсер Прокош просто едет по каким-то делам.
Почему бы не подвезти даму.


Но разве боги вникают в такие мелочи?


сила судьбы.jpg





У богов свои резоны. Нам их не понять:


смрт.jpg







А уничтоженный презрением Поль в своей нелепой шляпе остаётся в Красном доме:


финал.jpg





Он работает. У него есть кино.
А кино это и есть жизнь.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Владимир Путин рассказал вчера на форуме «Россия зовёт», что санкции вредят не только нашей экономике, но и мировой. Это действительно так — и на месте наших западных партнёров я бы не очень радовался тому обстоятельству, что Россия потеряла из-за санкций несколько процентов от ВВП. ...
Прибалтбюро сообщает: В мае прошлого года в Таллине наркоманы обокрали начальника штаба Центра компетенции киберзащиты НАТО Франца Лантенхаммера. Они разбили стекло его машины, припаркованной на улице Рюйтли в Старом Таллине, и вынесли рюкзак и чемоданы. Как стало известно Delfi ...
Напишу и я о выборах. Давайте представим нечто совсем фантастическое – побеждает, скажем, «Яблоко». Или Борис Немцов (он не в «Яблоке» сейчас?). Хоть кто-то из вас верит, что это стало б началом серьёзных перемен к лучшему? Что эти люди способны на ...
На земле есть одно прекрасное место, которое можно назвать раем для любого туриста, там круглый год сияет солнце и бесконечные пляжи радуют взгляд. Это место находится в пятистах километрах юго-восточнее Каира и называется оно египетский курорт ...
Воскресные обзоры укроСМИ наводят на мысль, что где-то на самых верхних этажах имеют место договоренности. Риторика поменялась. Нет, репортажи о российско-террористических войсках и нарушении перемирия никто не отменял. Но. Впервые из уст экспертов, аналитиков и государственных деятелей ра ...