Воркута в июле 2010 года
etnodrom — 22.08.2010 Сначала всё было как обычно. Через полтора часа появилась первая облачность, через два с половиной внизу, насколько хватал взгляд, исчезли всякие следы деятельности человека, а через три часа самолёт приземлился, и мы вдохнули прохладный и разреженный воздух заполярья. Аэропорт. Странноватого вида изрядно обветшалое здание, внутри выглядит как забегаловка средней руки эпохи развитого социализма. В Воркуте, как мы убедились, всё — "изрядно обветшалое". Но об этом позже.Приготовившись к запредельным ценам на такси (ну север же!) мы были приятно удивлены стоимостью извоза. Частник, пользуясь нашей неосведомленностью, «заломил» из аэропорта до центра 200 рублей, а так средние цены по городу 100-130 рэ. Службы такси работают очень хорошо, все машины приезжали ровно через 5 минут после заказа.
По меркам средней полосы, Воркута — небольшой город. Из конца в конец его можно прошагать меньше чем за час. А чтобы неторопливо пройтись по по каждой улице, включая отдалённые районы, достаточно дня. И, поверьте, каждая улица здесь заслуживает самого внимательного осмотра. У нас было пол дня.
Архитектурно интересная старая часть города в районе пл. Кирова, пл. Мира и ул. Московская, построенная в колониальном стиле в 50-е годы по проектам ленинградских архитекторов, подверглась серьёзной погодной эрозии.
Кварталы деревянных двухэтажных зданий в районе ТЭЦ и Комсомольской площади полностью заброшенные, но еще не до конца разрушенные лишь изредка посещаются компаниями местных подростков и ещё реже — случайными туристами из Москвы.
Вообще, поддерживать жилой фонд в местных климатических условиях — труд неблагодарный. Оштукатуренные и выкрашенные фасады сохраняют свежесть всего 1-2 сезона. А муниципальные службы работают ничуть не лучше, чем в среднем по стране.
Асфальтовое покрытие разрушается ещё быстрее, поэтому дорожные работы продолжаются всё лето, вплоть до выпадения снега. Но это не помогает — следующим летом те же дороги приходится ремонтировать заново.
Новый центр Воркуты — ул.Ленина и микрорайон Тиман выглядят, впрочем, вполне оптимистично, особенно при солнечном освещении.
На улицах малолюдно, даже в прайм-тайм. Население "столицы мира", как иронично называют свой город сами местные жители, за последние 20 лет уменьшилось вдвое. К тому же летом воркутинцы почти в полном составе уезжают «на юга», оставшиеся ловят редкие солнечные часы для прогулок на свежем воздухе. В одежде северяне предпочитают чёрно-серую гамму, однако, встречаются радующие глаз исключения.
Экономический упадок витает воздухе. В городе нет киосков и ларьков. Вообще. Автомобильный парк внушает благоговейный трепет — лишь одна из десяти авто является иномаркой, а по улицам невозбранно разъезжают даже такие чудеса отечественного автопрома, как Москвичи-412. Стигматы советского строя и не думают покидать насиженные места, а настенной идеологии отнюдь не уменьшилось!
«Медвежий угол» (так переводится название города с ненецкого) оказался очень фотогеничным, давно не видел столь качественного и колоритного декаданса. Однако, несмотря на дестрой, Воркута поражает — самим фактом своего существования, так как условия жизни здесь поистине нечеловеческие. Непередаваемое ощущение «края ойкумены» на фоне многочасовой закатно-рассветной иллюминации полярного дня (в июле солнце заходит за линию горизонта всего на пару часов), освежающая прохлада и радующие глаз бескрайние просторы тундры — о чём ещё можно мечтать после удушающей московской жары, смога и многолюдья?
|
</> |