Воинствующее невежество
grizka — 18.01.2011 Не могу не процитировать великолепного мастера слова!Как говорится, и о культуре:
Нет, мой опыт говорит: человеку, чтобы достичь просветления, вовсе не обязательно ходить на выставки и спектакли. Ни к чему хорошему это все равно не приведет. Я вот был трижды в театре, и трижды это заканчивалось скандалом. Первый раз я отправился туда в нежном возрасте, когда заканчивал школу. Чтобы получить зачет по культурологии, нас заставили обойти все городские музеи, театры, художественные выставки. Было приказано сохранять входные билеты - как свидетельство пусть формального, но окультуривания.
В театре Драмы шла комедия положений на французской почве. Мы с товарищем мужественно просидели в буфете полчаса. Потом пробрались на пустой балкон. В этот момент я случайно задел недопитую банку из-под колы, забытую какими-то ценителями прекрасного. Банка свалилась вниз, но не упала, а тихо покатилась по карнизу балкона, методично расплескивая напиток на головы горожан.
- Еб...! Бл…! Еб…! – по цепочке один за другим громко удивлялись театралы...
У меня вот тоже с окультуриванием никогда не складывалось. На протяжении всей моей трудовой биографии молодые человеки романтического склада пытались вытащить меня из постели и приобщить к прекрасному. Я отчаянно сопротивлялась из глубокой уверенности: долгие ночные прогулки по городу, вкино и вконцерт имеют под собой только одну реальную причину - "попросту негде". У меня было, где, поэтому смысла бешено окультуриваться с очевидностью не было.
Вообще я очень уважительно отношусь к искусству (особенно к себе в нем) и допускаю, что образованный человек должен отличать великое живописное полотно от еды. Наверняка на том свете зачтется. Но походы в музеи и театры "лишь бы куда" с простановкой впоследствии галочки "вот и мы тоже культурные люди!" я люто-бешено ненавижу. Уж лучше "семейный вечер перед телевизором" - такой же пшик на выходе, но гораздо честнее.
На мой взгляд, в музей разумно ходить за конкретной информацией. И под руку со специалистом. Потому что иначе это будет баран и новые ворота, интересные, но непознаваемые в принципе. Я никогда не забуду визит в древний зал исторического музея (как это точно называется, не помню, была давно и напугана). Таблички на экспонатах: "неведомая ебаная хуйня примерно столько-то лет до нашей эры", "неведомая ебаная хуйня примерно столько-то лет до нашей эры и еще полстолько", "вааще в уме не имеем, что это!!", "а эту дешевую китайскую бижутерию наверное просто уборщица забыла". То есть все эти вещи кто-то долго изучал, чтобы в итоге выдать то, что и так видно? Хоть бы написали: "наверное, ложка", "зуб на отсечение не дам, но похоже на коромысло".
Вот то ли дело мы с Игланкой завалились в музей-усадьбу Царицыно! Часа полтора простояли у парадного платья Екатерины 2, обсуждая шовчики. Такое ощущение, что под конец в качестве экспонатов экскурсоводы показывали уже нас. И, кстати, я не очень поняла, почему она на всех портретах была изображена ровно в этом платье. Даже у меня парадных костюмов больше!
Или вот несколько лет назад была в Третьяковке выставка обожаемого мною Врубеля. И недорогая :) В итоге я почти все время зависала перед "Демоном сидящим"
А, к примеру, с Эрмитажем как-то не срастается. Вечно я попадаю туда за час до закрытия, и то в костюме Моцарта, то в экстра-миниюбке. В первый раз скрасила досуг французским туристам, во второй вернула смысл жизни каким-то мальчикам-зайчикам, томящимся на школьной экскурсии. Но как-то маловато. Еще пойду!
Зато к выставке всяческих средневековых пыточных инструментов в Петропавловке я бы, пожалуй, приобщилась, но, во-первых, мне каждый раз достаточно самой Петропавловки (люблю-нимагу, я даже купалась на тамошнем пляже... ну и подумаешь, что у Петропавловки купаются только москвичи и только один раз!). А во-вторых - ну и таки что они мне могут показать?!
Апофигеем стал Винзавод. Я не готова платить бессмертной душой за то, чтобы почувствовать себя богемой! Никогда больше. Только на конкретные выставки, желательно - знакомых авторов. Самой впечатляющей инсталляцией была серия плакатов с голодающими в Африке неграми, вывешенная ровно напротив бутика, самая дешевая вещь в котором стоила порядка 10 000 р. Я очень надеюсь, что они нарочно!
Только то искусство действительно нужно человеку, которое находит отклик в его собственном нутре. Разумеется, не попробуешь - не узнаешь. Но я свято верю: если для мощного духовного роста мне потребуется впечатлиться Джокондой, то во время очередного всемирного потопа ее портрет обязательно проплывет мимо меня!
|
</> |