"Вода, ветер, пыль и хлеб", дети, Иран
lozga — 23.08.2022 В замечательных мемуарах "Цыпленок и ястреб" воевавшего во Вьетнаме вертолетчика Роберта Мейсона есть такая сцена: Мейсон проходит по пустой вьетнамской деревушке и видит артефакты их культуры - плетеные лодки, водяные колеса, мебель, инструменты. И его поражает осознание - плетеная лодка не пропускает воду, колесо качает воду в оросительные каналы без электричества, мебель сделана без гвоздей, но удобна и функциональна. Он - представитель цивилизации моторов, нефти, электричества и пластика оказывается экзистенциально чужим в мире, живущем без всего этого. Наверное, потому, что он задумывался о таких вещах, у него в итоге и развился ПТСР. Но не будем отклоняться от темы. Из космоса Земля может выглядеть, как бледно-голубая точка, но на поверхности хватает места для огромного количества самых разнообразных культур. И как минимум интересно смотреть на сформированный многими поколениями опыт, выраженный в образе жизни народов. Именно эта мысль становится самой яркой при просмотре демонстрируемого на фестивале "Докер 2022" иранского короткометражного фильма "Вода, ветер, пыль и хлеб".Пожалуйста, не воспринимайте первый абзац как выпад против прогресса. У маленьких Абольфазла и Сетаеш, живущих в глухой провинции около ирано-афганской границы есть возможность наслаждаться его плодами - одеждой фабричного производства, телевизором и тому подобным. Но они живут в традиционных домах, похожих на юрты, и хлеб им пекут в местном аналоге тандыра. Мать Абольфазла даже имеет очень современный бизнес - экотуризм. У отца - финиковый сад, с одной стороны, такой же, как и тысячу лет назад, с другой - собранные финики пакуют в современные фабричные коробки.
Нехитрая драма ленты состоит в том, что у Абольфазла нет обеих кистей и одной руки до локтя, а у Сетаеш проблема, которую может породить только современная бюрократия. После определения ирано-афганской границы почти век назад часть людей оказалась без документов, их дети не могут получить свидетельства о рождении и поэтому не могут пойти в школу. Таких детей на сегодня примерно сорок тысяч, и фильм всячески подчеркивает ненормальность ситуации.
В то же время у режиссера, Махди Заманпура Киасари, получилась в каком-то смысле противоречащая тревожащему месседжу картина - происходящее на экране удивительно мирно, медитативно, светло, чисто и приятно. Параллельно, если не вместо социальной тематики получилась очень мощная реклама туризма в иранской пустыне. Может быть, очень вовремя - в текущей геополитической обстановке можно ждать значительного роста туризма в Иран. Становится даже немного стыдно - вместо переживания за проблемы героев кажется, что у всех все будет хорошо. Удивительное ощущение.
В целом, даже если вы не собираетесь бросить все дела и отправиться завтра в деревню Фахрадж провинции Керман, посмотреть "Воду, ветер, пыль и хлеб" стоит.
Я в социальных сетях:Вконтакте, YouTube
Поблагодарить деньгами: ЮMoney, Webmoney
|
</> |