Власть, авторитет и гордость учителя
toropysshka — 07.06.2017 Я же тут на очередные курсы записалась, точнее, записалась давно, а начались они две недели назад только. Это специальные курсы для учителей "Современные образовательные технологии: новые медиа в классе".Там все как обычно - лекции, тесты и творческие задания в виде эссе. Только не понятно, сколько таких эссе всего будет.
Мы предлагаем поразмышлять об изменяющейся роли учителя в современной школе в рамках одной из предложенных тем. Рекомендуем для успеха ориентироваться на критерии оценки. Объем эссе до 1500 слов.
Темы:
1. «Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника». Белинский В. Г.;
2. «Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью». Томас Сас;
3. «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Дмитрий Менделеев;
4. «Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя». Брюс Ли;
5. «Чтоб других учить, надо свой разум наточить». (русская пословица);
6. «О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним». Ричард Бах.
Критерии:
1) Анализ реальной ситуации в Вашей образовательной организации, подтверждающий или опровергающий выбранный тезис (тему)
2) Самостоятельность, убедительность аргументации, отсутствие плагиата
3) Фиксация идей, предложений по изменению роли учителя в современной школе
4) Опора на собственный педагогический опыт при разработке идей и предложений
5) Общие умения и навыки (оформление, грамотность и т.д.)
6) Дополнительные баллы
И собственно, мой ответ. Хвалиться не хочу, но там все правда!
«Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью». Томас Сас
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Дмитрий Менделеев
Я не смогла выбрать для размышления одно высказывание, потому эти два равно близки мне и моим учительским принципам.
Мой стаж педагогической деятельности – всего пять лет. Но за это время столкнулась с множеством разных педагогов, не только из своей школы. И сделала интересное наблюдение. Есть два полюса учительства. На одном - учителя, которые на вопрос ребенка «почему» отвечают «потому что я так сказала». Без объяснений. На втором педагоги, кто, ругая за что-то, объясняет причину. Кто, рассказывая урок, ловко вплетает в него рассказы о морали и нравственности. Кто, наконец, на своем примере показывает, как надо. И каждый учитель находится на определенной точке между этими полюсами.
Я как-то сразу интуитивно стремилась ко второму полюсу, а после этого наблюдения укрепилась в этих стремлениях.
У меня был один класс, в котором я преподавала английский язык с 9 по 11 класс. Это был «сложный класс с наглыми детьми», как охарактеризовала его мне одна коллега. Придя в этот класс на самый первый урок, я решила действовать не по учебнику, как того от меня ждали привычные дети, а достала ноутбук, раздала детям заготовки с текстом одной современной песни и мы начали ее петь. После мы начали читать и переводить текст, а затем снова петь, но уже осмысленно. Так урок пролетел незаметно и с обоюдным удовольствием. В конце дети спросили, всегда ли так будет. Я честно ответила, что нет, потому что есть учебная программа, которую мы должны освоить, но мы можем пять минут каждого урока этим заниматься. Так и случилось! Мы никогда не делали стандартные фонетические разминки, а вместо этого пели разные песни. В 11 классе этот «сложный класс» ставил со мной пьесу по «Чарли и шоколадной фабрике», причем участвовал весь класс, на каждый уровень знаний нашлась своя роль.
Я не берусь утверждать, что отношения у нас сложились только благодаря одному эпизоду. Конечно, это не так! Но этот эпизод дал детям толчок, помог понять, что уроки английского языка могут быть интересными и на добровольной основе.
Никакой власти у меня над ними не было. Участие в спектакле было полностью добровольное, и согласился весь класс. Они оставались на репетиции после уроков, но не очень много, потому что хорошо учили свои роли дома. Мы вместе делали декорации для этого спектакля. Все вместе собрали/сделали нужные костюмы. В общем, готовили спектакль от и до.
Власти никакой над этими детьми у меня не было. Был авторитет. И сейчас я решила проанализировать, как же так вышло. Получилось еще две причины, помимо озвученной выше, которая на самом деле не играет глобальной роли в получении учительского авторитета.
1. В течение урока дети отвечали сидя, я никогда не заставляла их вставать для этого. И сама при этом сидела. То есть мы были на одном уровне, я всех видела, меня все видели.
2. Я никогда не повышала на них голос. Даже ставя отрицательную отметку, всегда ее аргументировала.
Это размышление написано на примере одного классного коллектива. На самом деле у меня много учеников, и с каждым классом я стараюсь развить примерно эту же модель взаимодействия.
Получила 10 из 10 баллов.
|
</> |