Византийское великолепие и его неприятели.
aldanov — 24.09.2010
По Западной Европе проходит
выставка, посвященные так называемому Византийскому
тысячелетию - от основания Константинополя в 324 году и
до его падения в 1453. На деле, как мы видим, это целых 1100
лет! Экспонаты, собранные выставке, были предоставлены
хранилищем собора Св. Марка в Венеции, музеями Греции, США,
Украины, Израиля, Британии, Германии и др.
Вначале выставка гостила в Лондоне в Королевской Академии
Искусств с 25 октября 2008 года до 22 марта 2009 под
именем"Byzantium 330-1453". Интерес был
велик, приходило по 6000 посетителей ежедневно. Потом в
расширенном варианте (более 600 эскпонатов), выставка
состоялась в Бонне в Федеральной
галеерее искусств c 26 февраля по 13 июня под
названием Byzanz: Pracht und
Alltag (Византия: Великолепие и повседневная жизнь). И в
Германии интерес был огромен.
Главным образом на выставке освещался период подъема Византии
от времен Юстиниана I (527–565 A.D.) и до разграбления
Константинополя крестоносцами в 1204 году. Кстати, именно
тогда большая часть экспонатов нынешней выставки оказалась вне
Византии, и в тысячи раз больше драгоценных артефактов было
варварски уничтожено, превращено в слитки и драгоценные камни
спасителями Христова гроба.
По ходу выставок снова и снова
говорилось о необыкновенно высоком культурном и техническом уровне
Византии, и о ее важности для истории Европы.
Цитирую: "The contribution
of the Byzantine Empire to modern Europe is far more important than
we are aware of. Because Constantinople resisted Arab expansion,
the medieval West could continue developing. The christianisation
of all of Southeastern and Eastern Europe, the Balkan countries,
Ukraine and Russia was conducted by Byzantium; Cyrillic script was
developed by Byzantine missionaries. The European legal system is
based on the Corpus iuris civilis promulgated in Byzantium under
the emperor Justinian I. The Italian Renaissance received
substantial impulses from Byzantine erudition, not least from the
classical Byzantine painting. Even Turkish culture is likewise
partly based on Byzantine antecedents: for example, the typical
architecture of the mosques developed from the Byzantine domed
churches".
Добавить к этому можно много: высшее образование, медицину,
многочисленные технологии, научные знания, сохранение
философского наследия античности.
Что характерно, сейчас и в России вдруг начали вспоминать, как
много унаследовали от
Византии Алексей Лидов
Византийский миф и европейская
идентичность), и
понимать, когда во внутрироссийский оборот был
вброшен так называемый "византийский миф", негативное
восприятие Византии, все эти термины насчет византийщины и
византийской отсталости.
Как и следовало ожидать, так называемая петровская модернизация
притащила к нам готовые взгляды на Византию из
тогдашней Европы, и припопзднившиеся пророки
петровской вестернизации писали так:
Чаадаев: "Повинуясь
нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой
этими народами Византии за тем нравственным уставом, который должен
был лечь в основу нашего воспитания. Волей одного честолюбца эта
семья народов только что была отторгнута от всемирного братства, и
мы восприняли, следовательно, идею, искаженную человеческой
страстью".
Герцен: "Древняя Греция
изжила свою жизнь, когда римское владычество накрыло ее и спасло,
как лава и пепел спасли Помпею и Геркуланум. Византийский период
поднял гробовую крышку, и мертвый остался мертвым; им завладели
попы и монахи, как всякой могилой, им распоряжались евнухи,
совершенно на месте, как представители бесплодности... Византия
могла жить, но делать ей было нечего; а историю вообще только
народы и занимают, пока они на сцене, т. е. пока они что-нибудь
делают".
А противниками западников были славянофилы и они видели ситуацию
иначе:
А. С. Хомяков: "По нашему мнению,
говорить о Византии с пренебрежением - значит расписываться в
невежестве".
Т. Н. Грановский: "Нужно ли говорить о важности византийской
истории для нас, русских? Мы приняли от Царьграда лучшую часть
народного достояния нашего, т. е. религиозные верования и начатки
образования. Восточная империя ввела молодую Русь в среду
христианских народов".
Но, что характерно, если на Западе начали переоценивать роль
и вклад Византии в европейскую историю, то у нас находится сколько
угодно энтузиастов ее новых похорон. Многие
выскочили сразу после появления фильма Шевкунова (архимандрита
Тихона) "Гибель империи. Византийский урок"
2008
На мой взгляд, Шевкунов перебрал с параллелями с современностью и
слишком большой сконцентрированностью на политике
императоров. Критики - тем более
отреагировали политизированно, пояснений на темы образования,
ремесла, науки они просто не заметили. А это, возможно, и есть
самое важное в теме. Надеюсь, что об этом еще
напишу.
Курительница для благовоний в виде храма, Константинополь, 12 век. Basilica di San Marco, Venice
Барельеф на слоновой кости, Константинополь, 525-550,
размеры 42,8 х 14,3 х 0,9 см. Британский музей
Икона св Архангелом Михаилом, Константинополь 12 век.
Silver gilt on wood, gold
cloisonné enamel, precious stones, 46.5 x 35 x 2.7 cm. Basilica di San Marco, Venice, Tresoro, inv. no.
16.
Мозаичная икона с изображением св. Стефана. 11081113 , размеры 218 х 118 х 7 см. Киев.
Ожерелье,
Константинополь
около 600,
Römisch-Germanisches Zentralmuseum© RGZM,
Mainz
Св.
Федор, 12 век, Музей исторических драгоценностей,
Киев
© Museum of
Historical Treasures of Ukraine, Kiev
Витрина с ювелирными изделиями
Фризы колонн.
.
Модель ипподрома в Константинополе